velikol.ru
1
n=Внедрение групповой работы~sz=339569;pg=1;te=Цель проекта: Создать учебно-методический комплект с рекомендациями п по организации групповой работы и взаимодействию м младших школьников в процессе её выполнения~cat=~t=Реферат~!~



Проект

по теме:


Внедрение

групповой работы

в учебный процесс.


Проблема: развитие способностей детей.


Цель проекта: Создать учебно-методический комплект с рекомендациями п по организации групповой работы и взаимодействию м младших школьников в процессе её выполнения.


Задачи проекта:

1.Изучить концепции о коллективных формах учебной

деятельности.

2. Выявить роль учителя и ученика во время групповой

работы.

3. Разработать задания для групповой работы.

4. Составить практические рекомендации по организации

работы в группах.


Ожидаемый результат: инициативность и активное сотрудничество

детей в учебном процессе.


^ Конечный результат: обобщение опыта работы, составление перечня

правил организации групповой работы.


Содержание


Введение

…………………………………………………………………………

…………………………….

  1. Методика организации учебного сотрудничества

………………………………………………………………………....

2. Как руководить группами кооперативного обучения

3. Групповая дискуссия ……………………………………………

^ 3.1. Задания воспитывающие критичность мышления ребенка

3.2. Тренирующие в обнаружении границы собственных знаний

3.3. Формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию…………………………………………………………

4. Групповой опрос ………………………………………………...

5. Общественный смотр знаний …………………………………

6. Работа в малых группах формирует у учащихся следующие ценности

7. Правила организации групповой работы ……………………….

7.1. Общие правила организации…………………………………….

7.2. Противопоказания ……………………………………………….

7.3. Комплектация групп …………………………………………..

7.4 Законы работы ………………………………………....

8. Алгоритм работы в малых группах …………………..

9. Задания для групповой работы ……………………….

10. Диагностика способов учебного сотрудничества …………...

11. Приложение: «Урок литературы во 2 классе» …………………..

12. Библиография ……………………………………………………..


Введение:

Процесс обучения в школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также и развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. И если как конечный итог успешного обучения рассматривать именно сами знания и навыки, то в результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся будет испытывать большие затруднения в усвоении нового материала. Значит, главная причина таких затруднений состоит в неразвитости самих познавательных процессов.

Осознавая значение уровня развития познавательных процессов, я задавала себе вопрос: "Почему при самых больших усилиях со стороны учителей и родителей далеко не всегда удается раскрыть способности ребенка? " Так передо мной встала проблема выявления способностей детей и для решения этой проблемы использовать возможности учебного сотрудничества.

В школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание, следовательно, он должен быть включен в новые учебные формы сотрудничества, отличные от дошкольных форм общения со взрослыми, которые наблюдаются в первые недели жизни класса буквально невооруженным глазом. Это способы установления непосредственно-эмоциональных отношений со взрослыми (следование взором за учителем, стремление к телесному контакту, оживление при появлении учителя и т.д.), это предметно-действенная форма сотрудничества, которая предполагает действие по образцу (формула этого типа сотрудничества: "Делай вместе со мной, теперь делай сам, но так же, как я") и, наконец, игровые формы сотрудничества. Опираясь на дошкольный опыт сотрудничества маленьких школьников, мы - учителя можем сразу организовать такое общение, в котором может возникнуть (но может и не возникнуть!) учебное сотрудничество, цель которого - научить детей самому умению учиться.

Умеющий учиться - это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем - это начальный уровень развития умения учиться. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого в сотрудничество. В каких случаях это должно происходить? В ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т.е. он не знает способов ее решения. Как в принципе может действовать человек, когда он попал в новые условия и выяснил ограниченность собственных возможностей? В такой ситуации есть лишь три варианта действия
1)создать, изобрести новый способ;
2) найти недостающие условия в учебнике, справочнике, книге;
3) запросить недостающие данные у преподавателя, поставившего эту задачу.

