velikol.ru
1

Доклад на тему: «Анализ современного урока»

  1. Для чего анализируется урок?

  2. Что такое «анализ».

  3. Самоанализ урока. Для чего анализируется урок?

Ответить на этот вопрос не так то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа, и у каждого своя цель.

Естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведении урока.

Вообще АНАЛИЗ – это логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных. Т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель, определяет для себя те формы, которые для него соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основах. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений

«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому, что самое трудное для человека – это сделать выбор» (М. Анчаров.) Главная гуманистическая ценность – возможность выбирать – оборачивается необходимостью размышлять, к чему не все предрасположены.

Так, что же такое анализ?

Большинство учителей сходятся на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это – совершенно верно. Если иметь ввиду, что со времен Я. А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Так, что же дает анализ урока для учителя?

Анализ представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов. Приемов работы в их практическом преломлении, во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности и действия по усвоению учениками преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических. Образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики», обусловленные спецификой учебного предмета.

Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями. Анализировать их. Обобщать и делать научно обоснованные выводы. Служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Самоанализ урока. Как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность:

  1. Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

  2. Развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей.

  3. Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда.

  4. Сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникшие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит от умения учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.


^ Анкета для проведения самоанализа урока.


  1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

  2. Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности класса?

  3. Удалось ли выбранными методами сформировать у детей мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать им целевую установку?

  4. Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и т.п.)?

  5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

  6. Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация оценок?

  7. Удалось ли правильно построить устную речь – свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

  8. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?

  9. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

  10. Какова степень достижения целей данного урока?



Основные требования к самоанализу.

  1. Место, разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме.

  2. Обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока.

  3. Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащимися на уроке.

  4. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач.

  5. Удовлетворенность или неудовлетворенность учителями уроком (его отдельными частями); намечаемые учителем планы по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Схема самоанализа

  1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.




  1. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.




  1. Каковы задачи урока.




  1. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.




  1. Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.




  1. Каков результат качества знаний? Что повлияло на результат?




  1. Показать связь дидактических задач урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами организации учебной деятельности учителя.