velikol.ru
1



Выразительное чтение,

как приём повышения качества чтения и

речи учащихся


Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Таежное

Хабаровского края

Хабаровского района

Е.А.Перетятько


2009


СОДЕРЖАНИЕ:


1. ВСТУПЛЕНИЕ

2. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, КАК ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

а) Техника чтения: дыхание, голос, дикция;

б) Ударение в слове;

в) Интонация и её компоненты;




3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вступление


Воздействуя посредством «слова» педагог формирует поведение, волю, характер ребёнка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как школьник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь педагога для ребёнка – образец принятого употребления языковых средств. Поэтому первым требованием к речи следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и фонетических норм.

Педагог в своей работе должен вызвать определённый эмоциональный отклик и понимание детьми услышанного. В какой бы форме ни осуществлялась звуковая речь: в форме высказываний своих мыслей и переживаний, в форме выразительного чтения художественных произведений, т.е. передачи чужого текста, основой всегда является мысль, чувства, намерения говорящего, читающего. Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика, слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения. Для учителя ещё более важная задача - помочь учащемуся не просто правильно, без ошибок читать текст, но помочь овладеть умением выразительно читать и рассказывать, что требует от каждого большой настойчивости и системы в работе над своей речью, постоянного стремления к её совершенствованию.

Выразительное чтение включает в себя технику речи (дыхание, голос, дикция), литературное произношение и ударение, интонацию и её компоненты (пауза, темп , ритм, мелодика речи и тембр)


^ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, КАК ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ


ТЕХНИКА РЕЧИ


Дыхание

Основой внешней (произносимой) речи является дыхание. Прежде, чем начать говорить необходимо сделать вдох. При вдохе легкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, рёбра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в лёгких и в процессе речи постепенно экономно расходуется.

Выработка правильного произвольного (вдох-пауза-выдыхание) во время речи и чтения достигается тренировкой, т.е. соответствующими упражнениями. Вначале тренировочные упражнения учащиеся проводят под руководством преподавателя. Далее можно выполнять самостоятельно.


^ Упражнения на правильность дыхания

1

Стать прямо, не напрягаясь. Положить одну руку на верхнюю часть стенки живота, другую для контроля за движением рёбер положить сбоку, выше талии. Вдохнуть через нос с закрытым ртом, плавно, не двигая ноздрями (5 сек.), задержать воздух в лёгких (2-3 сек.), постепенно выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке А(4-5 сек.)

2.

Вдохнуть, как при упр.1, на выдохе считать вслух не спеша 1,2,3…5( произносит ясно). Увеличивать счёт, но не ускорять

3.

Проверить своё дыхание при чтении текстов(К.Чуковский «Телефон», Б.Житков «Как меня назвали»). После чтения отметить, в каких местах сделан глубокий вдох и где добиралось дыхание.


Голос

В образовании речи участвует голос, который образуется в результате смыкания и размыкания голосовых связок. В процессе чтения и рассказывания голос не должен напрягаться. Только в этом случае он может приобретать оттеки выразительности: мягкость, теплоту или, наоборот, резкость, холодность.





Кругом – вода!







Куда лететь?







Куда лететь?



Где жить? Где петь?


Развитию голоса способствуют занятия на уроках пения, а также специальные упражнения.

Например. Отрывок С.Михалкова «Дядя Степа» прочитайте в разных темпах. Какой из ни более подходит(Медленный, средний или быстрый)


Дикция

Каждое слово должно произноситься правильно: ясно, отчётливо. Необходимо устранять неясность, неразборчивость, торопливость и ошибки речи. Существуют упражнения, помогающие устранять неповоротливость губ, картавость(лёгкие случаи), торопливость, замедленность и другие недостатки речи.


Упражнения

Плотно сомкните губы, вытяните их вперёд, как бы собираясь свистеть. Переводите их в положении вправо, влево, верхи вниз. Зубы сжаты, челюсть неподвижна.

Растяните сомкнутые губы, как бы для улыбки (зубы не обнажайте)

Подтяните верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Оттяните вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Опустите нижнюю челюсть, беззвучно произнося звук А. Язык укладывается плоско(как при зевании).