Впрочем, учитель ничего не даст ученику в готовом виде, но организует поиск неизвестного. Первый и второй варианты встречаются у отдельных учеников, и в таких случаях мы говорим об одаренности или об опережающем развитии. Третий путь - норма для ученика, владеющего учебным сотрудничеством. В таком случае, встречаясь с задачей, он способен ответить себе на два вопроса:

  • я могу или не могу решить эту задачу?

  • чего мне не достает для ее решения?

Определив, чего именно он не знает, учащийся умеет обратиться к учителю не с жалобой "А у меня не получается!", а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия. В переводе на житейский язык это означает: ребенок знает, чего он не знает, указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

И наша задача - поддержать детскую инициативу, ибо только в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. (Вместо ученика хорошо отвечающего на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает).

На протяжении всего начального, обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать.

^ Методика организации учебного сотрудничества

Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Я убедилась, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

  • дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

  • дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это прообраз функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).

  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Организацию групповой работы я начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Учитель дает образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Он внимательно наблюдает за работой детских групп и выделяет наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее он просит детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

^ Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь учитель хвалит группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Можно проводить такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой шторм.

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

  • раздача дидактического материала;

  • планирование работы в группе;

  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

  • сообщение о результатах работы группы;

  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

^ Как руководить группами кооперативного обучения?

В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека. Лучше всего поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью - Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

 чтец читает вслух;

 секретарь - записывает что-то от лица группы;

 докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

 хронометрист следит за временем.

Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. Убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Надо устанавливать для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • говори спокойно и ясно;

  • говори только по делу.

Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Во время групповой работы учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.

В своей работе этот метод я использую на разных урока. Вот один из примеров. На уроках технологии есть вязание, выполнение ручных швов, оригами… Учителю приходится подходить едва ли не к каждому ученику. В проведении такой работы помощниками могут стать сами же ученики. В классе всегда найдутся такие ученики, которые лучше и быстрее других осваивают новые операции или даже уже владеют ими. Они то и могут выступать в качестве помощников учителя. Заранее выявляю знающих и умеющих. На уроке консультант учит рядом сидящего одноклассника. На следующем уроке дети меняются ролями. Положительные стороны этого способа ведения урока: дети работают спокойно, могут в любой момент получить помощь от консультанта, обучение проходит более эффективно, у любого ученика есть возможность проявить себя.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме

Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания "ловушки". В опыте моей работы накопилось несколько типов таких заданий, специально предназначенных для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве. Это задания:

Воспитывающие критичность мышления ребенка:

  • задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация, когда необходимо постоянно сопоставлять свою собственную точку зрения с любой другой, в том числе и учительской. Это воспитание привычки ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

  • задачи, не имеющие решения. Например, найти звуковую схему слова дети. "Исполнители" делают в точности то, что требует учитель: ставят пальчик на одну из схем; Настоящие ученики отказываются выполнять задание, не без удовольствия доказывая, что оно невыполнимо. Но занять такую позицию не всегда под силу в одиночку. Группа очень быстро обучается отказываться от выполнения невыполнимых заданий.

  • Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логику. Например, житейская точка зрения на слово плохо различает форму и значение слова. С житейской точки зрения слово "змея" длиннее, чем "червячок", слово "лениться" - не глагол, "потому что глагол отвечает на вопрос что делать?, а лениться - это ничего не делать".

Тренирующие в обнаружении границы собственных знаний:

  • задания, имитирующие позицию учителя. "Первоклассники научились обозначать мягкость согласных на конце слов. Выпиши слова, которые можно им предложить для записи: соль, речь, конь, любишь и т.д." Ученики должны выделить в отдельную группу слова, в которых ь на конце слова обозначает не мягкость согласного, а какую-либо грамматическую категорию, еще не известную детям.

  • задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с особой, нестандартной позиции. "В компьютер ввели программу всей русской орфографии. Но некоторые блоки программы испорчены. Сформулируй правила, которые надо запрограммировать заново, если компьютер сделал запись: "Медведь с валился въяму";

Формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию:

  • задания с недостающими данными. "К какой части речи принадлежит слово рабочий". Отвечая на такой вопрос, ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.

  • для воспитания привычки "спрашивания" необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель. "Я загадала букву, чтобы узнать ее, вы можете задать мне не более 7 вопросов".

