velikol.ru
1 2

МКОУ «СОШ №14» ст.Новотроицкой




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Диагностика и коррекция как методы успешного

формирования навыка чтения»




Подготовила: учитель

начальных классов

Стрелкова Н.И.







2011-2012 учебный год.

Содержание


Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….2

Цели и задачи диагностики…………………………………………………………………………………………………………………..2

Планирование диагностической деятельности…………………………………………………………………….3


Формы педагогической диагностики………………………………………………………………………………………4


Виды диагностических работ по литературному чтению……………………………………………………...6


Диагностика готовности к обучению………………………………………………………………………………………7


Приемы формирования навыка чтения………………………………………………………………………………….9


Методы оценки речевого развития………………………………………………………………………………………11


Подбор тренировочных упражнений и заданий………………………………………………………………….12


Организация коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………….15


Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….…17


Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………18


Приложения…………………………………………………………………………………………………………….……..........19


Введение.

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки. Но как научить каждого, ведь они такие разные?

В классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. А учитель должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и учителя.

Анализ современной ситуации в образовании показывает, как велика на сегодняшний день потребность в достоверной информации о ходе и результатах процесса обучения учащихся практически по любой дисциплине школьного курса.

Поэтому в настоящее время широкое распространение получила педагогическая диагностика.

^ Цели и задачи диагностики.

Мне как учителю тоже пришлось научиться пользоваться диагностическими методами, так как с помощью школьной диагностики можно разрешить следующие задачи:

  • анализ процессов и результатов развития школьников, (то есть готовность к школьному образованию, темпы созревания психических функций, достигнутых сдвигов)

  • анализ процессов и результатов обучения, (то есть объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности)

  • спланировать коррекционную работу, с учётом возрастных особенностей учащихся класса.


Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков;

  2. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов

обучения;

  1. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  2. планирование последующих этапов учебного процесса;

  3. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования

сложности последующих шагов;

  1. определение динамики развития и преобразования в течение определенного периода времени;

  2. разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.


Диагностика изучает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя, процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа “не хочу” для него не существует. А диагностика считает ее даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже далее не тем, как бы еще сильнее ущемить ребенка, а тем, как найти способы вызвать желание.

^ Планирование диагностической деятельности.

Сначала составляется план предполагаемой диагностики на определенный промежуток времени, например (литературное чтение, 1 полугодие):




Содержание

Параметры

Форма

Время проведения




Навык чтения вслух










1


2


3


4


5

Способ чтения


Правильность чтения


Выразительность


Сознательность


Темп чтения

-по слогам

-по слогам и целыми словами

- целыми словами


-без ошибок

-кол-во и вид ошибок


-соблюдение интонации в конце предложений

-соблюдение пауз, интонационное соответствие


-владеет понятием текста

-пересказ

-выделение главного

-подбор заголовка


-ниже нормы

-в норме

-выше нормы

Входная проверка


Итоговый контроль


Текущая проверка


Итоговый контроль


Входная проверка


Итоговый контроль


Входная проверка


Итоговый контроль


Сентябрь


Декабрь


В течение четверти


Декабрь


Сентябрь


Декабрь


Сентябрь


Декабрь

2

Начитанность

-владение понятием текста

-умение подбирать заголовок


Текущая проверка.

Ноябрь-декабрь

3

Работа с книгой




Текущая проверка.

Ноябрь-декабрь

4

Сформированность учебной и читательской деятельности




Итоговая проверка.

Конец декабря

^ Формы педагогической диагностики.

В своей работе я использую разные формы педагогической диагностики.

  • Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

  • Целями промежуточной – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. Использую следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование, но универсальным методом педагогического контроля оно не может быть, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов.

Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляю отметки 3 и 2, так как идёт только формирование умений.

Если обучающимися в проверочной работе допущено большое количество ошибок, то учитель намечает план коррекционной работы и через определённый промежуток времени вновь проверяет уровень сформированности умения или навыка.