Повторять, пока не выработается привычка.

^ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ


Ударение – это выделение одного и слогов в составе слова или целого сочетания по средствам усиления голоса, повышения тона, длительности, силы и громкости голоса.

Ударение в русском языке подвижно и разноместное: взял, взяла, взяли, взята, взято. Есть слова, которые имеют два ударения: досыта, иначе, одновременно.

Следует помнить трудные случаи в постановке ударений:

1) перенесение при склонении: новости - новостей, гвозди – гвоздей.

2) изменение смысла при переносе ударений: угольный (от уголь), угольный (от угол), спала ( от спадать), спала (от спать).

3) перенесения ударений при изменении рода, числа в им. прилагательных женского рода: молодо, молоды, но молода, дорого, дороги, но дорога.

В предложениях могут различаться, кроме ударных и безударных слов ещё и слабоударяемые6 две недели (две- слабоударяемое), вечер был сухой и тёплый ( был – слабоударяемое).

Служебные слова и частицы примыкают к самостоятельным словам и не имеют ударения.

ИНТОНАЦИЯ


Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употреблённое слово.

Например, увидев ребёнка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносите: «Хоро-ош!» (С протяжением звука о-о). Сказанное выражает порицание, а не одобрение.

Звуковой поток в речи расчленяется на предложения. В самом предложении слова объединяются в ритмические группы, отрезки предложения – речевые такты. Эти речевые такты выделяются между собой паузами, следующими одна за другой.

Членение на отрезки или фразы помогают осмыслению предложения, уточнению его содержания.


Например.


Уже вторую неделю| стояла удивительная погода.|| С половины ночи| небо затягивалось облаками| и начинал моросить| тёплый дождь.|| Он постукивал по крыше дома,| по твёрдым листьям магнолии шептался с таким же тихим |, как и он сам,| прибоем, набегавшим на берег.||

(К.Паустовский)


В данном примере речь расчленена на предложения, конец которых обозначен паузой [ || ]. Предложения расчленяются на отрезки, обозначенные небольшими остановками [ | ]. Этим членением создаются условия для лучшего понимания высказывания.

В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперёд: голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы. В примере ударные слова подчёркнуты линией. Это есть фразовое ударение.

Логическое ударение – выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. В тексте слова с логическим ударением выделены жирным шрифтом.

Не рекомендуется перегружать текст логическими ударениями. В этом случае речь плавно воспринимается.


Упражнение.


Прочитайте текст. Каждое предложение разделите на смысловые группы- фразы. Выделите слово, на которое падает фразовое ударение.

  1. Осень пришла в степные края в положенные сроки.

  2. Над степями летели на юг косяки перелётных птиц.

  3. Среди пожелтевшей травы зацвели невзрачные маленькие цветы.



При подготовке текста литературного произведения к чтению следует учесть, что живая речь постоянно меняет свой темпо-ритм. Если речь вызывает затруднения для восприятия, необходимо сделать паузу, остановку в речи, вернуться к сказанному или прочитанному, объяснить снова, более медленно, главную мысль или конкретные детали высказывания.

Средством выразительности устной речи и чтения является тембр голоса. Волнение, грусть, радость, подозрение – всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и т. д. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской, тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса. От обычного звучания.

Окраска речи может быть создана по воле говорящего или читающего. Например, в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» словам Лисицы мы придаём притворно-ласковую окраску: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!...»

Определить нужную окраску можно посредствам анализа содержания текста. Необходимо внимательно вчитываться в содержание произведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Чтобы верно, правдиво донести до читателя или слушателя образы произведения, помочь правильно понять идею, учитель должен уметь выразительно или образно его прочитать, а так же учить самостоятельному выразительному чтению учащихся.

Подготовиться к выразительному чтению – значит вникнуть в его содержание, представить себе его действующих лиц, события, причинно-следственные связи. Учить внутреннему видению чтеца, как залог того образы оживут в воображении, останутся надолго в сердце. «Говорите не столько уху, сколько глазу», - советовал К.С.Станиславский.