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

В своей работе я использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы.

^ Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

В системе различных форм познавательной групповой деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп. В классе делается выставка работ учащихся. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так, чтобы были видны доска и класс. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, решения задач, заданий на смекалку и т.п.). Часть учеников выполняют работу у доски, часть, - сидя за партами, часть отвечают е места. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, перфокарты и т.п.) В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.

^ Работа в малых группах формирует у учащихся следующие ценности:

  • интерес к познавательным проблемам, над которыми работает ученик, и поиска возможностей для их решения;

  • владение определенными средствами для решения разной сложности учебных заданий;

  • познание своих собственных способностей и возможностей, интересов и склонностей к тому или иному виду деятельности, что важно для формирования личностной самостоятельности.

  • умение делать личностный выбор в соответствии с потребностями, возможностями, сложившейся ситуацией;

  • умения налаживать дружеские взаимоотношения и взаимодействия со сверстниками.

Общие правила организации групповой работы

  1. При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

  2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

  3. По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки "неверного" общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Во-первых, это типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".

  4. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

  5. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).

  6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

  7. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:



Основные противопоказания

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых учащихся.

  2. Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.

  3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.

  4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.

  6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.

Как комплектовать группы?

  1. По желанию.

  2. По уровням.

  3. Лидер набирает группу.

  4. Разнородные.

Законы работы.

  1. Зачем группа? (средство, где ребенок проживает …)

Формируется умение договариваться по поводу цели работы, задачи, способу работы (как), кто что будет делать, писать, говорить) Лидер - организатор договора.

  1. Представление результата работы групп.

  2. Сумели ли договориться?

  3. Как работала группа?

  4. Какое содержание она получила?

Алгоритм работы в малых группах:

  1. Ориентация на работу в группе.

  2. Организация взаимодействия, договор, распределение ролей ( кто за что отвечает)

  3. Цель работы (что будем делать)

  4. Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги)

  5. Результат (в виде чего)

  6. Кто его представит.

Задания для групповой работы

Я начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и пришла к выводу, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Я систематически подбираю задания для выполнения в паре.

Например, при изучении состава числа "8" в 1 классе, обращалюсь к классу: "Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7".

Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы: "Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".

Содержание диктанта включает следующие задания:

  1. Вариант I. Запиши число 100
    Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.

  2. Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.
    Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

  3. Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.
    Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

  4. Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.
    Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.

  5. Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.
    Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Стараюсь подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер. Например: "Дети, с Буратино случилась беда. Он держал в одной руке примеры с одинаковым ответом, а в другой - с разными. Он так спешил к нам на урок, что упал и все примеры рассыпал. Помогите Буратино". На доске записаны примеры:

 

 

73-70

43+50

38+20

90-30

60-2

49-30

56+2

18+40

Предлагаю детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой - на вычитание, а потом один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с разными.

Использую элементы групповой формы работы и при объяснении нового материала. Так, при знакомстве с темой "Прибавление числа к сумме разными способами" работу над новым материалом строю следующим образом: "Прочитайте выражение, записанное на доске: (4 + 3) + 2 Как называются числа при сложении? Изобразим наглядно числа, которые даны в примере. Ученики, сидящие слева, положите 4 треугольника (первое слагаемое), ученики, сидящие справа, - 3 квадрата (второе слагаемое), а посередине стола положите 2 кружка. Придвиньте к 4 треугольникам 3 квадрата. Посчитайте, сколько всего квадратов и треугольников. Придвиньте к ним 2 кружка. Сколько всего геометрических фигур? (одновременно запись на доске: (4 + 3) + 2 = 7 + 2 = 9.) Объясните решение. Правильно. Сначала вычислили сумму и к полученному результату прибавили число 2. А теперь придвиньте к 4 треугольникам 2 кружка. Сколько вместе треугольников и кружков? Придвиньте к ним еще 3 квадрата. Сколько всего геометрических фигур? (Одновременно запись на доске: (4 + 2) + 3 = 6 + 3 = 9.) Объясните решение. Правильно. Прибавили число 2 к первому слагаемому и полученный результат сложили со вторым слагаемым". Организую работу детей и по группам. Каждой группе предлагаем отдельную задачу

Группа 1. "Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин угля привезли на эти два дня?"