  • При организации итоговой диагностики чаще всего использую тестовые работы, состоящие из разноуровневых заданий. Это позволяет не только контролировать и направлять процесс формирования качества знаний обучающихся, но и их интеллектуальное развитие.

Цель итоговой диагностики – выявление степени сформированности базовых общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся к концу изучения темы. В результате учитель получает объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в классе; определяет соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года. Полученная информация находит отражение в справках, сводных таблицах, диаграммах, графиках.

Непрерывное отслеживание учителем качества обученности способствует более объективному оцениванию деятельности учащихся по сравнению с выставлением поурочного балла. Такой подход к организации учебного процесса позволил мне повысить уровень качественной успеваемости с 50% до 75%.



Ф.И. уч-ся

Тип ошибки

Основные умения

Оценка деятель-ности уч-ся

Пропуск, замена

Длин-ные слова

Стече-ние соглас-ных

Окончания слов

Качество чтения

темп

1.Иванов

-

-

-

-

А

Б




2.Петров

+

-

+

-

Б

В




Кол-во выполнявших задание

2

2

2

2










Справившихся успешно

1

2

1

2










Допустивших ошибки

1

0

1

0










Обученность класса

50%

100%

50%

100%










Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано (А)













1







В стадии формирования (Б)













1

1




Не сформировано (В)













0

1



Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.


Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы. По данным таблицы видно, что несформирован нужный темп чтения, дети затрудняются при чтении слов со стечением согласных, пропускают или заменяют буквы. Учитель намечает необходимую коррекционную работу.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.

Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее – коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.


Количественный анализ результатов отражён в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения.


Завершает работу вывод о последующей дифференцированной работе с уч-ся по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого уч-ся коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических данных позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу.Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин или посвятить целый урок.

Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений, работа со справочной литературой позволяет подобрать (составить) задания для организации коррекционно – развивающей работы.

^ Виды диагностических работ по литературному чтению.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения по литературному чтению я используя задания разных видов, предложенные Л.А.Ефросининой:

– комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

– литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

– тесты по изученному произведению, теме, разделу;

– тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

– диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

– тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

– тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);

– комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

– итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

– контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце I и II полугодий в 1-м классе, в конце I полугодия во 2-м классе). Начиная со II полугодия во 2-м классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Тесты

Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для I полугодия 2-го класса. Начиная со II полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.

Литературные диктанты

Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.

^ Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1–2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

^ Диагностика готовности к обучению.

Начинаю работу уже с 1 класса. В 1 классе, провожу диагностику готовности к обучению. По ее результатам провожу индивидуальную работу по восполнению выявленных пробелов. Стараюсь включить в урок коррекцию процессов мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщения, сравнения для этих учащихся. Данные первого класса сравниваем с данными выпускного – четвертого. Уже наглядно можно видеть рост развития отдельных учащихся и класса в целом. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем развития возрастает с 15 % до 46 %, а с низким уменьшается с 13 % до 0 %. Это научно доказывает правильность выбранных приемов и методов обучения, а также значимость проводимой работы.

На начальном этапе проводится и другой вид диагностики – социально-педагогической адаптации. Сравниваем сентябрь и январь 1 класса .Данная методика исследования позволяет узнать дезадаптированных учащихся, выявить причины неполной адаптации и дезадаптации, спланировать учебную и социальную деятельность отдельных учеников. Например, провести игры коммуникации на формирование произвольных форм поведения тех или иных учащихся, продумать индивидуальную работу по восполнению пробелов в знаниях учеников. В результате этой работы мы видим, что к концу года обучения нет дезадаптированных учащихся и большинство детей - с высоким уровнем социально-педагогической адаптации.

