velikol.ru
1

Урок литературы в 6 классе (защита проекта)

«С любовью ко всему живому»

(создание фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»)


Учитель Паршикова Елена Владимировна

Задачи:

1.Усиление практической направленности урока, мотивации познавательной деятельности.

2. Воспитание чувства ответственности человека перед природой.

3. Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования), развитие навыков составления сценария литературного произведения, определения темы, идеи художественного произведения

4. Знакомство с особенностями киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки.

5. Развитие творческих способностей учащихся.


Подготовительная работа :

Учащиеся разбиваются на творческие группы: ( Госкино, сценаристы, режиссер и его помощники, композиторы, зрители) и получают задания:


Госкино

К вам пришла творческая киногруппа просить деньги на съемку фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка». Вы сомневаетесь, кому дать деньги: создателям «Белогрудки» или другой киногруппе для съемок фильма о Звездных войнах. Продумайте вопросы, которые вы будете задавать создателям фильма «Белогрудка». Перед вами важный выбор. Вы должны понять, какая из двух проблем важнее и должна быть воплощена на экране. Вступите в диалог со съемочной группой фильма «Белогрудка».

Сценаристы

1. Подготовьте краткий пересказ рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка». Определите тему и основную мысль сценария. Подготовьте доказательства того, что проблемы, затронутые в сценарии, являются самыми важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.

2. Напишите сценарии ключевых сцен:

- Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;

- Разговор отца с сыном.

3. Подберите актеров и поставьте эти сцены.

Режиссер и его помощники

Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино. Вам нужны деньги для съемок фильма по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка». Дирекция Госкино решает вопрос, кому дать деньги на фильм – вам или другой киногруппе для создания фильма о Звездных войнах. Докажите, что проблемы, затронутые в вашем фильме, являются более острыми, важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.

Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино.

  • Подумайте, какими вы видите ключевые сцены фильма «Белогрудка».

  • Определите основную мысль этих сцен.

  • Какую задачу должны выполнить актёры в каждой сцене?

  • В каких сценах вы будете использовать:

    • крупный план

    • замедленную съемку

    • аэросъёмку

  • Отберите из представленных вам кинопроб – лучшую.


Композиторы

Подберите музыку к следующим сценам:

  1. На косогоре.

  2. Белогрудка у разоренного гнезда.

  3. Пес поедает куненка.

  4. Месть Белогрудки.

Зрители

Оцените работу всех групп.

Осуществление проекта:


1.Выявление интереса учащихся (классный час о братьях наших меньших, анкетирование учащихся).

2. Погружение в проект (определение проблемы, цели, задачи).

3.Организация деятельности (группы) (составление плана, выбор формы и способа презентации).

4.Осуществление деятельности (самостоятельная работа учащихся, консультации).

5.Презентация – понимание проблемы умения планировать и осуществлять работу.


Конспект


Слово учителя


Доброе утро, ребята, гости!

О природе написано немало произведений М. Пришвиным, К.Паустовским, В.Бианки, В.Астафьевым. Многие из этих произведений вам нравятся. Но в ходе анкетирования , проведенного после классного часа, посвященного братьям нашим меньшим, выяснилось, что вас интересуют рассказы о природе, написанные В.П.Астафьевым.

Вас, ребята, заинтересовала проблема защиты братьев наших меньших, которая актуальна в наши дни.

В течение месяца мы работали над этой проблемой, изучали её и решили создать фильм по рассказу В. П.Астафьева «Белогрудка».

Целью нашей работы было не только изучить творчество В.П.Астафьева, но и выяснить, как в творчестве автора отражается проблема отношения к братьям нашим меньшим.

Наш проект мы назвали «С любовью ко всему живому» и адресуем его своим ровесникам и учащимся начальной школы. А напутствием в этой работе служили слова Р.Рождественского:

Люди- исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце, сердце человечье.