Группа 2. "За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?"

Группа 3. "В одной банке было 10 соленых огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?"

Группа 4. "В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а потом привезли еще 50 кг моркови. Сколько килограммов моркови стало в столовой?"

Группа 5. "В гараже было 8 грузовых и 2 легковые машины. Получили еще 4 грузовые машины. Сколько всего машин стало в гараже?"

Учитель руководит работой учащихся в группах: "Прочитайте задачу про себя: выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи. Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ задачи с товарищами".

В ходе такой работы дети приучаются к совместной деятельности.

Итак, элементы групповой формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение. Это первые ступени групповой формы работы, по которым поднялись первоклассники.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища.

Например, четыре ребенка получили текст одной задачи или ее краткую запись. Краткий записи задач можно оформить на доске, с тем, чтобы коллективно подобрать сюжет к ним, не противоречащий жизненной ситуации. Они размещены с таким расчетом, чтобы под каждой из них можно было записать решение.

1. I - 18
II - ?, в 3 р.б.?
2. I - 18
II - ?, в 3 р.м.?
3. I - 45
II - ?, на 4 б.?
4. I - 45
II - ?, на 4 м.?
5. 4 по 12
                ?
6 по 24
6. 6 - 18
5 - ?

Разбив детей на группы по четыре человека, учитель объясняет цель и порядок работы:

- Ребята, многие из ваших родителей добывают уголь, шьют одежду. Они работают в бригадах, таких группах, которые делают одно задание все вместе. Мы сегодня тоже, как мамы и папы, попробуем работать сообща. Ваша работа - решить задачу. Но прежде чем решить, ее сначала надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете учиться работать быстро, не отвлекаясь, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения. Вникайте в то, что делает ваш товарищ по группе. Если кто-то из вас будет отвечать недостаточно четко, оценка работы группы в целом будет ниже.

В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

С целью развития памяти учащихся учитель предъявляет задание только один раз, дети запоминают его и распределяют в группе:

  • рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное;

  • придумать условие задачи по краткой записи;

  • подготовиться к анализу задачи;

  • поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора;

  • назвать ответ задачи;

  • экономно расходовать время;

  • самостоятельно распределить роли при подготовке к отчету о работе группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие задачи, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно.

Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач. А затем к доске идет представитель от каждой из групп и по заданию учителя под краткой записью задачи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение. Этот прием способствует развитию внимания.

После окончания работы под условием записывается решение:
1. 18 х 3 + 18 = 72
Ответ: 72 дерева посадили в парке.
2. 18 : 3 + 18 = 24
Ответ: 24 кг яблок собрали.
3. (45 + 4) + 45 = 94
Ответ: 94 человека были заняты при закладке сада.
4. (45 - 4) + 45 = 86
Ответ: 86 человек были заняты при закладке парка.
5. 12 х 4 + 24 х 6 = 192
Ответ: 192 куста роз высадили школьники вдоль дорожек школьного двора.
6. 5 х (18 : 6) = 15
Ответ: 15 л воды надо отстоять для полива цветов в пяти классах.

Во II классе в конце года проводилось обобщение способов решения примеров по карточке - схеме:

Карточка - схема



В новом учебном году снова возвращаемся к этой карточке схеме, организуя работу в парах сменного состава. Для этого учащиеся класса разбиваются на четыре группы с таким расчетом, чтобы в первой группе были ученики с высоким и средним уровнем обучения, а в последней, четвертой - со средним и низким. Каждый из учащихся получает карточку, маркировка которой указывает на повторяемую тему и номер ученика по списку группы на учетной карточке.

Например, маркировка П-1 означает, что для изучения или повторения берутся способы решения примеров различных видов (П) и эта карточка вручается первому ученику по списку на карточке учета проделанной работы; РУ - 5 - тема "Решение уравнений", карточка дается пятому ученику.

