velikol.ru
1

Вопрос правильного использования природных богатств и охрана природы – один из важнейших вопросов нашего времени. Вот уже много лет эти вопросы волнуют всё прогрессивное человечество. От того, как люди будут относиться к природе, будет зависеть наше будущее. Природу любят многие, но этого сегодня недостаточно. Природу нужно охранять. Не позволять себе брать лишнего и не позволять это делать другим. Этому необходимо учить наших детей, их родителей, всех. Работа эта постоянна и надо помнить: «Завтра будет поздно».

Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии. В начальной школе, как известно, закладываются основы знаний о природе, формируются в основном первоначальные понятия. Которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности. Главная особенность первоначальных понятий состоит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школьников чувственной основе Усвоение же первоначальных научных понятий обуславливает переход младших школьников к научному познанию окружающей их действительности.

Проблема воспитания бережного отношения к природе в процессе преподавания окружающего мира всё больше привлекает учителей. Перед ними постоянно возникают вопросы: В чём сущность экологического просвещения младших школьников? Какие понятия экологического плана доступны для их восприятия? Каковы особенности воспитания бережного отношения к природе? В какой деятельности, учебной или внеклассной она возможна? При каких педагогических условиях она может дать наибольший эффект?

Уже в 1 классе дети учатся понимать наблюдаемые явления, объяснять и оценивать их, правильно фиксировать. В значительной степени этому способствуют экскурсии по программе, прогулки в группе продлённого дня на природу. Учитель учит детей видеть красоту природы, замечать явления природы и давать им объяснения, читать «язык природы». В программный материал вводятся такие понятия, как лес, луг, поле, река, озеро, температура воздуха, осадки, влияние осадков на живые организмы.

Кроме того, помимо образовательных задач, наблюдения, экскурсии, прогулки способствуют и решению воспитательных задач. Это означает, что осуществляется руководство эстетическим воспитанием, создаётся положительный эмоциональный фон во время общения детей с природой.

Экологический характер имеют такие темы, как «Поверхность нашего края», «Полезные ископаемые», «Вода в природе», «Почва», «Растения и животные леса, луга, поля, водоёмов» и т.д. В этих темах учитель показывает приспособленность организмов к совместной жизни, к абиотическим факторам среды и взаимоотношения друг с другом. При этом рассматривается вся совокупность живых существ, растений , животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.

Содержание экологического воспитания может быть освоено школьниками только в деятельности по изучению и охране окружающей среды. В силу этого она всегда направлена на достижение определённых результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоления трудностей. Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы осуществляется учителем и использует при этом он различного рода задания. Задачи, инструкции, вопросы, упражнения, беседы разного характера. В центре внимания этих заданий человек, его потребности, интересы, привязанности, желания, здоровье, самочувствие, для благополучия которого необходимо изучать и оберегать природу.

Особое место в системе учебных заданий занимают задания проблемного, поискового характера- проблемные и поисковые ситуации, в процессе которых сочетаются поисковая деятельность учащихся с усвоением знаний. Следует отметить, что в учебных заданиях должны быть и нормативные установки, данные не в готовом виде, а в ситуациях, требующих осмысления, понимания необходимости действовать согласно потребностям живых организмов. Поучительные истории следует прочитать, обсудить и дать им оценку. Отдельные задания могут быть направлены на формирование нормативного аспекта: составьте правила поведения в лесу, напишите о своих хороших и плохих делах по отношению к природе, дайте советы грибникам, ягодникам.

Можно использовать и такие задания, как тесты. Которые развивают ценностные характеристики природы, её отдельных объектов и явлений. Они могут быть разнообразны как по содержанию, так и по форме изложения. Это может быть задание: дополни предложение, направленное на оценку ценностных свойств природы со стороны учащихся, нарисуй картины природы с их неповторимой красотой, разъясни выражение, пословицы, загадки.

Таким образом, такие задания наряду с формированием определённого круга знаний о взаимодействии человека и природы, позволяют развивать конкретные нравственные установки и потребность бережного, ответственного обращения с природными объектами. Они несут в процессе обучения младших школьников моменты занимательности, усиливающие воспитательную направленность учебного процесса.