velikol.ru
1

ЕГЭ по русскому языку

Часть С
С чего начать?
Вступительная часть большинства работ безлика и примитивна. Чаще всего встречается шаблонный зачин: В этом тексте… В данном тексте… В приведенном тексте… и т. п.
За безликим началом, как правило, следует такое же примитивное продолжение.
Каким же может быть зачин сочинения?
Во-первых, он не должен быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не предполагает обширного вступления.
Во-вторых, зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности.
В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы.
Виды зачинов.
1. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.
2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания.
5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство.
6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста.
7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой.
8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме).
9. Если ни один из предложенных выше способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса.
^ Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Для написания вступления можно использовать прием подступа: выделив проблему текста, приведите типичные факты, события, высказывания, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подведите читателя к формулировке проблемы, в которой обобщите сказанное. Например:
Языковые средства, которые могут быть использованы во вступительной части сочинения.
1. Вопросно-ответное единство. Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в сочинении, позволит сделать вступление более энергичным. Например:
Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.
Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.
3. Назывное предложение (именительный представления).
Назывное предложение в зачине также должно содержать ключевое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.
Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
4. Риторический вопрос. Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.
Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своем тексте Л. Павлова.
5. Риторическое восклицание выражает эмоции пишущего: радость, удивление, восхищение и т. д., привлекает внимание к предмету речи.
Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.