velikol.ru
1

Выступление на районном семинаре

«Методические основы спортивной подготовки

детей школьного возраста»

(для учителей физической культуры)


Здравствуйте, уважаемые коллеги!


Все вы знаете, что актуальной проблемой в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с качественным улучшением их физических кондиций и приобретением жизненно важных двигательных умений и навыков. Анализ показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся.

C этой целью были организованы курсы для учителей физической культуры на базе МГПИ им.Евсевьева по программе «Спортивная гимнастика. Теория и методика спортивной тренировки». Курсы были очень интересные, насыщенные, плодотворные. Лекции читали как преподаватели пединститута, так и представители из г. Москвы Лагутин Андрей Борисович и Миханина Галина Михайловна. Практическую часть проводил Аркаев Леонид Яковлевич, заслуженный тренер СССР и России по спортивной гимнастике, который сейчас работает у нас в г.Саранске в спортивной школе гимнастике. Именно благодаря ему у нас в Мордовии стали активно пропагандировать данный вида спорта. Сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о спортивной школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике (просмотр фильма).

Очень важно привить детям любовь к гимнастике, так как гимнастика – это самый массовый, самый доступный вид спорта. Занятия можно начинать с самого раннего возраста. Но цель не ставится, что бы все в дальнейшем стали гимнастами и выбрали для занятий именно этот вид спорта. Главное - необходимо с самого раннего возраста помочь детям найти себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей его жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. Заметьте, что из гимнастики можно перейти в любой другой вид спорта и достигнуть там высоких результатов, а вот в гимнастику (если время упущено) уже возврата нет.

Гимнастика — одно из самых красивых направлений в спорте. Вместе с тем — самое травмоопасное. Поэтому на уроках физкультуры в школе учителям и детям надо быть особенно внимательными. Для этого необходимо знать и владеть терминологией, уметь выполнять страховку, учить детей самим страховать себя (раздать материал по общеразвивающим упражнениям).


Какие же средства гимнастики используются в школе:

- строевые упражнения

- разновидности ходьбы и бега

-О.Р.У.

- прыжки (опорные прыжки)

- висы и упоры

- прикладные упражнения

- музыкально-ритмические средства

- художественная гимнастика

Чтобы все это не было скучным и не надоедало нужно:

  • Использовать музыку на уроке;

  • Выполнять разновидности передвижений с ускорением по сигналу или на определенном отрезке дистанции;

  • Передвигаться боком или спиной вперед;

  • Изменять темп подсчета при выполнении композиций, разновидностей передвижений или комплексов О.Р.У. ;

  • Выполнять О.Р.У. с поворотом на 90 или 180 градусов;

  • Выполнять О.Р.У. со сменой мест в колонне;

  • Выполнять бег из разных И.п. – стоя спиной к направлению движения, уз упора присев, положения лежа и т.д.

  • Выполнение простейших акробатических упражнений (кувырков вперед и назад, перекатов, переворотов) из различных И.п. – толчком обеих ног или одной ноги и т.д.;

  • Выполнение освоенных двигательных действий стоя на носках, на гимнастической скамейке, бревне.

  • Выполнение различных вариантов прыжков в короткую и длинную скакалку.


Очень важно на уроках физкультуры давать учащимся комплексы упражнений на 16, 32, 40, 48 и 64 счета, что является прекрасным средством развития памяти.

Регулярные занятия гимнастикой укрепляют здоровье. Придает стройность девичьим фигуркам, мальчишкам дает возможность для всестороннего физического развития. Гимнастику необходимо преподавать, начиная с детского сада и до выпускных экзаменов в школе, тогда не возникнет трудности подготовить учащихся к школьной олимпиаде по физической культуре. Уже в детском саду и начальных классах дети довольно быстро разучивают и выполняют упражнения на снарядах (бревне, брусьях, выполняют вольные упражнения, куда включены акробатические элементы). (Просмотр видеофильмов с олимпиадой в детском саду и школе).

Традиционный урок гимнастики в школе с характерными для него строгой регламентацией учебного процесса, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже многие десятилетия, ограниченными возможностями для проявления творческих способностей учащихся, в последнее время начал уступать свои позиции более динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности - игровым и спортивным единоборствам. Эти тенденции обусловливают необходимость поиска новых образовательных видов гимнастики, которые, сохраняя ее главные достоинства - многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических кондиций занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества, были бы доступны и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физического развития, находящих интерес в занятиях гимнастическими упражнениями в школьном возрасте. К таким видам гимнастики наряду с уже получившими распространение спортивной аэробикой и многочисленными разновидностями фитнес-гимнастики относится общая гимнастика (командная гимнастика), включающая в себя наиболее интересные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.

Важной отличительной особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются только в составе команды, а их мастерство оценивается не голько по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности (что традиционно для гимнастики вообще), но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов гимнастической команды.

Общей гимнастике присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травмоопасности, обусловленный оптимальной сложностью упражнений и повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья.

Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте.

Групповые вольные упражнения, составленные из разнообразных движений общеразвивающего характера на 40, 48 и 64 счета, являются эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей, тренировки вестибулярного анализатора, развития общей гибкости. Незаменимы вольные упражнения и как средство развития памяти на движения, помогающей в дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.

Тренировка прыжковых упражнений формирует у занимающихся жизненно важные двигательные навыки, активно развивает скоростно-силовые и координационные способности (раздать материал).

Но самое главное, на что делали упор на данных курсах – это разминка. Подготовка к основной части урока или разминка – важная часть учебного занятия, которой нельзя пренебригать. Разминка решает ряд специальных задач, основными из которых являются:

- создание организующего начала;

- подготовка к основной части урока;

- общее разогревание и активизация опорно-двигательного аппарата;

- профилактика травматизма;

- координационная настройка;

- выработка правильной осанки;

- проработка и активизация навыков выполнения базовых управляющих движений;

Отработка базовых контрольных поз и граничных положений;

- фоновая физико-техническая или технико-физическая настройка.

К комплексу упражнений, входящих в общую разминку, предъявляются специальные требования. Помимо решения вышеперечисленных задач этот комплекс должен:

- охватывать все группы мышц, связок и сухожилий, активно работающих при выполнении тренировочной программы;

- проводиться в основном поточным методом (без остановки);

- выполняться всеми членами команды одновременно под руководством учителя;

- оставаться стабильным на протяжении длительного времени.

Ее мы с вами сегодня и разучим на практической части нашего семинара (уходим переодеваться).