velikol.ru
1

Содержание

Введение 2

Заключение 3

Список использованной литературы 7

Приложения 8



Введение


Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). На сегодняшний день бюджет Российской Федерации стоится на следующих принципах: бюджетное планирование и бюджетное финансирование. Именно поэтому тема работы актуальна.

Сегодня достаточно остро стоит проблема повышения эффективности государственных расходов для России, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Целью настоящей работы является рассмотрение расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов, как Федерального бюджета, так и региональных (на примере бюджета Раменского района Московской области); анализ проблемы нецелевого использования бюджетных и проведение политики оптимизации бюджетных расходов, в связи с экономическими реформами, проводимыми в России.

Цель позволила сформулировать задачи которые решались в данной работе:

  • Понятия, экономическая сущность и классификация расходов государственного бюджета

  • Состав и структура расходов государственного бюджета

  • Принципы планирования и финансирования расходов бюджета

  • Проблема нецелевого использования бюджетных средств

  • Политика оптимизации государственных расходов в РФ

Содержание работы нашло свое отражение в двух частях:

    1. Расходы государственного бюджета как экономической категории;

    2. Современные проблемы оптимизации бюджетных расходов в РФ


Заключение


Главной целью работы было рассмотрение основных принципов формирования бюджетных средств в сфере расходов бюджета РФ.

Для рассмотрения данной темы были использованы следующие источники: Нормативно-правовые акты в области Бюджетной системы РФ; Учебные пособия и периодические издания.

Первая часть работы была посвящена рассмотрению основных понятий в области расходов государственного бюджета как экономической категории.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы. Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

Здесь же были рассмотрены основные принципы, на которых формируются средства бюджета Российской Федерации, в частности расходы это: бюджетное планирование и бюджетное финансирование.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинённая требованиям финансовой политики государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и так далее. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, финансированию основных расходов бюджета.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования.

Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

Важнейшую роль играют принципы финансирования расходов бюджета:

  • Получение максимального эффекта при минимуме затрат.;

  • Целевой характер использования бюджетных ассигнований.;

  • Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований;

  • Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного ассигнования в настоящее время всё шире применяется кредитование предприятий путём выдачи бюджетных кредитов. Проценты по таким кредитам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные кредиты выдаются на конкурсной основе по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

В области бюджетных расходов РФ очень много недостатков. Часто не соблюдается первый принцип финансирования расходов из-за процветания жажды личной наживы у чиновников.

Очень широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.

В связи с этим вторая часть работы посвящена проблемам оптимизации бюджетных расходов в РФ.

В первую очередь была рассмотрена и проанализирована проблема нецелевого использования бюджетных средств.

Выходом из сложившейся ситуации является: сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.

Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление. Так как на сегодняшний день в России общественный контроль за бюджетными расходами, в связи со слабостью институтов гражданского общества, фактически отсутствует.

В связи с этим предлагается провести политику оптимизации государственных расходов в 2004-2005гг основными задачами, которой являются:

1. Следует установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений. Необходимо пересмотреть статус государственных унитарных предприятий. Большинство из них должно получить статус акционерных обществ со 100-процентным государственным участием. Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо взять под контроль обязательства, принимаемые от их имени бюджетными учреждениями, фиксировать их на лицевых счетах в органах федерального казначейства.

2. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы. Основы такого механизма к настоящему времени созданы. И законодательная, и исполнительная власть значительно повысили ответственность за принимаемые решения и их реализацию. Однако очень многие из ранее принятых законов по-прежнему возлагают на федеральный бюджет груз непомерных обязательств. Одной только ежегодной приостановкой действия финансово необеспеченных положений этих законов не обойтись. Поэтому в 2004-2005 годах нужно принять принципиальные решения о полной отмене таких положений.

3. Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.

4. Предстоит продолжить оптимизацию сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны. Нуждаются в уточнении источники финансирования этих организаций. Оптимизация сети научных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, должна быть проведена путем сосредоточения средств на поддержке наиболее перспективных тем и направлений. Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Необходимо ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы.

5. В текущем 2005 году Правительству Российской Федерации предстоит реализовать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. Особые условия труда отдельных категорий работников должны отражаться в форме денежных выплат.

6. Осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе.

7. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.

8. Повышение оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

9. До конца текущего года следует определить механизм перехода к новой модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую, выработать план необходимых мероприятий по ее осуществлению и принять соответствующие законы. В 2005 году продолжать пенсионную реформу. При ее осуществлении нельзя допустить снижения достигнутого уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров.

10. Хотя перечень осуществляемых федеральных целевых программ был существенно сокращен, это сокращение произошло в основном за счет объединения ранее действовавших программ при сохранении прежних объемов их ресурсного обеспечения. В 2004-2005 году особое внимание при подготовке программ должно быть уделено реформе государственной службы, реформе судебной системы и ее развитию.

Необходимо усилить ответственность государственных заказчиков федеральных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. Федеральные целевые программ должны базироваться на четко определенных критериях, ясных индикаторах, увязанных с их ресурсным обеспечением. Контроль за выполнением программ должен обеспечивать государственным заказчиком.


^

Список использованной литературы


  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 ноября 2004 г., включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.),2004г.256c.

  2. Приказ МФ РФ от 25.04.2002 года № 35н «О внесении изменений и дополнений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 38н»

  3. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2004 год"

  4. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2003.с. 256.

  5. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.с.318.

  6. Беляев Ю.А. Финансы мастного самоуправления// Финансы, 2003, № 11 с. 25-27.

  7. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 2004, №5. – с.7-8.

  8. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в РФ // Финансы, 2003, № 6.c.18-21

  9. Рябушкин Б.Т. Международные бюджетные классификации.//Экономическая статистика, 2003, Инфра-М. с. 56-58

  10. Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации «Финансы», №4,2004.с. 12-18.

  11. Информация с www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

  12. Информация с www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации».



Приложения