velikol.ru
1

ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДОЕМОВ И ИХ ОХРАНА


Цели:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

О б о р у д о в а н и е: схема реки, карта области (края).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Отгадайте загадки:

1) Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2) Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ученики. Вода.

Учитель. Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?

Ученики. В ручейке, реке, озере, море, океане.

Учитель. Это все – водоемы. И сегодня на уроке мы познакомимся с водоемами нашего края.

Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Водоемы нашего края».

^ II. Проверка знаний и умений.

Тест «Поверхность нашего края»

1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина; б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка; б) холм; в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым; в) светло-коричневым;

б) зеленым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва; б) склон; в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина; б) склон; в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка; б) овраг; в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

^ 9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора; б) холм; в) терриконы.

Ответы: 1(а), 2(в), 3(в), 4(б), 5(а), 6(б), 7(а), 8(б), 9(а).

^ III. Работа над новым материалом.

Учитель. Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»?

Ученики. Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода (рис. 1).

Учитель. Одинакова ли вода по вкусу?

Ученики. Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная.

Учитель. Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).

^ Учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Водоемы

Естественные

Искусственные

река

канал

озеро

пруд

море

водохранилище

океан




ручей






Учитель. Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

^ Учащиеся высказывают свои предложения. Учитель обобщает высказывания учеников.

Учитель. Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки (рис. 2).



В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья ( рис. 3). Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая.



Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит Санкт-Петербург.

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно.

Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду».

^ Далее учитель предлагает работу по карте нашей области. Учитель проводит беседу по вопросам:

– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашей области.

– На берегу какой реки расположен наш город?

– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город.

– На каком берегу (правом или левом) находится наш город?

– Как это узнать? (^ Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег, а слева – левый берег.)

– Есть ли у этой реки притоки?

Учитель. А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 учебника.

^ Учащиеся работают в парах. После подготовки ответы заслушиваются. Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.



Учащиеся выполняют движения по ходу текста: показ руками вправо, влево, наклоны туловища, ходьба в полуприседе, подтягивание на носках с высоко поднятыми руками, имитация плавательных движений.

Течет река… Течет река…

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

Учитель. В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?

Ученики. Люди берут воду из водоемов для хозяйственных нужд, для питья и приготовления пищи. Водоемы – это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы на судах. Люди купаются, значит, водоем – это место отдыха людей.

^ Учащиеся заполняют схему:



Учитель. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.

Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

^ Учащиеся высказывают свои предложения.

Учитель. Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

Ученики. Погибнут чайки и другие птицы, которые питаются рыбой.

^ Учитель предлагает прочитать статью «Значение водоемов и охрана» на с. 155–156 учебника.

Учитель. Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Ученики. Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

Учитель. В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

^ IV. Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает составить памятку «Правила поведения у водоема». Учащиеся работают в парах.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Учитель. Что еще загрязняет водоемы? С чем надо бороться?

Ученики. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

Учитель. Какие водоемы вы знаете?

Ученики. Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище.

Учитель. Разгадайте ребусы. Как все это назвать одним словом?





Ученики. Это водоемы.

Учитель. Какое значение в природе имеют водоемы?

Ученики. Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 157 учебника.

Домашнее задание.

С. 154–158. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 2, 3.