velikol.ru
1

ЗАДАНИЯ В ( СКРАТКИМ ОТВЕТОМ).

Прочитайте текст № 1 и выполните задания В1 – В8.

(1)Какое же необъятное, неисчерпаемое море - человеческая речь! (2)И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие по - творчески этой стихией.

(3)Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.

(4) «Чертог сиял», - говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной царицы.

(5)…А всё ещё плащи да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги, -

Всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие двенадцатого года.

(6)Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки, - силы поэта удесятеряются. (7)Слова для него – не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. (8)Его словарь – оркестр.

(9)И это мы видим не только на примере классиков – создателей нашего поэтического языка.

(10)Ведь какой звучности стиха и меткости изображения достигает наш современник Александр Твардовский в описании будничного зимнего утра на фронте: (11)… Шумным хлопом рукавичным, Топотней по целине Спозаранку день обычный Начинался на войне.

(12)Чуть вился дымок несмелый, Оживал костёр с трудом, В закоптелый бак гремела Из ведра вода со льдом.

(13) Утомлённые ночлегом, Шли бойцы из всех берлог Греться бегом, мыться снегом, Снегом жёстким, как песок.

(14)Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. (15)И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников, - но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (16)В живой народной речи запечатлелось так много накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знаний, которые по-учёному называют агрономией, метеорологией, анатомией, поэтому, вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности. С. Маршак)

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В 1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. В 2. Из предложений 1-3 выпишите указательное местоимение. В 3. Из предложения 6 выпишите подчинительные словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите словами.

В 4. Среди предложений 14 – 16 найдите сложное, в состав которого входит придаточное определительное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. В 5. Среди предложений 1 – 5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений. В 6. Среди предложений 10 – 16 найдите сложное предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В 7. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8. С. Маршак, рассуждая о богатстве человеческой речи, не перестаёт восхищаться звучностью, меткостью, глубиной и выразительностью родного языка. Для того, чтобы показать разнообразие и богатство языка он использует такие синтаксические средства, как…. («необъятное, неисчерпаемое» в предложении 1; «его строение, его истоки» в предложении 6), … (предложение 1). Яркость и убедительность его словам придают такие средства, как… («чертог» в предложении 4), … («глубокое» в предложении 14, «богатый» в предложении 15).

Список терминов 1)Риторическое восклицание 6)Риторический вопрос 2)эпитет 7)просторечие 3)метафора 8)эмоционально окрашенные слова 4)диалог 9)устаревшие слова 5)ряды однородных членов



^ Прочитайте текст №2 и выполните задания В1 – В8.

(1) Градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать своё существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. (2) И новое должно также изучаться с этой точки зрения. (3) Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное, старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости».

(4)Не всё то, что воздвигается ныне в городах, есть новое по своему существу. (5)Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. (6) Новое ново только относительно старого, как ребёнок – по отношению к своим родителям. (7)Нового само по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

(8)Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. (9)Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иному отмершему.

(10)Возьмём, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. (11)На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

(12)В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. (13)Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся его строителям. (14)Задача истории градостроительства – выявлять эту «идею города», чтобы продолжать её творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

(15)Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать идеальный строй наших городов в самом малом, а поддерживать его и даже развивать.

(16)Новые центры деловых городов надо строить вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. (17) Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту. (Д. Лихачёв)

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В 1. Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. В 2. Из предложений 8 – 9 выпишите союзы. В 3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании долг градостроителя (предложение 15).

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В 4. Среди предложений 15 -17 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. В 5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. В 6. Среди предложений 12 – 14 найдите сложное предложение с однородным подчинением. Напишите номер этого предложения. В 7. Среди предложений 4 – 7 найдите такие, которые соединяются с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В 8. «О роли градостроительства для русской культуры, о том, каким оно было в русской истории, пишет Д. Лихачёв. Использование … («ценное, старое» в предложении 3; «были строения, были случайности» в предложении 13), … («как ребёнок» в предложении 6), …(«скажем» в предложении 10), … («идеальный» в предложении 15, «градостроительных» в предложении 16) помогает сделать речь автора более богатой, что помогает аргументировать свою точку зрения.

Список терминов: 1)эпитет 6)цитаты 2)метафора 7)повтор 3)слова высокого стиля 8)сравнение 4)ряды однородных членов 9)риторическое восклицание

5)вводные слова



^ Прочитайте текст №3 и выполните задания В1 – В8.

(1)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

(3)Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. (4)Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!

(6)Человек живёт в определённой окружающей среде. (7)Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (8)Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

(9)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, дающую людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (10)Целительная сила природы хорошо известна.

(11)Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

(Д. Лихачёв)

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В 1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. В 2. Из предложения 2 выпишите деепричастие. В 3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании его жизни (предложение7).

