velikol.ru
1 2 ... 4 5

Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что с 2010 г. компании вместо ЕСН уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды. Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, с 01.01.2010 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Федеральный закон № 212-ФЗ к страховым взносам относит: страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование; взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Хотя порядок обложения такими взносами в основном совпадает с порядком обложения отмененным ЕСН, есть принципиальные положения, которые действуют только в целях применения страховых взносов и введены с 2010 г. впервые. Естественно, что у бухгалтеров возникло множество вопросов, связанных с обложением выплат в пользу работников этими взносами.

Целью дипломной работы является анализ и совершенствование бухгалтерского и налогового учета страховых взносов.

Задачи дипломной работы:

  • раскрыть понятие, значение и порядок начисления страховых взносов;

  • рассмотреть нормативно-правовую базу организации учета страховых взносов;

  • рассмотреть порядок бухгалтерского и налогового учета страховых взносов;

  • провести анализ системы бухгалтерского и налогового учёта страховых взносов на предприятии;

  • разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского и налогового учёта страховых взносов на предприятии.

Объектом исследования дипломной работы является сеть магазинов .

Предметом исследования является бухгалтерский и налоговый учет страховых взносов на предприятии.

Методологической основой работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета страховых взносов.

В работе применялись следующие методы исследования: наблюдение, обобщение информации, методы бухгалтерского учета (двойная запись, балансовое обобщение, счета), методы экономического анализа и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского и налогового учёта страховых взносов на предприятии.

^

1. Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета страховых взносов

1.1. Понятие, значение и порядок начисления страховых взносов


Страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

С 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 г. отменен. Отмена единого социального налога (ЕСН) - это одно из мероприятий по реализации разработанной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Страховые взносы - это не налоги. Общим признаком страховых взносов и налогов является только обязательность уплаты. Вместе с тем имеются принципиальные отличия. Целью уплаты налогов в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то время как страховые взносы обеспечивают наше право (или право застрахованных лиц) на получение соответствующего вида социального обеспечения (пенсии и т.д.). Один из основных признаков налога - его индивидуальная безвозмездность. А страховые взносы носят индивидуально-возмездный характер. Ведь они в конечном итоге возвращаются пенсионерам в виде трудовых пенсий, получателям пособий и т.д. В связи с этим возвращение к страховому принципу формирования доходов системы социального обеспечения представляется обоснованным.

Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи.

С введением новых взносов у организаций и предпринимателей появились новые обязанности по перечислению таких платежей. Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются (ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ). Итак, к ним относятся:

^ 1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы). Отметим, что этот вид взносов существовал и до 2010 г., однако Законом № 212-ФЗ установлен новый порядок их уплаты. При этом значительные изменения были внесены в Закон № 167-ФЗ, который с 2010 г. продолжает регулировать отношения по обязательному пенсионному страхованию, но уже не предусматривает порядок исчисления и уплаты взносов на ОПС. Как и прежде, пенсионные взносы перечисляются в Пенсионный фонд РФ (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

^ 2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ). Их нужно уплачивать в Фонд социального страхования РФ (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

^ 3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (страховые взносы на ОМС). Эти взносы зачисляются в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ФФОМС и ТФОМС (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Наряду с перечисленными сохраняются и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 1 Закона № 212-ФЗ). Однако они уплачиваются в ФСС РФ на основании специального Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Этот Закон, в свою очередь, не применяется к отношениям по исчислению и уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов с выплат и вознаграждений физическим лицам закреплен в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Этот порядок распространяется на тех плательщиков взносов, которые используют наемный труд и оплачивают его на основании трудового или гражданско-правовых договоров определенных видов.

К указанным плательщикам относятся (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ):

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, которые не являются предпринимателями.

