velikol.ru
1

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию мы продолжаем широко использовать картины. На протяжении всего учебного года ведем работу по усовершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитываем ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаем требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Детей учим описывать события, указывая место и время действий, самостоятельно продумывать события, предшествовавшие изображенным на картине. Поощряем умение целенаправленно слушать выступление сверстников, высказывать оценочные суждения об их рассказах. Для коллективных рассказов мы выбираем картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. Например, картина ,,Зимние развлечения’’. На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, мы ориентируем детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания одной сцены показываем, как следует говорить и о других сюжетных моментах. Предлагаем рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети внимательно рассматривают ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. Задаю вопрос: а что произошло с теми, что уже съехали с горки? Дети: Коля, Вика, Ваня поочередно описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут. Затем переключаю внимание детей на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика или на тех, кто катается на коньках, лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания. Большую роль играет наша речь- речь воспитателя, сопровождающая рассматривание картины. Из речевого образца дети могут подчеркнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий, дети, детвора) синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах. Для активного детского воображения мы, задаем вопрос:,, Если подойти по ближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?’’ Дети отвечают, что слышно как на морозе снег хрустит, скрип санок, шум, смех детей, весёлые крики, голоса, слышно как гудит мотор машины.

Обращаем внимание детей на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы. Если в ходе беседы ребёнок допускает речевую ошибку, даём образец правильного употребления слова. Например при рассматривании картины, Зимние развлечения дети вместо комья снега сказали “комы снега.” В этом случае вводим в свою речь данное слово в разных грамматических формах; ставим вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: Сколько комьев скатали ребята? “Какие комья снега положили они снизу, а какие- сверху?”

В подготовительной группе мы продолжаем упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретённые навыки , повышаем требования к рассказам, добиваемся проявления детьми большей активности и самостоятельности. У наших детей рассказы несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю. Дети чаще сами без дополнительных вопросов и указаний взрослых поясняют события о которых рассказывают. Тематика рассказов из опыта отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах. Наши ребята сами предлагают такие темы: “ Как мы отдыхали летом”, “Мои любимые цветы”, “Наши новые игрушки”, “Интересная прогулка”, “ Наш парк летом и осенью”, “ Как мы заботимся о малышах”. Рассмотрим метод. проведения Рассказы о малышах, о добром и заботливом отношении к ним способствует улучшению у каждого ребёнка гуманистических чувств, стремлении. Занятия начинаем с краткой беседы, о малышах. “Как вы заботитесь о малышах?” В конце беседы выясняю с помощью вопросов, как дети усвоили данную тему.

Руководя процессом рассказывания, мы обращаем внимание на содержание изложения, на последовательность описания, на правильность речи рассказчика. Когда дети затрудняются передать словами задуманное, мы подсказываем нужное слово или выражение не нарушая хода мысли; если допущены грамматические ошибки речевым примером показываем в какой грамматической форме употребляется слово и как правильно произнеси его. Очень часто дети затрудняются начать свой рассказ. В этом случае мы одним- двумя вопросами выясняем о чём ребёнок хочет говорить и помогаем. Продолжаем учить говорить по готовому плану. Во второй половине учебного года мы привлекаем детей к совместному продумыванию плана. Заинтересовываем детей следующим заданием. Обдумываем вместе наш рассказ. С чего лучше его начать? С чего бы ты Даша начала рассказ? А дальше о чём ты, Вова советуешь рассказать? Одобряем лучшее ответы. Вместе с этим удовлетворяем желание ребёнка помечтать. Используем на занятиях темы, отражающие замыслы детей их желания и мечты. Рассказы обращённые к будущему вызывают у детей живой интерес. Важно чтобы вопросы били конкретны и доступны для понимания детей. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – это сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети нашей группы, в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность. Сюжеты для придумывания охватывают область детских игр и развлечений. “Аня и Вика играют в школу”, “Максиму подарили новую игрушку”, “ Эмилия и Даша хорошие подруги”, “Света – мамина помощница”, Лёша помогает бабушке”.

На занятиях дети учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленный опыт, знания, представления, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые событии или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наши дети сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки. На занятиях мы используем различные приёмы (вопросы, указания, упражнения), обеспечиваем осмысленное и эмоциональное восприятия сюжета, побуждаем детей предварительному обдумыванию своих ответов, руководим процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов. В процессе обучения рассказывания по предложенному сюжету мы используем вопросы. Они помогают детям живее и конкретнее представить воображаемые события, о которых им предстоит рассказать. В начале занятия мы стремимся заинтересовать детей новым сюжетом. При обучении детей творческому рассказыванию мы активизируем их словарь. Привлекаем их внимание к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они могут использовать в своём рассказе. Упражняем детей в умении строить свой рассказ правильно. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.