velikol.ru
1

В.О. Тихвинский, Е.Е. Володина
ТРЕБОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНАЦИОННОГО РЫНКА К КАЧЕСТВУ УСЛУГ СОВРЕМЕННОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ

ФГУП Научно-исследовательский институт радио, НТЦ ЭППИТ, г. Москва

E-mail: vtikhvinski@caemc.ru evolodina@list.ru
Введение
Прогресс технологий сотовой подвижной связи ведет к появлению на рынке все большего ассортимента современных услуг связи. При этом со стороны абонентов наблюдается рост требований к качеству этих услуг, и с каждым годом эти требования становятся более жесткими и дифференцированными. Вопросы качества услуг и системы его мониторинга и управления выдвигаются в настоящий момент на первый план в стратегии развития мирового телекоммуникационного сообщества, и операторы подвижной связи уделяют все большее внимание проблемам качества для обеспечения своей конкурентоспособности.
^ Конкуренция и качество на рынке услуг сотовой подвижной связи

Известно, что успех операторских компаний на рынке услуг сотовой подвижной связи зависит от того, насколько удовлетворяются требования абонентов. Сегодня для пользователей имеет значение не столько технология, применяемая оператором, сколько характер услуги и уровень её качества. Таким образом, качество услуг сотовой связи наряду с ценовыми и технологическими аспектами является одним из важнейших факторов конкурентоспособности операторских компаний.

На современном этапе, учитывая требования пользователей, некоторые операторы, в поиске новых конкурентных преимуществ и возможностей готовятся усиливать свои позиции на рынке за счет повышения качества услуг их сетей. [1]

Либерализация рынка телекоммуникаций вызвала необходимость развития договорных отношений между участниками рынка и юридического оформления требований между ними, которые в частности определяют и требования к качеству услуг связи (QoS). Одним из таких документов стало соглашение об уровне обслуживания - SLA (Service Level Agreement), заключающееся либо между оператором подвижной связи и абонентом, который может быть физическим лицом или корпоративным, либо между двумя операторами. SLA призван гарантировать оговоренный набор показателей обслуживания абонента и юридически защищает права потребителей (абонентов). В SLA могут быть включены разные показатели, в том числе: показатели качества обслуживания, тарифы, включая тарифы подключения и ставки взаиморасче­тов, взаимная отчетность, обязательства и штрафные санкции за их нарушение [2]. Для контроля за исполнением SLA используются так называемые ключевые индикаторы характеристик (KPI - Key Performance Indicators). В качестве базового метода для измерения KPI применяют метод тестирования услуги в цепочке «конечный пользователь – конечный пользователь».

Соблюдение технических параметров качества предоставляемых услуг наибольшую важность приобретают при передаче данных, когда особенно актуальна своевременность получения информации и ее полнота, что могут обеспечить технологии GPRS и EDGE.
^ Мониторинг качества предоставления услуг

Контролируемые параметры качества предоставления современных услуг в сетях подвижной связи 2G/3G определены базовыми стандартами Международного союза электросвязи: G.1000 – «Качество услуг связи»; G.1010 – «Категории качества услуг мультимедиа с точки зрения Конечного пользователя»; E.800 – « Условия и определения, касающиеся качества услуг и работы сетей, включая надежность» и др.

Базовыми стандартами ETSI в области качества услуг связи являются: ETR 003[3], определяющий общие требования к качеству услуг связи, и ETR 138[4], определяющий показатели QoS для сетей передачи речи и данных (ONP, ISDN).

В России требования к качеству услуг сотовой подвижной связи отражены в рекомендациях Ассоциации GSM PRD IR.41 и PRD IR.42 [5,6]

В нижеследующей таблице 1 приведены контролируемые параметры качества в соответствии с указанными стандартами.

Таблица 1

Виды услуг


Контролируемые параметры качества

Телефония


1.Доступность услуги телефонии (SA-T).

2.Время установления соединения при телефонии (ST-T).

3.Качество передачи речи (SpQ).

4.Процент выполненных вызовов при телефонии с коммутацией каналов(CCR-CS-T).


Передача коротких сообщений

1.Доступность услуги SMS MO (SA SMS MO).

2.Задержка доступа к SMS MO (AD SMS MO).

3.Полное время передачи SMS (DT SMS).

4.Процент выполненных SMS при коммутации каналов (CR SMS CS).

Передача данных с коммутацией каналов

1.Доступность услуги передачи данных с коммутацией каналов (SA-CSD).

2.Время установления соединения (ST-CSD).

3.Качество передачи данных (DQ-CSD).

4.Процент выполненных передач данных с коммутацией каналов

(CCR-CS-D).

Передача данных с коммутацией пакетов (общая служба пакетной радиосвязи)

1.Доступность услуги при передаче данных с коммутацией пакетов (SA-PSD).

2.Время установления соединения при передаче данных с коммутацией пакетов (ST-PSD).

3.Качество передачи данных (DQ-PSD).

4.Процент выполненных передач (CoSeR-PSD).


Кроме качества конкретного вида услуг ПС могут контролироваться параметры, не зависящие от вида услуги, а именно, доступность сети при коммутации каналов (NA-CS) и при коммутации пакетов (NA-PS).

Заключение

Современные требования рынка услуг сотовой подвижной связи превратили качество предоставления услуг в важнейший фактор конкуренции и обусловили внедрение в практику договорные отношения, использующие SLA, что является непременным требованием времени, особенно в условиях перехода от сотовых сетей 2G к сетям 3G.

Литература

  1. Володина Е.Е., Тихвинский В.О. «Конкуренция и качество услуг на рынке подвижной связи»// Мобильные системы, № 8,2003;

  2. Шнепс-Шнепсе М. «SLA: Гарант прав потребителей»// Мир связи -Connect, №7, 2003.

  3. ETR – 003 October 1994 (2nd Edition) “Network Aspects (NA); General aspects of Quality of Service (Qos) and Network Performance (NP)”.

  4. ETR – 138 December 1997 (2nd Edition) “Network Aspects (NA); Quality of service indicators for Open Network Provision (ONP) of voice telephony and Integrated Services Digital Network (ISDN).

  5. PRD IR.41. Определение параметров качества предоставляемых услуг и их расчет. Ассоциации GSM, 2002.

  6. PRD IR.42. Определение параметров QoS - качества предоставляемых услуг для популярных служб (GSM и 3G), 2002.