velikol.ru
1

Взгляд на некоторые вопросы развития современного дошкольника

глазами специалиста Консультативного пункта

Смирнова М.А.

старший воспитатель

ГОУ д/с комбинированного вида № 2085


В 2007 году в нашем учреждении было открыто Структурное подразделение Консультативный пункт для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад, и их родителей (законных представителей). В связи с этим событием нашим педагогам, прежде всего специалистам Консультативного пункта, пришлось пересмотреть некоторые аспекты своей деятельности.

Описывать полностью систему нашей работы в Консультативном пункте не имеет смысла, поскольку с ней знакомы все заинтересованные сотрудники детских садов города благодаря целенаправленной и систематичной деятельности специалистов ЦМПСС «Лекотека» по внедрению, распространению и развитию новых (вариативных) форм дошкольного образования в г. Москве. В этой статье будут освещены лишь некоторые аспекты нашей работы.

Открывая структурное подразделение, педагогам и администрации ДОУ пришлось более тщательно пересмотреть содержание предметной среды кабинетов, прежде всего методического. При организации предметно-средовой модели кабинета мы придерживались принципа зонирования, позволяющего не только организовать общение со взрослым, но и занять ребенка интересной для него деятельностью, при необходимости, направить его активность в определенное русло (сюжетная игра, рисование, конструирование…).

Аксиома, на которой строится система работы структурного подразделения: если родитель обращается за помощью в Консультативный пункт, то это означает, что у него есть вопрос, на который он хочет получить понятный ему ответ квалифицированного специалиста. Поэтому одна из наших задач – быть компетентными в своей профессиональной области, не перенасыщать ненужной и непрактичной информацией наших посетителей.

Следует отметить, что в детском саду функционируют две коррекционные группы для детей с задержкой психического развития; как и предполагалось, к нам за помощью и поддержкой часто обращаются родители детей, имеющих отклонения в развитии. При необходимости к консультированию привлекаются специалисты детского сада, не внесенные в штат Консультативного пункта, прежде всего это учителя-дефектологи.

Встреча посетителей Консультативного пункта проходит в методическом кабинете. Мы приняли решение, что первичный прием проводят одновременно два специалиста: один из них (старший воспитатель) помогает родителю заполнить необходимые для дальнейшей работы документы (регистрационный лист, анкета), второй (педагог-психолог) наблюдает за ребенком, устанавливает с ним эмоциональный контакт, при желании ребенка вступает с ним в игровое взаимодействие. На этой встрече уточняется причина, по которой родитель принял решение обратиться к нам за помощью (запись на прием в Консультативный пункт часто осуществляется по телефону, тогда же и выявляется причина обращения, но нередки случаи, когда запрос родителя при личной встрече меняется), определяется схема нашего дальнейшего сотрудничества. Далее ребенок и родитель знакомятся с тем специалистом (или специалистами) структурного подразделения, который будет заниматься решением определившихся задач. Бывают случаи, когда уже на первой встрече родитель дошкольника получает ответы на волнующие его вопросы, но чаще эта встреча не единственна (в т.ч. нами ведется работа по сопровождению ребенка специалистами Консультативного пункта в соответствии с их профилем).

^ Проблемы, которые чаще всего выявляются специалистами Консультативного пункта при работе с детьми дошкольного возраста:

- У значительного большинства детей, которых мы наблюдаем, отмечается недостаточная сформированность моторных функций, прежде всего страдает мелкая моторика. Такие дети, как правило, неловки, часто навлекают на себя гнев взрослых, т.к. у них все в буквальном смысле падает из рук. При этом взрослые из лучших побуждений сами усугубляют состояние своих детей, лишая их самостоятельности (например, сами одевают).

- Фактически у каждого ребенка имеются речевые нарушения.

- Увлеченность детей телевизионными передачами, мультфильмами, компьютерными играми (часто не соответствующими возрасту) - ребенок меньше говорит сам, лишается полноценного «живого» общения со взрослым. Следует отметить: родители не скрывают, что для них это удобно – ребенок «занят», не мешает заниматься своими делами.

- Увлеченность родителей ранним развитием детей, при этом не учитываются возрастные особенности дошкольника, что часто приводит к обратному результату.

- Неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции ребенка, чаще всего вызванные несогласованностью педагогических воздействий на него значимыми взрослыми.

Мы внесли коррективы в содержание просветительской работы с родителями дошкольников, ориентируясь на обозначенные выше проблемы. Нами выявлено, что в большинстве случаев они вызваны непониманием или недопониманием взрослыми особенностей ребенка дошкольного возраста, своей роли в его развитии.

Зачастую уровень общения взрослого и дошкольника очень низок. Некоторые родители просто не знают о чем говорить с малышом. Мало того, что родители нередко самоустраняются от общения со своим ребенком, предоставив воспитательную роль всевозможным обучающим телевизионным и компьютерным программам, но еще и в некоторых случаях прогулка малыша ограничивается посещением с мамой супермаркета. Поэтому мы для себя определили в качестве одного из направлений просветительской работы: донести до родителей понимание роли прогулки в развитии, образовании и оздоровлении маленького ребенка, дать схему, руководствуясь которой родитель при желании сможет организовать интересную, веселую, познавательную для малыша прогулку. На данный момент нами разработан цикл консультаций по этому вопросу, к которым в настоящее время дорабатываются раздаточный материал.