А теперь подробно остановимся на практической части данной работы. Итак, первый шаг в этом направлении сделан в сентябре, когда началось знакомство с моими новыми учениками – первоклассниками. Первый этап работы включал групповое обследование, в ходе которого дети работали на анкетных листах с подготовленными заданиями . Диагностика проходит под диктовку учителя, т.к. дети сами не читают текст, а работают на листах с картинками, выполняя просьбу учителя. Обследование проходило до 15 сентября, что является немаловажным фактором. Второй этап – это индивидуальные беседы и непосредственное визуальное наблюдение за поведением ученика и его взаимоотношениями с одноклассниками, отношением к учебным пособиям и книгам, за его умением слушать старших и следовать их указаниям. Индивидуальные беседы провожу только с теми учениками, кто допустил ошибки во время «письменной работы». Передо мной стоит задача - не только выявить у ребенка какое-либо нарушение, но и проанализировать его характер в сопоставлении с нормой, а далее построить вероятностный прогноз преодоления этого затруднения.

Для примера остановлюсь только на нескольких заданиях и их диагностике. Так, задание №1 имело целью передать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами.). Это задание позволяет судить о твердости руки ученика, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их. Оценка выполнения данного задания выглядит так: 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность прямых линий (этот балл ставится также, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена); 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры, общая форма схвачена плохо; 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится минус.

Следующее задание педагогической диагностики предполагало выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. На картинке был нарисован домик с тремя окошечками и рядом с ним изображены предметы (волк, жук, гусь). В задачу ребенка входило соединить домик с той картинкой, при названии которой слышатся три звука. Правильно выполненное задание оценивалось в 3 балла, наличие ошибок в один звук – в 2 балла, неприятие задачи или полное отсутствие соотношений – 0 баллов.

После выполнения данной педагогической диагностики начинается самое главное – составление общей ведомости или банка обследования, куда следует заносить все полученные учениками баллы. Затем обсчитывается общий балл и выводится уровень готовности. Таким образом, я получаю полную картину нового класса. Высокий уровень готовности детей, средний и низкий. Возникает необходимость исключить возможность выпадения учеников с низким уровнем развития из зоны внимания учителя, часть учеников со средним уровнем развития довести до высокого уровня или хотя бы приблизить к нему, повысить уровень знаний учащихся с низким развитием до среднего.


Имея эти результаты, могу планировать свою дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого и осуществляя дифференцированный подход в обучении. На мой взгляд, этот вид первичной диагностики хорош тем, что позволяет не поверхностно определить уровень готовности, а глубоко увидеть каждого ученика и, что самое главное, определить есть ли у него предпосылки для успешного овладения языковой и математической грамотностью. Все последующие контрольные и другие виды проверки я планирую, учитывая специфику класса. Уже в первом классе провожу разноуровневую проверку знаний, умений и навыков, так как знаю разную возможность детей усваивать учебный материал.


Учитывая уровень успешности выполнения тех или иных заданий каждым учеником, наблюдаю изменения, происходящие в течение учебного года, благодаря чему могу планировать индивидуальную работу с каждым отдельно взятым учеником. Если учащиеся класса по большинству заданий получили оценку высокий балл, то я предлагаю им углубленную программу обучения, т.е. в учебниках и тетрадях задания, отмеченные как трудные, даю для самостоятельной работы. Расширяю их знания за счёт материала, который является «фоновым», то есть необязательным для усвоения всеми учащимися начальной школы.

Ученики, которые набрали среднее количество баллов, по большинству заданий, способны справляться с учебным материалом самостоятельно при направляющей роли учителя. Такие учащиеся являются хорошими помощниками на уроке, так как имеют все возможности для правильного и быстрого усвоения школьного материала, могут учиться сами и учить других. Таких учеников хвалю и не спешу им помогать, предлагаю им самим искать способы решения учебной задачи.

Низкое количество баллов свидетельствует о низком уровне выполнения задания. Такая оценка по ряду заданий говорит, прежде всего, о недостаточно успешном формировании отдельных компонентов учебной деятельности. Вношу коррективы в работу с такими детьми. Для необходимости индивидуальной работы, предлагаю коррекционные задания.

^ Приемы формирования навыка чтения.

Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, то есть искать способы расширения собственной компетентности, является прежде всего умение читать.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента: 1) техника чтения и 2) понимание текста.


^ Технику чтения отслеживаю ежемесячно, что даёт мне возможность судить о результатах работы детей и корректировать индивидуальную работу с учеником. В итоговой технологической карте отслеживается скорость и качество техники чтения (наличие или отсутствие ошибок)



  1. Хорошим показателем устойчивости формирующегося навыка чтения может служить отношение верно прочитанных слов к числу ошибок при первичном чтении незнакомого текста. Разделив число верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину участка чтения без ошибок.

Показатель “длина участка чтения без ошибок” позволяет учителю обоснованно выбирать объем вводимого текста для первичного чтения, искусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных эмоций на ученика.


  1. Однако наибольшую диагностическую ценность имеет анализ качества чтения по интервалам времени. Подсчитывается количество ошибок и неоправданных пауз за каждые 30 или 60 с. Определяются слова, вызвавшие потерю темпа и качества чтения. Если удается установить какую-либо закономерность, например затруднения в чтении слов с сочетанием согласных, то впоследствии работу ведут над такими словами, если нет, то трудные слова подчеркивают в тексте красным карандашом, и ученик должен читать их особенно внимательно.

Для того чтобы кривая успехов шла все время вверх, важно тщательно анализировать допущенные учеником ошибки. Частичный анализ допущенных ошибок, выделение тех, которые встречаются чаще всего, позволяют четко ориентировать направление коррекционной работы.


Так, у одного из учащихся 1 класса ошибки при чтении слов с буквой «б» составляли 26% от общего числа ошибок на согласные. После работы над буквой и звуком «б» уменьшилось общее число ошибок.

После того как выделена буква (или тип слога, или вид слов), дающая для данного ученика самый большой процент ошибок, работа может строиться в двух направлениях: 1) увеличение нагрузки по количеству и по времени на эту букву (тип слога, вид слов); 2) исключение из читаемых текстов слов с этой буквой, составление для чтения списка слов, не имеющих этой буквы (типа слога, вида слов). Смысл первого направления очевиден – тренировка. А второе направление позволяет создать атмосферу успеха, безошибочного чтения, сформировать положительную установку на чтение.


  1. При коррекционной работе можно ставить задачу довести скорость чтения у данного учащегося до определенного уровня в соответствии с нормативами скорости чтения. Нормативы скорости чтения заданы программой на конец каждого полугодия и года. Измерение показателей скорости чтения ежемесячно позволяет объективнее ранжировать учащихся по степени овладения навыком чтения, объективнее отбирать нуждающихся в дополнительных занятиях. Знание месячных норм позволяет избежать завышенных требований к скорости чтения, а также определить момент окончания коррекционной работы. Для повышения темпов качества чтения следует неоднократно прочитать один и тот же текст. Но часто ученик, особенно слабый, не видит в этом смысла, зато, отображая на особом графике рост скорости чтения в абсолютных единицах «количество слов в минуту» и в процентах к норме после каждого прочтения, можно убедить учеников в необходимости многоразового прочтения одного и того же текста.




  1. Для того чтобы требования, предъявляемые ученику в период коррекционной работы, соответствовали его максимальным возможностям и в то же время принимались самим учащимся как реалистические, я выясняю для себя и показываю ученику его скрытые возможности.



Сделать это можно разными способами.

  • Ученика просят прочитать «как можно быстрее» 5-10 знакомых ему слов. Измеряется затраченное время и рассчитывается скорость чтения как если бы ученик в течение всей минуты сохранял начальный темп. Как правило, результаты расчетов превышают реальные показатели обычного чтения и могут задаваться как уровень, которого необходимо достичь.

Так, один ученик 2 класса читал связный текст со скоростью 16 слов в минуту. При чтении знакомых слов он успевал прочитать 2 слова за 4 секунды. Его расчетная скорость равнялась, таким образом, 30 слов в минуту. Перед учеником была поставлена задача: достичь такой же скорости при обычном чтении. После 2х месяцев коррекционных занятий его техника чтения составляла 25 слов в минуту.


