velikol.ru
1

Выступление на педагогическом
совете в МОУ ДОД ДТД иМ,
2009 г.


Профилактика синдрома профессионального выгорания

Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются:

  • психологическая поддержка;

  • психологическое консультирование;

  • психологическая коррекция

Основные методы:

  • -психологическое просвещение;

  • -психологическое консультирование;

  • -психологическая диагностика;

  • -психологические беседы;

  • -психологическая коррекция;

  • другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Представление о профессиональном выгорании

  • Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

  • Синдром профессионального выгорания - самая  опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: социальных работников, психологов, врачей, социальные  педагоги, специалисты по специальной работе - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Синдром профессионального развивается постепенно. Он проходит три стадии:

 ^ Первая стадия:

  • - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;

  • - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях  с членами семьи;

  • - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

Вторая стадия:

  • -возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов-вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровня.

 ^ Третья стадия:

  • -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

  • -глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 Три аспекта профессионального выгорания  сотрудников

  • Первый - снижение самооценки.

  • Второй - одиночество.

  • Третий - эмоциональное истощение, соматизация.

 Симптомы профессионального выгорания сотрудников

Первая группа:

  • Психофизические симптомы:

  • -Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • -ощущение эмоционального и физического истощения;

  • -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;

  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

  • -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • -резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • -полная или частичная бессонница;

  • -постоянное заторможенное, сонливое состояние  и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа:

  • Социально-психологические симптомы:

  • -Безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  • -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • -частые нервные срывы;

  • -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

  • -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;

  • -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

  • Поведенческие симптомы:

  • -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

  • -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;

  • -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • -руководитель затрудняется в принятии решений;

  • -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  • -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

  • -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

^ Три фактора профессионального выгорания сотрудников

Личностный фактор

  • Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствую также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

^ Ролевой фактор

  • Развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет психолога от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

^ Организационный фактор

  • На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководство, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность  и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и  осознания значимость, важности выполняемой работы.

^ Группа риска

Первая группа

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться
с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Это:
- руководители;
- медицинские работники;
- социальные работники;
- социальные педагоги и т.п.

^ Вторая группа

Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, ндивидуально-психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

^ Третья группа
Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.
Четвертая группа
Это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.
^ Пятая группа
Работки, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

 ^ Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием сотрудников

Забота о себе и снижение уровня стресса:
-          стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
-     удовольствие (релаксация, игра);
умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
^ Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утрата смысла и безнадежности:
-          стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
-     стремление бороться со своими негативными убеждениями;
-     создание сообщества.

^ Саморегуляция
Саморегуляция –
это управление своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

  • - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

  • - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

  • - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

  • - смех, улыбка, юмор;

  • - размышления о хорошем, приятном;

  • - различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • - рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

  • - вдыхание свежего воздуха;

  • - чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплементов кому-либо прос