velikol.ru
1



МБОУ ООШ села Середниково


Доклад по теме:


«Использование мнемонических приёмов в процессе изучения словарных слов»


Учитель начальных классов

Соколова Татьяна Васильевна


2012 г.


Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах и являются одной из важнейших и трудных проблем. Еще одна проблема начальной школы – изучение «словарных слов», т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями, например, в таких словах, как вокзал, газета, север, трактор и других. Эти слова верно пишут лишь 59% учащихся. Слова комбайн, экскаватор и другие – только 55%. Все эти слова включены в учебники по русскому языку в начальных классах.

Одна из причин такого положения – несовершенство методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу , можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. Наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Буква для семилетнего ребёнка, только что научившегося писать,- лишь набор элементов, она «неживая», «неинтересная», к тому же и пишет он её «кривовато» - смотреть не хочется. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова. Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему взаимодействия “язык-ученик”, а однообразие многих приёмов не даёт нужного развивающего эффекта, т.е. в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация познавательной деятельности учащихся, памяти на основе применения приёмов мнемотехники;

-развивающий характер учебной деятельности;

-системность в работе над словами с указанными орфограммами.

Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника (греч. - искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

определенные эмоции;

4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:

1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

2) составление ребусов;

3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;

4) использование рифмовок.

Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.


Чтобы слово понять,

Никогда не забывать,

Его надо рисовать

И в картинках представлять.





Некоторые слова помогают запомнить ребусы.





В работе над словами из словаря часто использую стихи, например:





Трудные учить слова

Помогает нам игра.


Петуха назвали “Петя”-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот.

Петь не любит, любит мед.


Лиса-лисица, посмотри,

Очень любит букву… (и).


Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О.


Посмотрите, дети,

Рак летит в ракете.


Ров запрятался в кровать,

Захотелось ему спать.


- Кап, кап, кап, -

Шепчет капуста.

- Без дождя мне очень грустно!


- Ква! – квартира вдруг сказала.

Малышей перепугала.


Око в яблоке сидит,

Свысока на мир глядит.


Пишу я слово «хорошо».

И в каждом слоге буква О!


Буква О в костре живёт.

И, представьте, не боится,

Не горит и не дымится.


Говорить приятно слово: аккуратно,

И запомнить-то легко:

Буква А, две К и О!




А в автобусе едет,

За ним клубится пыль.

И, мимо пролетая,

Чихнул автомобиль.


Пальто, платье и платок

С буквой «А» пиши, дружок!

Не забудь про сапоги!

«А» да «О» им не враги!


Молоко, компот, мороз

И корова, и колхоз,

Борода, отец, корона,

Колесо, ковёр, колонна.

И корзина, и конфеты,

Голос, юмор и котлеты,

И комар, и крокодил,

Богатырь и коллектив.

Их уже давным-давно

Пишут люди с буквой «О».


Запах, запад и закат

Пишем, дети, с буквой «А».


Жёлтый, чёрный и тяжёлый,

Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,

Шёпот, щёголь и ещё –

Пишем, дети, с буквой «Ё».


Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором Солдатовой Е. З. в книге «Словарь в стихах».


Раз Ната в комнату вошла,

И букву А она нашла.

Там буква а попала в плен

Меж буквой Т и буквой Н.





Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.


-В каких словах ель «растет»?

Учитель, картофель…


-Какие слова любит лягушка?

Москва, квартал, квартира…


-Любимые слова вороны.

Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура…


-Любимые слова рака.

Трактор, ракета, завтра…


-В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога, фасоль…


-Какой звук «издает» при движении трамвай?

Трам - трам – трам.


В этих словах, как показывает мой педагогический опыт, дети не делают ошибок. Слова запоминаются легко и надолго.


Интересны звуковые ассоциации для запоминания правописания изучаемого слова – “Запомни, шутя!”

ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.

РЕБята - РЕБята отгадывают РЕБус.

УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние.


СОрока- СОрок СОрок воровали горох.

СОбака- КОсть для СОбаки сОска.


Интересен приём укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. Один из вариантов объединения слов в одну «связку»- построение незамысловатого сюжета:


«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения:

Трам-ра-ра,

Трам-ра-ра,

Везде напишем букву А.


«В квартире висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель».


«Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы быстро и весело».


Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.