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В 4. Среди предложений 1-3 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Напишите номер этого предложения. В 5. Среди предложений 9-11 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. В 6. Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение с последовательным подчинением частей. Напишите номер этого предложения. В 7. Среди предложений 1 -3 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В 8. «Любовь к Родине, в самом глубоком понимании этого, начинается с любви к своим близким людям. Любовь к Родине считается – и, видимо, вполне справедливо – неотъемлемой чертой русского национального характера. Вся русская литература и поэзия пронизана любовью к России. Для русского человека характерно очень личное и открытое эмоциональное отношение к родине – матушке, к святому отечеству. Именно о такой любви и пишет Д. Лихачёв. Убедительность его словам придают такие синтаксические средства, как … («к родному краю, к родной культуре, к родному селу…» в предложении 1) и …(предложение5). Выразительность и эмоциональность речи придают такие средства, как … («родному» в предложении 1, «истинный» в предложении 3, «целительная» в предложении 10), … («экологией» в предложении 11)».

Список терминов 1)риторическое восклицание 6) метафора 2)ряды однородных членов 7)слова высокого стиля 3)вводные слова 8)повтор 4)термины 9)анафора 5)эпитеты



^ Прочитайте текст № 4 и выполните задания В1 – В8.

(1)У каждого человека самая яркая пора – детство. (2)Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (3) Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу! (4)Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (5)Например, моя жена и её родные в детстве перенесли голод. (6)Они ели тогда какие-то ужасные, чёрные, как земля, клёклые блины из полусгнившей сырой картошки. (7)И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копчёная рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. (8)Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то что у неё золотые руки и она готовит их сама. (9)Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. (10)Ничего не поделаешь. (11)Воспоминание детства.

(12)Но ведь детство было и у человечества в целом. (13)Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало столько кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. (14)Всё, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. (15)В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увеличением чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. (16)Точно так же, как детство просто человека это не игра в куклы или солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать довольно слабенькую в то время ниточку жизни. (17)То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой и крепкой яблоне.

(18)Конечно, добывание себе пищи в первобытные времена было суровой необходимостью, а не забавой. (19)Но теперь, когда прошли века и добыча пищи состоит не в том, чтобы стрелять дичь, а в том, чтобы стоять у станка или сидеть в канцелярии, теперь воспоминания о суровой заре человечества, живущие в глубинах человеческого существа, окрашены для нас в золотистую романтическую милую дымку.

(20)Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому что сладка и желанна эта страсть. (21)Можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости, смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков. (22)Чудесное состояние…

(В. Солоухин)

Ответы к заданиям В1 –В3 запишите словами.

В 1. Из предложения 15 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. В 2. Из предложения 19 выпишите все причастия. В 3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании перенесённые в детстве (предложение 4).

Ответы к заданиям В4 – В8 запищите цифрами.

В 4. Среди предложений 7– 13 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. В 5. Среди предложений 15 – 17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. В 6. Среди предложений 18 – 20 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. В 7. Среди предложений 5 – 11 найдите такие, которые соединяются с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номера этих предложений.

^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В 8. «Детство многие называют прекрасной, золотой порой. Многие мечтают опять вернуться в то время и остаться там. И это не удивительно… Никаких проблем и забот, все тебя любят и лелеют. Но каждый понимает недоступность нового посещения этой страны детства. Об этой удивительной поре пишет и В. Солоухин. Эмоциональность и выразительность его речи придают такие синтаксические средства, как … («кафе, ресторанов, магазинов» в предложении 13; «охота, рыболовство» в предложении 15), … («итак» в предложении 20, «конечно» в предложении 18). Речь автора богата … («сладкие», «ненасытные» в предложении 3)». Список терминов: 1)междометия 6)эпитеты 2)повтор 7)метафора 3)цитаты 8)риторическое восклицание 4)вводные слова 9 )ряды однородных членов 5)риторические вопросы



^ Прочитайте текст № 5 и выполните задания В1 – В8.

(1)Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (2)Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (3)Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (4)Если природа необходима человеку для его биологической жизни , то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. (5)А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. (6)Изучают отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех её взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

(7)Человек воспитывается в определённой, сложившейся в течение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. (8)История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота.

(9)Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, тихо напоминают. (10)Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь материалом прекрасного. (11)Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. (12)И тогда прошлое и будущее становится неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. (13)Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут всё множится и возрастать.

(14)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (15)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. (16)Если человек равнодушен к памятникам своей истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране. (Д. Лихачёв)

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В1. Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. В2. Из предложения 8 выпишите предлог. В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании виды культуры (предложение 6).

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1 – 4 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. В5. Среди предложений 6 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В6. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.




В8. «Сегодня всё больше пишут об опасной экологической обстановке, о загрязнении окружающей среды. Д. Лихачёв призывает нас задуматься о сохранении не только экологической, но и культурной среды, которая не менее важна и не менее уязвима. Для большей выразительности и убедительности автор использует такие синтаксические средства, как … («улицы, площадки, каналы. Парки» в предложении 9), а также прибегает к использованию … («духовной», «нравственной» в предложении 4), … («окно в мир» в предложении 8)». Список терминов: 1)риторические вопросы 6)междометия 2)эпитеты 7) повтор 3)синонимы 8)метафора 4)риторические восклицания 9)вводные слова 5)ряды однородных членов.