velikol.ru
1

Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума

по курсу «История и философия науки»


1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.

2. Досократическая философия: основные проблемы и представители

3. Гераклит и Парменид: различие моделей мира

4. Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании

5. Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон»)

6. Структура сущего в философии Платона

7. Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики»)

8. Древнегреческий атомизм

9. Основные характеристики античной модели научно-философского знания

10. Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки

11. Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно.

12. Модель научного познания Ф. Бэкона

13. Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях

14. Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону).

15. Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв.

16. Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв.

17. Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.

18. Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса.

19. Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта.

20. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма

21. Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

22. Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

23. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена

24. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.

25. Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»

26. Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.

27. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.

28. «Стандартная» концепция научной теории.

29. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.

30.  Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.

31. Научный факт и его теоретическая интерпретация.

32. Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

33. Методы научного исследования и их классификация.

34. Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.

35. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.

36. Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика

37. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

38. Методология индуктивизма и его критика

39. Методология конвенционализма и его критика

40. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.

41. Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна

42. Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.

43 Исторические типы научной рациональности.

44. Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека

45. Этические проблемы современной науки.

46. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.

47. Экономика науки как научная проблема.

48. Основные проблемы социологии науки.

49. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

50. Идеи синергетики в современной философии науки.

51. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.