Наша презентация пройдет в форме игры. А любая игра имеет свои правила. Каждый участник игры должен знать, что будет делать и как. Цель в любой игре одна.


- А какая цель нашего урока?

- Итак, я прошу представителей каждой группы представиться и назвать свои задачи.


^ Представление групп.


Слово учителя

Чтобы игра была успешной, результативной, надо соблюдать правила.

Общие правила игры:

  1. Войди в образ! Говори согласно заданной роли.

  2. Говори конкретно, доказательно и убедительно.

  3. Внимательно, не перебивая, выслушивай собеседника.

  4. В диалоге выигрывает знающий, красноречивый и вежливый.

  5. Удачи в создании фильма!



- С чего, ребята, начинается фильм, работа над ним? (создание сценария, переговоры с чиновниками о выделении денег). Посмотрим, как это происходит.

( Диалог с чиновниками Госкино).

Мотор! Дубль 1

Учитель:

- Уважаемые представители киногруппы, справились ли вы с поставленной задачей?


Итак, цель убедить чиновников в актуальности данного проекта – достигнута.

- Ребята, каков сюжет нашего фильма? Слово сценаристам.

(краткий пересказ текста с использованием рисунков на киноленте)

Учитель:

Но прежде чем приступить к следующему заданию проекта, выясним, чем отличается работа сценаристов и режиссеров.

- Чем занимается сценарист? (пишет сценарий – литературную запись фильма)

- А режиссер – постановщик? (ставит фильм)

- Что значит ставить фильм? (определить место действия и дать рекомендации актерам)

^ Тихо! Идет съемка!

Дубль 2! Камера!

(инсценирование сцен:

– мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки

- разговор отца с сыном )

Учитель:

-Ребята, что мы узнали из данных сцен?

Мы должны помнить, что вред, нанесенный людьми природе, не останется безнаказанным. Она живая и отвечает на зло злом.И безобидная до этого Белогрудка начала мстить людям.

^ Чтение наизусть отрывка «Месть Белогрудки».

-Ребята, давайте на мгновение отвлечемся от сюжета и послушаем рассказ кинооператора нашего фильма о видах съемки. Эти профессиональные хитрости помогут нам в создании фильма.

Оператор

(крупный план, замедленная съемка, аэросъемка).

Учитель:

-Ребята, мы переходим к последнему этапу создания фильма. Это тонировка. Иными словами – озвучивание фильма, добавление музыки. И в этом нам поможет группа композиторов.

- А зачем нужна музыка к кинофильму?

Композиторы

(рассказывают о характере музыкальных отрывков, которые они подобрали к сценам из задания, чтение отрывков из текста на фоне музыки).


Учитель:

Спасибо композиторам за их работу. Мы убедились , что без их участия фильм не был бы таким ярким, эмоциональным. Я знаю, что композиторы подобрали финальную песню к фильму ( сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой «Просьба») , Давайте её исплним.

(звучит песня «Просьба»).


Учитель:

-Итак, работа над фильмом завершена. Картина вышла на экран. И после премьеры- традиционная встреча со зрителями. Вам слово, ребята.

(выступление группы Зрители).


Учитель:

Работая над фильмом, мы использовали определенные понятия, давайте их вспомним и объясним:

- Экология

- Красная книга

- тема

- идея

- сценарий

- сценарист

- кинопроба

- мизансцена


Рефлексия

- Ребята, справились ли мы с поставленной задачей – создать фильм по рассказу В.П.Астафьева ?

- А кто же работал над фильмом?

- Посмотрев фильм, изменилось ли ваше отношение к природе, животным?

- Как вы будете защищать животных?

- Поделитесь своими мыслями о совместной работе над фильмом. Чему она вас научила?

( огни в окошке)


Работа над проектом объединила, сплотила вас, и я хочу, чтобы в вашем сердце оставалось местечко для братьев наших меньших.


Д/з : записать 5 заповедей отношения человека к природе.


( приложение – презентация)