  • Особая проблема возникает при работе с учащимися, допускающими ошибки при чтении из-за стремления читать как можно быстрее: они упрямо не желают снижать скорость чтения. При работе с такими учениками лучше останавливать их в момент ошибки, а затраченное на ее исправление время все равно учитывать. Сравнивая показатели скорости при относительно медленном, но безошибочном чтении и при чтении быстром, но с ошибками, ученик убеждается в необходимости снизить скорость чтения и принять рекомендуемую ему установку на безошибочность чтения.

Применяя данную диагностику, получила промежуточные результаты. В конце третьего года обучения по технике чтения в норму не уложились 2 человека, то в конце четвертого класса – только 1 человек. Наблюдается положительная динамика обучения.

^ Методы оценки речевого развития.

Смысловое понимание текста предварительно оценивается по методике оценки речевого развития.

Цель: выявить особенности речевого развития детей.


Основная форма речевого взаимодействия в ходе учебного процесса – осмысленное оперирование текстами. В связи с этим методика оценки речевого развития основана на изучении особенностей учащихся при работе с текстами (понимание которых зависит от уровня речевого развития). Правила использования методики:

а) перед началом обследования необходимо все подготовить для его проведения – протокол, ручку, секундомер;

б) тексты, предъявляемые испытуемым, нужно хорошо изучить, выбрать правильную интонацию и скорость чтения;

в) при предъявлении текста каждому ребенку следует читать текст с одинаковой интонацией, скоростью и предельной внятностью;


г) при затруднении в пересказе ему следует оказать помощь: прочитать еще раз, задать наводящий вопрос. Вид оказываемой помощи фиксируется в протоколе.

Цель: выявить особенности речевого развития детей.

Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.

Материал: короткие рассказы, сказки, стихи и т.д., соответствующие возрасту.

По результатам диагностики испытуемые делятся на три группы.

Дети с высоким уровнем речевого развития успешно справляются с пересказом текста:

пересказ осуществляется без повторного его прочтения;

ребенок обошелся без подсказок и наводящих вопросов;

сумел передать смысл текста своими словами;

речь громкая, отчетливая;

предложения строятся логически правильно;

присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.


Дети со средним уровнем речевого развития могут пересказать текст после повторного прочтения. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении правильно построенных фраз.

К третьей группе относятся дети с низким уровнем речевого развития. Их характеризует пассивное отношение к задаче. После нескольких повторов текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с наводящими вопросами. Можно наблюдать у ребенка невнятное “бурчание поднос”, отказ от пересказа.

Тексты для диагностики предлагаются в зависимости от возраста детей. Все тексты имеют мораль, эмоциональную окраску и состоят примерно из десяти предложений.

^ Подбор тренировочных упражнений и заданий.

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования и коррекции навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Предложенные ими упражнения я использую в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком.

1.Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

4.Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

5.Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

  1. Сильная игровая мотивация;

  2. Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

  3. Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)

  4. Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)

  5. Расширение поля зрения.

Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.

10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

  1. Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

  2. Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

  3. Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другойРебенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

  1. Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;

  2. Cоздает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;

  3. Развивает произвольное внимание;

  4. Cпособствует развитию глазодвигательной активности.

15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.

Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

16. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения.

Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Для работы в этом направлении я использую такие упражнения:

17. Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

18. Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

19. Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,

^ 1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;

2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;

3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;

4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

^ Организация коррекционно-развивающей работы.

