velikol.ru
1

Наименование дисциплины: Детский и юношеский туризм в России: история

и современность

Направление подготовки: 100400 Туризм

Профильная направленность: Туризм

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.и.н., доцент кафедры регионоведения и туризма И.Д. Горшков.


1. Основная цель дисциплины «Детский и юношеский туризм в России: история и современность» – изучение истории и современного состояния детского и юношеского туризма в России. Главной задачей дисциплины является формирование у магистров научного представления об особенностях развития детского и юношеского туризма и его месте в системе государственного образования. Другими задачами являются: изучение основных форм туристской работы со школьниками; знакомство с исследовательской литературой и информационными ресурсами по теме.


2. Дисциплина «Детский и юношеский туризм в России: история и современность» является дисциплиной по выбору профессионального цикла. Дисциплина базируется на знании следующих предметов, преподаваемых в рамках бакалавриата: введение в специальность, техника и технология в СКСиТ, история России, региональные туристские ресурсы, технологии и организация туристских походов т.д. Эта дисциплина носит обобщающий характер. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, способствуют более успешной работе над магистерской диссертацией.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


^ Знать:

- основные этапы развития детского и юношеского туризма;

- основную литературу по теме дисциплины;

Уметь:

- уметь анализировать источники по истории детского и юношеского туризма;

- самостоятельно проводить исторические исследования в туризме;

- анализировать результаты исторических исследований в туризме;

Владеть:

- основами прогнозирования развития детского и юношеского туризма в стране, регионе, муниципальном образовании и т.д.;

- инструментарием изучения истории туризма;

- навыками использования исторических методов в решении конкретных практических задач в туристской деятельности.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

^ Тема 1. Развитие туризма в дореволюционной России. Появление первых горных клубов. Создание и деятельность Российского общества туристов. Идеи проведения массовых школьных экскурсий в отечественной педагогике. Деятельность губернских и уездных земств по организации экскурсий. Издание специальных журналов, посвященных экскурсионному делу. «Русский экскурсант». Деятельность ярославских учебных заведений и общественных организаций по проведению экскурсий с учащимися.

2

^ Тема 2. Становление государственной системы детского туризма и краеведения. Основание и деятельность Центрального бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР. Создание Центрального бюро краеведения. Деятельность Музейно-экскурсионного института. Туризм и задачи социалистического строительства. Реорганизация Русского общества туристов и превращение его в Общество пролетарского туризма экскурсий. Появление специализированной литературы по туризму и туристской периодики. Основание Центральной Детской Экскурсионно-Туристической Станции. Вклад Н.К. Крупской в развитие детско-юношеского туризма. Ликвидация ОПТЭ. Туристская деятельность ВЦСПС и ВСФК при ЦИК СССР. Начало работы по классификации самодеятельных туристских путешествий, положение о значке «Турист СССР». Всероссийские походы по изучению малых рек и по историческим местам Гражданской войны.

3

^ Тема 3. Детский туризм в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. Деятельность Детских экскурсионно-туристических станций в годы войны. Туризм и военно-физическая подготовка школьников. Помощь фронту школьников-туристов. Летние «лагеря-примитивы». Проведение походов по местам боев. Военно-туристские игры. Деятельность Московской и Ярославской ДЭТС. «Поход пионеров и школьников по изучению родного края». Принятие нормативных документов по детскому туризму в конце 1940-х гг. Туристские лагеря и слеты юных туристов.


4

^ Тема 4. Период стабилизации туристско-краеведческой деятельности учащихся. Всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников. Первые кандидатские и докторские диссертации по вопросам туристско-краеведческой деятельности. Реорганизация системы управления туризмом. Создание Центрального совета по туризму и экскурсиям. Создание туристских клубов. Утверждение Правил организации туристских путешествий на территории СССР и Положения о Маршрутно-квалификационных комисиях. Эстафетные походы. Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. Меры по превращению туризма в отрасль народного хозяйства. Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина - СССР». Включение туризма в систему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Начало создания системы непрерывного туристского образования.

5

^ Тема 5. Туристско-краеведческая деятельность в новых социально-экономических условиях. Влияние распада СССР на состояние детского и юношеского туризма в стране. Преобразование внешкольных учреждений в учреждения системы дополнительного образования. Нормативные документы по детско-юношескому туризму. Проблема туристских кадров. Новые формы туристской работы со школьниками. Проведение профильных туристских лагерей. Всероссийское туристско-краеведческое движение «Отечество». Активизация издательской деятельности. Деятельность Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

1. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. / Г. С.Усыскин - СПб.: Герда, 2000. - 219с.

2. Шаповал Г. Ф. История туризма: Учебное пособие для вузов. / Г. Ф.Шаповал - Мн.: Экоперспектива, 1999. - 301с.


б) дополнительная литература:

  1. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - М.: Национальная академия туризма, 2005.

  2. Варламов, В.Г. Спортивный туризм в системе физического воспитания среднего и высшего образования / В.Г. Варламов, С.А. Карзалов. – М.: РГГУ им. Серго Орджоникидзе, 2008.

  3. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  4. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. - М.: ЦДЮТур, 1998.-176 с.

  5. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.) - М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 312 с.

  6. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

  7. Константинов, Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма. Учебник для вузов. – М.: Советский спорт, 2008.

  8. Константинов, Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  9. Остапец, А.А. Методология и концепция детско-юношеского туризма. – М.: ЦДТЭС Госкомобразования СССР, 1991.

  10. Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками. - М.: АРКТИ, 2001.

  11. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office.

- в качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используется:

Сайт туристско-спортивного союза России. - www.tssr.ru