П-1
а) 48 - 7         56 - 30
б) 69 - 6         73 - 20




 

П - 2
а) 65 + 2          28 + 40
б) 28 - 6          45 + 50

 

П - 3
а) 7 + 6         13 - 8
б) 9 + 7         17 - 9

 

П - 4
а) 65 + 7         24 - 6
б) 36 + 8         43 - 7

 

П - 5
а) 27 + 42          95 - 72
б) 73 + 26          58 - 43

 

П - 6
а) 30 - 8          40 + 12
б) 70 - 6          70 + 13

 

П - 7
а) 43 + 29           63 - 37
б) 56 + 17          32 - 18

Для других групп подбираются карточки, аналогичные по способу решения примеров.

Я апробировала диагностику способов учебного сотрудничества. Полученные результаты позволяют оценить роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений; в частности учебной самостоятельности, умения активно учиться у взрослого и друг у друга, а также сделать вывод о том, что именно этот фактор обучения оказывает наиболее существенное влияние на становление инициативности детей в учебных отношениях. При этом учебная самостоятельность в построении учебных отношений тем выше, чем больше у детей опыт учебного сотрудничества друг с другом.


^ Урок литературы во 2 классе.


Тема: «В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница».


Цель: подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки; развивать речь и умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений.


Оборудование: плакаты с выражением из начала и конца сказки, чертами характера лягушки, памятка выразительного чтения, таблицы с речевой разминкой, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальные карточки для тестирования.

^ Ход работы.


  1. Организационный момент.




  1. Речевая разминка.

-Урок начинаем с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.

– Читайте, выделяя голосом тот слог, на который я указываю.

А О У Я

ЛА ЛО ЛУ ЛЯ

АМ ОМ УМ ИМ ЯМ


  1. ^ Актуализация знаний.

– Какие сказки называются литературными? Приведите пример.

- Какие сказки называются народными? Приведите пример.

– С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

– Она литературная или народная? Докажите.

– Давайте вспомним, о чём эта сказка.

^ Краткий пересказ.


  1. Объявление темы урока. Постановка цели.

– Мы продолжим работу со сказкой Гаршина «Лягушка-путешественница».

– Наша главная задача - определить основную мысль сказки. Для этого проанализируем текст.


  1. ^ Основной этап урока.

Работа по учебнику.

1. Правила выразительного чтения.

– Прежде чем мы начнём работать по учебнику, давайте вспомним правила выразительного чтения.

2^ .Беседа по произведени.

– Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: «…продолжала нежиться».

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).

– Посмотрите на выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

НАСЛАЖДАЛАСЬ

^ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ

ВОСХИТИТЕЛЬНО

ПРИЯТНО

НЕЖИЛАСЬ

ПРИШЛА В ВОСТОРГ

- Согласны ли с тем, что именно эти выражения характеризуют его хорошее отношение к героине?


3.^ Знакомство с новыми выражениями.

– Итак, лягушке всё нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.

– Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине. А находится оно в нашей коробочке- копилке новых слов.

^ ВОЗВЫШЕННАЯ НАТУРА.

- Как вы понимаете это выражение?

– Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир.


4^ .Анализ прочитанног.

– Докажите, глядя на записанные черты характера лягушки, что именно она была именно такой.

Вывод.

Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

– Так ли это? А вы уверены?

- Давайте обратимся к тексту.

^ Выборочное чтение.

«Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».

– Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны?

- Докажите, что это не так словами текста.

– Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:

ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ. Главным качеством её было ХВАСТОВСТВО, которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница.

– Давайте, обратим внимание, как автор изобразил Лягушку в конце сказки.

Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.

– А теперь, какими он пользовался в конце.

^ ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?


  1. ^ Проверка понимания прочитанного.

1.Тестирование

– Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.

– Почему не состоялось путешествие Лягушки?

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

^ 2. Работа в группах.

Задания для групп.

              1. Подготовиться к чтению по ролям диалога. От слов «И добрые утки…» до слов: «…Это я!»

              2. Придумайте другой конец сказки, в котором Лягушка не была хвастливой.

              3. Иллюстрирование словами. Представьте, что вы художник. Опишите словами любой эпизод из сказки.

              4. Ответьте на вопрос.

Можно ли считать Лягушку смелой, находчивой, изобретательной, хвастливой?

