velikol.ru
1 2 ... 73 74

ВВЕДЕНИЕ


Современный этап развития психологии характеризуется интенсивным развёртыванием исследований в различных направлениях, накоплением огромного фактического материала и широким включением этой науки в решение практических задач. Опыт других наук показывает, что на определённых этапах (сходных с тем, который переживает сейчас психология) неизбежно возникают задачи систематизации накапливаемых данных, их обобщения и формализации. Важнейшим (хотя и не единственным) средством решения этих задач является использование математики. Вот почему в последнее время так часто возникают дискуссии о взаимоотношениях психологии и математики, о возможностях применения математических методов для описания и анализа результатов психологических исследований.

В этом отношении психология ничем не отличается от других конкретных наук. Вопрос о связи с математикой поставлен в ней так же остро, как в своё время он был поставлен в физике, затем в химии, биологии и медицине, как ставится он сейчас в экономике, лингвистике и некоторых других науках.

Вопрос о применении математических методов в психологии не нов. Ещё в XIX в. и начале XX в. наблюдались, правда, ещё не вполне регулярные, но тем не менее приносящие взаимную пользу попытки провести аналогии между психологическими и физическими исследованиями, особенно в области построения лабораторного эксперимента, анализа и обработки экспериментальных данных. По существу, уже в первых экспериментально-психологических исследованиях (например, в классической психофизике, в работах по изучению сенсомоторных реакций) для обработки данных и их обобщения был использован существовавший в то время математический аппарат. Почти одновременно в психологию и физику приходят вероятностные и статистические методы, теория дифференциальных уравнений, вариационное исчисление и др. В психологии работали известные математики и физики, такие как Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц, В. Вундт, интерес к психологическим исследованиям проявляли А. Пуанкаре, Ж. Адамар, Н. Бор, А. Эйнштейн. О том, чтобы математически описать деятельность мозга, мечтал И. П. Павлов.

На первых этапах развития экспериментальной психологии математические методы использовались для анализа и описания сравнительно простых проявлений психического. С их помощью, например, выявлялась зависимость времени сенсомоторной реакции от интенсивности стимула, измерялась абсолютная и дифференциальная чувствительность различных органов чувств и т. п. Существовавшие в то время математические методы, собственно, и не позволяли исследовать более сложные проявления психического.

Вторая четверть ХХ в. в развитии психологии характеризовалась некоторой потерей интереса к математическим методам. В психологических исследованиях преобладали качественные описания. Количественному же анализу уделялось весьма незначительное внимание, поскольку формализация не пользовалась популярностью.

Интерес к применению математических методов с новой силой вспыхнул во второй половине ХХ в. И это в значительной мере стало возможным благодаря развитию самой математики, а также ряда технических наук. В это время зарождались и развивались такие дисциплины, как теория информации, теория алгоритмов, методы математического описания процессов поведения, регуляции и организации систем, и, наконец, кибернетика и теория систем.

Следует, однако, отметить, что процесс «внедрения» математических методов в психологию шел неравномерно и был связан с определёнными трудностями. Возникающие в связи с этим процессом проблемы условно можно разделить на следующие группы [20]:

  1. методологические проблемы использования математики в психологии;

  2. построение психологических шкал и психологические измерения;

  3. планирование психологических экспериментов и обработка получаемых данных;

  4. использование методов математического моделирования в психологии;

  5. информация и психические процессы;

  6. математические методы в проектировании деятельности человека;

  7. системный анализ в психологии;

  8. применение компьютерных технологий в психологических исследованиях.

С 2000 г., в соответствии с приказом № 686 от 02.03.2000 г. министра образования РФ, подготовка дипломированных специалистов-психологов осуществляется по специальностям «020400 — психология», «022700 — клиническая психология» и «031000 — педагогика и психология». При этом к числу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки государственных образовательных стандартов по всем этим специальностям относятся дисциплины, связанные с математической обработкой, анализом и интерпретацией результатов психологических исследований. Несмотря на сравнительно небольшое число обязательных аудиторных часов, отводимых для изучения студентами математических основ психологии, их подготовка в этой области может быть улучшена как за счет самостоятельных занятий, так и более широкого использования методов математической обработки результатов психологических исследований в дисциплинах специализации и устанавливаемых вузом (факультетом). Для решения этих задач кафедрой общей и прикладной психологии Томского государственного педагогического университета используются материалы, представленные в настоящем учебном пособии. Издание данной работы, несмотря на непродолжительный период подготовки специалистов-психо­логов в вузе на очном отделении и получающих психологическое образование после первого среднего специального или высшего (при заочной и вечерней формах обучения), по мнению авторов, является целесообразным. Ускоренный процесс подготовки этой книги был связан с многочисленными обращениями выпускников и аспирантов кафедры, свидетельствовавших о недостаточности изданий учебной и справочно-ориентрующей литературы по использованию математических методов именно в психологии. Это, по их мнению, создавало определенные трудности в освоении и использовании готовых пакетов компьютерных программ для математической обработки результатов собственных исследований при подготовке курсовых, дипломных и диссертационных работ. В значительной степени это можно объяснить тем, что методика преподавания математических дисциплин, использования средств вычислительной техники для студентов высшей школы, обучающихся по гуманитарно-социальным, педагогическим и целому ряду междисциплинарных специальностей, требует дальнейшей разработки и совершенствования.

В связи с тем, что подготовка книги осуществлялась в достаточно сжатые сроки, многие практические примеры были заимствованы из монографий других авторов. Однако этот недостаток планируется устранить в последующих изданиях.

Данная книга является результатом сотрудничества кафедры общей и прикладной психологии Томского государственного педагогического университета и кафедры прикладной математики Томского политехнического университета. Каждый из этих вузов уже около 100 лет осуществляет подготовку специалистов различного профиля. Причем в последние годы общим для них стала подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в таких областях, как «связи с общественностью», «менеджмент в организации», «лингвистика и межкультурные коммуникации» и др., с организацией выпускающих кафедр, обеспечивающих преподавание психологических дисциплин.

Авторы надеются, что читатели этой книги предоставят им свои предложения и замечания, которые будут способствовать совершенствованию ее содержания при последующих изданиях. Их можно направить по адресу издательства Томского государственного педагогического университета или e-mail: ogb@am.tpu.ru.


следующая страница >>