Уплата страховых взносов с выплат физическим лицам предполагает, что в течение расчетного периода (года) работодатель исчисляет и платит взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Существуют также и отчетные периоды - I квартал, полугодие, 9 месяцев года, календарный год. По завершении каждого из них нужно подвести итоги по уплате страховых взносов - заполнить и сдать в органы контроля (ПФР и ФСС РФ) расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за эти периоды (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам рассчитывается исходя из базы, исчисленной с начала года, с учетом ежемесячных платежей, уплаченных за предыдущие месяцы. Его размер в бюджет каждого из внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС) рассчитывается по следующей формуле:

ЕПСВ = (БСВ x СТ) - ЕПпред.,

где ЕПСВ - ежемесячный обязательный платеж, который надо уплатить по итогам истекшего календарного месяца в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;

БСВ - база по страховым взносам, исчисленная нарастающим итогом с начала года до конца месяца, за который производится расчет;

СТ - установленный законом тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;

ЕПпред. - сумма ежемесячных обязательных платежей, которые были исчислены с начала года по месяц, предшествующий истекшему.

Тарифы страховых взносов установлены отдельно и различаются по каждому бюджету, в который перечисляются взносы (это бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС).

Закон № 212-ФЗ предполагает постепенное повышение тарифов страховых взносов с 2011 г. А 2010 г. являлся своеобразным переходным периодом. В течение него применялись тарифы взносов, которые аналогичны ставкам взимавшегося ранее единого социального налога.

В 2010 г. в зависимости от категории плательщиков применялись общие и пониженные страховые тарифы. Общие страховые тарифы применяла основная часть плательщиков взносов, которые не имели права использовать пониженные тарифы. В совокупности размер страховых тарифов в 2010 г. составлял 26%. В таблице 1.1 указаны тарифы взносов с разбивкой по бюджетам внебюджетных фондов, в которые они зачислялись (п. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Ранее при исчислении ЕСН была возможность применять регрессивные ставки тарифов в зависимости от размера выплат, начисленных в пользу физических лиц и составляющих налоговую базу (ст. 241 НК РФ). С увеличением базы размер ставки уменьшался. Для страховых взносов такой регрессии не предусмотрено. Однако установлен специальный порог выплат физическим лицам, при достижении которого страховые взносы не начисляются. Так, в 2010 г. если сумма выплат физическому лицу превысила 415 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года, то страховые взносы в отношении этого лица далее начислять было не нужно (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 1.1

Общие страховые тарифы в 2010г.

Пенсионный фонд РФ

Фонд
социального
страхования
РФ

Фонды обязательного
медицинского страхования

Категория
застрахованных
лиц

на
страховую
часть
пенсии

на
накопительную
часть пенсии

Федеральный
фонд ОМС

Территориаль ные фонды ОМС

Для лиц 1966 года рождения и
старше

20,0%

-

2,9%

1,1%

2,0%

Для лиц 1967 года рождения и
моложе

14,0%

6,0%


С 2011 г. тарифы страховых взносов увеличились. При этом отдельные плательщики утратили право на применение пониженных тарифов. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН или ЕНВД, с 2011 г. рассчитывают взносы по общим тарифам. Также в 2011 г. появились отдельные категории страхователей, которые вправе воспользоваться льготными положениями. В совокупности общий страховой тариф составляет 34%.

Тарифы страховых взносов в соответствующие бюджеты внебюджетных фондов указаны в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Общие страховые тарифы в 2011г.

Пенсионный фонд РФ

Фонд
социального
страхования
РФ

Фонды обязательного
медицинского страхования

Категория
застрахованных
лиц

на
страховую
часть
пенсии

на
накопительную
часть пенсии

Федеральный
фонд ОМС

Территориаль ные фонды ОМС

Для лиц 1966 года рождения и
старше

26,0%

-

2,9%

3,1%

2,0%

Для лиц 1967 года рождения и
моложе

20,0%

6,0%


Нужно прекратить начислять страховые взносы с момента, когда сумма вознаграждений в пользу физического лица превысит предельную величину - 463 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933). Напомним, что в 2010 г. указанный лимит составлял 415 000 руб.


следующая страница >>