velikol.ru
1

Самоконтроль как средство эффективного обучения


Одна из задач школы – формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий, которая обеспечит школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и в результате сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Организацию образовательной деятельности обеспечивают учащимся регулятивные универсальные учебные действия. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

Задача учителя – используя приёмы и методы, рекомендованные методистами и общей теорией обучения, учить всех присутствующих на уроке так, чтобы никому не было непреодолимо трудно из-за сложности и темпа работы. Ни один ученик не должен провести время на уроке бесполезно. Это возможно лишь в случае, когда ученик осуществляет пошаговый контроль своих действий, грамотно использует изученные алгоритмы и правила, умеет корректировать свои действия на основе оценки и учёта допущенных ошибок.

В связи с этим особую значимость приобретает контроль и самоконтроль учебной деятельности на уроке.


Один из многих способов «учиться, чтобы научиться», – это самоконтроль. И он, несомненно, должен предварять контроль учителя.

Самоконтроль организуется не спонтанно. О нём объявляется заранее, ещё в начале работы над темой.

Например, это могут быть составленные перед началом изучения новой темы контрольные вопросы. В ходе изучения материала учитель расставляет акценты, обращает внимание ребят на тот или иной вопрос из заранее объявленного списка. Осуществляя самоанализ, ученик опирается именно на эти вопросы и выполняет специально подготовленные для самоконтроля задания. Таким образом, самоконтроль сводится к самостоятельной оценке уровня усвоения теоретического материала темы и навыков практической работы, применения знаний и умений.

Работа на уроке может быть построена следующим образом. Сначала рассматривается одно задание, предлагается регламент времени, которого достаточно для того, кто освоил материал и может это задание выполнить. Не стоит отводить на работу столько времени, сколько требуется слабым учащимся – это неэффективно, поскольку маловероятно, что дополнительное время поможет им справиться с заданием, а более сильные ученики в это время окажутся незанятыми и будут скучать, для них это время будет потеряно. По истечении отведённого времени предлагается эталон выполнения задания, и каждый ученик проверяет свою работу и решает, что ему помешало выполнить задание правильно и до конца, или радуется, если всё ему удалось. В ходе такой самопроверки ученик сравнивает, видит и понимает свою ошибку или правоту, сам себе ставит отметку, которую учитель может занести в журнал. Обучающий эффект в этом случае налицо – ученик поучил себя сам, увидел не только фактические ошибки, но и различные виды нерациональности в действиях и пути их исправления.

Потом предлагается следующее задание, его эталон, проходит самооценка, и так до конца работы. Задания для самоконтроля следует располагать в порядке возрастания сложности. Последним заданием на самоконтроле всегда должен быть творческий вопрос. Если же никто из учеников класса не справился с этим заданием, то ответ на него можно и не давать сразу же. Вопрос остаётся в этом случае для обдумывания всем желающим и побуждает интересующихся глубже и подробнее изучить материал.

Таким образом, для самоконтроля предъявляются задания различных уровней сложности.

Первый уровень – минимальный – включает набор заданий, требующий только знания базового минимума темы. Преодоление учащимися этого уровня говорит об умении педагога выделить главное в изучаемой теме и донести это главное до сознания каждого ученика.

Второй уровень – средний – включает в себя задания, для выполнения которых требуется умение ученика обнаружить взаимосвязи полученных новых знаний с уже имевшимися ранее. При грамотном подходе учителя этот уровень должен оказаться доступным большинству учащихся класса.

И, наконец, третий уровень носит творческий характер. Сюда можно отнести задания олимпиадного или исследовательского характера. Эту ступеньку преодолеют явно не все ученики класса, но это не означает, что те, кто не смог её одолеть, не справились с контрольным заданием. Результат работы учеников класса над этим заданием позволяет учителю оценить у своих подопечных «умение учиться», стремление к успеху, заинтересованность предметом.


Описанный вид работы успешно применяется, например, при изучении отдельных тем курса геометрии, особенно на начальном этапе изучения, для прочного усвоения базовых понятий. Что я и использовала достаточно эффективно, работая в 7 классах: один из видов контроля, который я организовывала – теоретический зачёт, вопросы для которого объявлялись учащимся заранее – в начале изучения очередной темы - чтобы у них была возможность обращать на эти вопросы особое внимание. Кроме того, описанный способ организации учебных действий с успехом применялся мною также и во время итогового повторения курса геометрии 7-9 классов. В этом случае зачёты проводились, естественно, гораздо чаще, так как работа шла не над изучением нового материала, а над повторением и систематизацией уже изученного и в зачёт включались как теоретические вопросы, так и задачи, в том числе и прикладного характера и творческие задания. И, бесспорно, эффективным оказался метод самоконтроля при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии (по выбору). Здесь объединились повышенная мотивация учеников и эффективный самоконтроль, который к этому времени уже прочно вошёл в систему занятий учащихся. Результат – 100% качество знаний на экзамене.


Если описанный способ самоконтроля будет для коллектива класса не единичным опытом, использоваться не от случая к случаю, а в системе, навыки самопроверки и коррекции знаний и умений постепенно приобретут все ученики, независимо от их уровня подготовки, каждый на своём уровне сможет оценить собственные успехи и неудачи. Таким образом формируются универсальные учебные действия, которые являются залогом эффективной работы ученика как на уроке так и во внеурочной деятельности, в школе и дома.

Очевидно, что самоконтроль и коррекция учебных действий являются неотъемлемой частью учения и обучения. И не только в среднем и старшем звене. Но и для учащихся первой ступени тоже. Как же организовать работу по формированию навыков самоконтроля у учащихся младшего школьного возраста?

Поскольку я являюсь учителем не только математики, но и информатики, я работаю с детьми разных возрастных категорий, в том числе и с учащимися начальных классов. Поэтому обозначенная проблема занимает в моей работе не последнее место. И для её решения я использовала один из основных видов деятельности младших школьников – игру.


Дидактической игре отводится значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.

Дидактическую игру (или игровые моменты) можно использовать и на уроке и, конечно же, во внеурочной деятельности. Приведу несколько примеров.

На уроках информатики в начальных классах провожу игры «Третий лишний» - определение «лишнего» элемента в списке или множестве объектов; «Ладушки» - хлопок в ладоши при обнаружении понятия, правила и пр., заранее оговоренного перед началом игры; «Найди (исправь) ошибку» и другие. Такие задания позволяют детям приобрести и научиться применять приёмы самоконтроля.

На уроках математики дидактическая игра вполне может носить характер состязания между командами.И в таком случае навыки самоконтроля приобретаются не только в самостоятельной учебной деятельности, но и перенимаются у товарищей по команде; происходит своеобразный «обмен опытом», что также весьма важно – не только научиться самому, но и научить другого и поучиться у одноклассника. Этим целям служат следующие формы работы: математическая эстафета (как элемент урока), внеклассное мероприятие «Математический бой», составление и отгадывание тематических кроссвордов, участие в предметных конкурсах и олимпиадах, а также творческая и исследовательская деятельность по предмету. Все эти виды деятельности носят в разной степени состязательный характер. А где соревнование, там интерес, стремление добиться результата, обмен опытом и, конечно же, самоконтроль, самокоррекция и, в конечном счёте, активизация учебной деятельности и повышение эффективности обучения.

Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, и его формы - обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.


И в завершение хотелось бы отметить следующее.

Регулярный самоконтроль необходим не только ученику, но и не в меньшей степени учителю. Это поможет ему определить необходимые приёмы и методы работы с конкретным классным коллективом в целом и с отдельными учениками индивидуально. И скорректировать намеченный план работы с целью повышения эффективности образовательного процесса в целом.