velikol.ru
1

Диагностические задания.

«Двигательная импровизация».

Цель: Выявить уровень овладения детьми двигательными умениями в музыкально-

ритмической деятельности (импровизационные умения, выразительность и ритмичность

исполнения, ориентировка в пространстве).

Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, ко­торые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизи­рованного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.

После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме­тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каж­дый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют дви­жения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.

«Двигательная импровизация».


Цель: Выявить уровень понимания детьми музыкального образа в передаче его с помощью выразительного, ритмичного движения.

^ Описание задания. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки». «Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для ак­компанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующи­ми осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С окончанием звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.

Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импро­визации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоцио­нального вчувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.


«Двигательное упражнение».


Цель: Выявить уровень владения передачи в движении ритмического языка.

Описание задания: Детям предлагается прослушать музыку и исполнить движения в соответствии с ритмом.

^ Несюжетный этюд «Тема с вариациями».


Цель: Выявить понимание детьми смену музыкальных образов, в передаче

их с помощью выразительных, ритмичных движений.

^ Описание задания: Дети стоят в произвольном порядке, слушая музыку подбирают и исполняют движения самостоятельно в соответствии с музыкальным образом.


^ Сюжетный этюд «Подружки».


Цель: выявить уровень овладения основными видами движений,

выразительного и ритмичного исполнения в соответствии с

музыкальным образом.

^ Описание задания: Детям предлагается рассказ с яркими образными впечатлениями.

Рассказ иллюстрируется музыкой и предлагается детям подобрать

движения по сюжету предлагаемого рассказа.


Диагностические игры:


«Зеркало».

Цель: выявить уровень овладения основными видами движений.

Описание задания: Сначала ведущим выступает педагог, который показывает детям различные виды движений, постепенно ведущими становятся все дети по очереди. Например, «Ходим кругом друг за другом» - татарская н.п.,

«Если весело живется делай так» - английская н.п. «Юргализ-мастер» - литовская н.п., «Если…» - японская н.п.


«Ниточка с иголочкой».

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Эта игра направлена на: внимание, на вслушивание и на движение, ориентацию в пространстве.

^ Описание задания: Педагог идет впереди детей, напевая без слов неспешную хороводную песню, как бы вышивая на полу разные узоры (в основном это «змейка»).

Дети идут след в след, со свободными руками, как бы держась глазами за впереди идущего, связанные с ним невидимой ниточкой. Пройти надо так, чтобы «ниточка» не порвалась. Когда дети освоятся, можно предложить им во время ходьбы раскланиваться направо и налево со встречными.


«Завевайся клубочек», «Завевайся капустка».


Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Описание задания: Детям предлагается либо рассказ, либо песня, либо инсценировка. Педагог закручивает свою ниточку как спираль, затем обратным движением раскручивает ее.


«Бояре, а мы к вам в гости пришли».


Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Умеет ли ходить «стенкой».

Описание задания: Дети становятся двумя стенками, одна напротив другой, выполняют движение друг к другу и назад спиной.