velikol.ru
1



Выступление из опыта работы

на тему:

« Методы и приёмы способствующие

активизации, закреплению и обогащению

словаря дошкольников»

(старший дошкольный возраст)


Составила: Гнедой Л.Н., воспитатель


2012 год


Словарная работа – это планомерное расширение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Активизация, закрепление и обогащение словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду.

В своей работе мы используем следующие методы, способствующие активизации и обогащению словаря дошкольников.

1. ^ Наглядные методы – большая группа, которые мы используем в своей работе. К ним относится метод непосредственного наблюдения. Мы применяем его на занятиях; на прогулке; осматриваем помещения детского сада; проводим с детьми экскурсии на почту, кухню и в прачечную детского сада; рассматриваем с детьми натуральные объекты (деревья, растения), предметы (одежду, посуду, дома и др.); наблюдаем за каким-либо процессом (труд водителя, уличное движение, кормление аквариумных рыб и т.п.).

В процессе наблюдения по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические. Например: снег – белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, используем опосредованные наглядные методы. Такие как:

1.1. ^ Показ картины мало знакомой детям по содержанию. В этом методе мы объясняем толкование новых слов, сравниваем их по смыслу со словами знакомыми детям. Для рассматривания картин мы выбираем такие, тематика и содержание которых, мало знакомы детям. Например, дети, живущие вдали от водоёмов или железнодорожных путей, обогатят и активизируют свой словарь, благодаря картинам «У пристани», «Прибытие поезда» и др.. Детям будут понятны слова пристань, палуба, перрон, вокзал, станция, рельсы и т.п.

1.2. Используем метод – рассматривание знакомых детям картин. Здесь более активна речь детей, их ответы на наши вопросы.

1.3. Большой эффект в активизации, закреплении и обогащении словаря получаем при следующих методах: показ диафильмов, кинофильмов, чтение художественных произведений с опорой на наглядность.

1.4. В своей работе используем метод – рассматривание игрушек. Этот метод использовали во всех возрастных группах. В старших группах при рассматривании игрушки дети называют материал, из которого она сделана; форму отдельных частей; обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку; используем игровую деятельность детей с игрушкой. Например, грузовая машина сделана из пластмассы, есть кузов, кабина, 4 колеса, это наземный транспорт, перевозит грузы.

1.5. Для уточнения и активизации словаря используем рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Чтобы рассмотреть и назвать картинку, ребёнку предлагаем вспомнить ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Например, после экскурсии в парк и рассматривании картин о лесе, мы с детьми рассматривали картинки отдельных деревьев, вспоминали, какие деревья видели в парке, их названия и соотносили с деревьями на картинках, а в дальнейшем классифицировали их на хвойные и лиственные.

1.6. Также используем методы активации и обогащения словаря – дидактические игры и упражнения в подборе слова. «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом» (части одежды), «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?». В подготовительной группе используем дидактические игры на подбор более точных слов-синонимов и слов, противоположных по смыслу – антонимов. Например, Д/и «Скажи точнее» (ветер – сильный, могучий, лютый, суровый…). Д/и «Чудесный мешочек» как универсальную игру используем во всех возрастах детей. В младших группах называли предметы в мешочке (это – кубик, мячик, зайка), а в старших группах, прежде чем достать предмет, определяем его форму, материал, качество поверхности. Например, он продолговатый, пластмассовый, твёрдый с пупырышками – огурец.

2. ^ Словесные методы. Из словесных методов используем словесные игры и упражнения. Их используем на занятиях, в игре, в режимные моменты. Например, упражнение для активизации глаголов « Кто что делает? » (повар – варит, жарит, печёт), прилагательных «Назови какой?» (дом – высокий, низкий, узкий, широкий, многоэтажный, зелёный). В этих играх ставим задачу детям подобрать быстро точное слово-ответ, ведущему. Играем с детьми в игры на классификацию предметов (шкаф-мебель, пальто-одежда).

^ Читаем детям художественные произведения, объясняем значения новых слов, проводим беседы об услышанном материале.

Используем методы заучивания наизусть стихов о временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и пересказ сказок, рассказов.

Учим детей разгадывать загадки и самим их придумывать.

3. Для обучения детей на практике применять полученные знания используем практические методы. Чаще всего, применяем их в дидактических играх. Например, в Д/и «Где, чей детёныш?» используем и показ картинок животных и их детёнышей, и словесное указание (чей зайчонок - зайчихи). Работу со знакомым литературным текстом проводим с помощью игры-драматизации, настольного театра, театра на фланелеграфе. Для ознакомления детей с некоторыми явлениями быта и природы используем метод трудового характера (посадка растений, стирка одежды). Активизируем и обогащаем словарь в сюжетно-ролевой игре. Закрепляем слова-существительные («Назови игру» - «магазин», «кафе», «парикмахерская»; «Назови инструменты» - ножницы, бинт, рецепт, стетоскоп); слова-прилагательные («Какой официант?»- вежливый, внимательный, добрый); глаголы («Что делает парикмахер?» - намыливает, смывает, расчёсывает).

Кроме методов используем приёмы активизации и обогащения словаря.

1. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Для того, чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений мы произносим слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Используем интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание: «Послушайте ещё раз это трудное слово».

2.Часто называние сопровождаем показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом.

3. Называние слова сопровождаем толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум - стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.

4. Называние слова сопровождаем толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. Предлагаем детям самим выстроиться клином.

5. Мы применяем включение слова в предложение, показываем его сочетание с другими словами. Например: В задние двери автобуса входят пассажиры; В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге.

6. Для запоминания используем повторение слова самим воспитателем, неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, в младшем возрасте повторение хором.

7. Для усиления интереса к слову объясняем происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль-грузовик. Мы поощряем вопросы детей о происхождении слов.

8. Также используем такой приём, как вопрос. Задаём прямые вопросы и подсказывающие (справа или слева игрушка?).

9. Применяем игровые приёмы, используем эмоциональность, интригующую интонацию голоса при вопросе, шутливые вопросы, небылицы, игровые персонажи.

10. Вызываем интерес и увеличиваем внимание детей элементом соревнования («Кто скажет больше слов?»), красочностью и новизной атрибутов.

11. Используем приём сравнения, а также группировки предметов по определённому признаку.

12. Всегда применяем поощрительные приёмы (похвала, вручение фишек, медалей за старания детей).