              1. Можно ли поговорку «Хвастовство наказывает» соотнести со сказкой «Лягушка- путешественница»? Докажите.




  1. Итог урока

– Чему научила вас эта сказка?

(Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).


Список использованной литературы


1. ГиниятуллинаА.А. Опыт организации групповой работы на уроках / А.А. Гиниятуллина// Начальная школа.- 2004.- №1.- С.15-17

2. Ефимова И.Г. Организация групповой работы (материал из сайта заведующей кафедры начального обучения гимназии №2 г.Новосибирск)

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М. Просвещение, 1996, - 17 с.

4. Мороз Е.И. Эффективность работы в группах (материал из сайта учителя начальных классов СШ № 17 г. Баранович)

5. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Л.И.Новикова// Начальная школа.- 2002.- №1.- С.73-74

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 1999.

7. Романова Е.В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса/ Е.В. Романова// Начальная школа. – 2007.- №5.- С.57-59

8. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. / С.Т.Танцоров// Рига: Эксперимент, 1997.

9. Эликсир жизни. Мудрость тысячелетий. /Сост. Мачехин А.Е. – М.: «Олма-пресс», 2002.


Общие правила организации работы в группах:

  1. За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой позиции всех равны, отношение может быть свое (я бы не согласился, мне кажется, что, она не подходит потому что…) Роли: лидер, критик, человек, который моделирует, интерпритатор. За выполнением законов следит лидер. Позиция учителя - в каждой из групп представить свой вариант для работы, обсуждения...Чем меньше опыт работы в группах, тем чаще нужно рефлексировать. Коллективное обсуждение (все варианты работы групп выносятся на доску)Относиться по ходу выступлений, задавать вопросы.Постоянно анализировать действия.

  2. Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые. При получении разных ответов мы видим, каким путем действовали дети, как заставляют нас действовать условия, видим, в чем разница. Мы не утверждаем, что это так или не так, а рассматриваем способы действий в разных условиях. Таким образом, выходим на общее решение задачи, контроль - сравнение своего состава действий с научным вариантом, оценка - какое действие еще не могут сделать и почему. Объясни, почему так думаешь, создаются условия для раскрытия своего и встречи с другим пониманием, выбор собственной позиции.

  3. Нужно учесть, что такой формы общения у ребенка еще не было, поэтому навык работы в группах нужно формировать как и любой другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего:

    • как сесть за пертой, чтобы видеть товарищей;

    • как соглашаться (+, жесты, просто сказать: "Ты прав", "Я тоже так думаю")

    • как возражать (-, "У меня есть свой взгляд", "Мое мнение, которое основано на чем - либо", задавать вопросы - про то что забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал, …)

    • как помочь, а как просить о помощи.

  4. Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец ( ты согласен…, не возражаю…, у меня есть вопрос на понимание…) Для освоения образца необходимо разобрать 2-3 ошибки. Разбирать не содержательную ошибку, а код взаимодействия. Типичные ошибки можно разобрать, даже если их нет в классе.

  5. Как объединять детей в группы.

    • самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

    • упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

    • двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;

    • самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

    • не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией;

  6. Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.

  7. При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.

  8. Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.

  9. Дети должны договариваться до работы. Задача учителя помочь парам, группам найти свой стиль работы.



Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых учащихся.

  2. Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.

  3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.

  4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.

  6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.



Как комплектовать группы?

  1. По желанию.

  2. По уровням.

  3. Лидер набирает группу.

  4. Разнородные.



Законы работы.

  1. Зачем группа? (средство, где ребенок проживает …)

  2. Формируется умение договариваться по поводу цели работы, задачи, способу работы (как), кто что будет делать, писать, говорить) Лидер - организатор договора.

  3. Представление результата работы групп.

  4. Сумели ли договориться?

  5. Как работала группа?

  6. Какое содержание она получила?



Алгоритм работы в малых группах:

  1. Ориентация на работу в группе.

  2. Организация взаимодействия, договор, распределение ролей ( кто за что отвечает)

  3. Цель работы (что будем делать)

  4. Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги)

  5. Результат (в виде чего)

  6. Кто его представит.