Считаю, что путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы. Задания по ликвидации пробелов знаний, умений и навыков разделены на домашнюю и классную работы. На каждого слабого ученика заведена специальная тетрадь– карта, где отмечаются пробелы в знаниях и достигнутые успехи. В классе такие учащиеся находятся под моим постоянным контролем: индивидуальный подход, дифференцированные. Для слабоуспевающих учащихся разрабатываю специальные тексты самостоятельных работ, тренировочные упражнения, проверочные работы. Дополнительные домашние задания включают в себя тренировочные задания, развивающие внимание, сообразительность. Вообще работа с неуспеваемостью – это длительный, кропотливый процесс, и его успешное завершение зависит и от терпения и настойчивости учителя и от помощи родителей, но главное от желания самого ученика. Добиваюсь, чтобы все дети готовили пересказ и учили стихи. Ни одного учащегося не оставляю без внимания. Все дети знают, что если сегодня по какой-то причине не ответил, то на следующем уроке или на переменке спрошу обязательно, ответ будет оценен. Всегда представляю возможность пересдать материал на более высокую отметку.


Считаю, что главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Поэтому стараюсь создавать ситуацию успеха. Обязательно смотрю ребёнку в глаза, когда разговариваю с ним, всячески подбадриваю. Главное, помогаю ученику преодолеть трудности. Использую занимательные различные упражнения для активизации интереса детей. Стремлюсь сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Стараюсь найти что– то интересное в жизни.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.


При работе со слабоуспевающими учащимися существуют особенности коррекционной работы, необходимо насытить процесс обучения чтению большим количеством упражнений, позволяющих осваивать навыки чтения на каждой ступени, сначала – это образ буквы – дифференциация похожих букв, упражнения в словообразование и в словоизменении, использовать предварительную подготовку детей к чтению текста. Пробежать глазами текст, который будет читать завтра, выбрать непонятные, трудные слова и работать с ними как по азбуке. Сначала тренировать в техническом чтении этих слов - выписать на доску можно по слогам, с ударением, поупражнять в прочтении этих слов. Слабые читают слова с доски, кто посильнее - выбирают в это время предложения с этими словами.

Прием «жужжащего» чтения, читать по пять минут на каждом уроке всем вместе в полголоса. Постепенный переход от легкого к сложному при большом количестве упражнений. внимание на знаки препинания, что мобилизует его на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями читать одно и то же предложение.

Прочитать текст в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка.

Формирование навыков чтения целыми словами – при помощи специальных методических приемов, научить слушать слово, то есть воспринимать на слух. К таким приемам относятся: ежедневное хоровое и индивидуальное ( с места ) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам, все читают тихим голосом, чтение цепочкой, чтение до урока, написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая зарядка, - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые вызывают или могут вызвать затруднения при чтении текста.

В задачи зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, совершенствование произносительных навыков учащихся; она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции. Эти упражнения выполняются хором, индивидуально. Виды упражнений различные, это - дифференциация сходных слогов, слов; чтение слогов, слов по подобию; чтение стихов; чтение с подготовкой и т.д.

Словарную работу необходимо проводить систематически, на каждом уроке.

Поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, то здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания.

На уроках чтения проводится орфографическое чтение – это как основа правописания.

Заключение.

Итак, я считаю, что трудно переоценить роль педагогической диагностики и коррекционной работы в деятельности учителя.

Диагностические работы моих учеников многое рассказывают о детях, об их способностях. Эти работы говорят и обо мне как об учителе. Результаты данной диагностики никто не видит, педагог ни перед кем не отчитывается, но для размышлений о собственной работе, об особенностях моего отношения к учебному предмету получаю богатейший материал. Вновь и вновь возвращаясь к анализу результатов итоговой диагностики в классе, я должна, если это необходимо, вносить серьезные коррективы в свою последующую работу.

Педагогическая диагностика позволяет мне создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны моей учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей. Я провожу диагностику и отслеживаю, как ученики постепенно овладевают элементами учебной деятельности. Сравнение результатов по годам позволяет мне увидеть, насколько прочно владеют мои ученики известными способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу, как выполняют действия контроля и самоконтроля.


Все выше сказанное позволяет сделать вывод: если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;

во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.

Вывод: педагогическая диагностика и правильно спланированная коррекционная работа – средство для успешного формирования навыка чтения.


следующая страница >>