velikol.ru
1

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в город Красивой речи».


Учитель-логопед: Шаврина Н.С.

МАОУ «Начальная школа – детский сад №5»


Цели:

  1. Образовательные:

– закрепить моторный и слуховой образ звука «Л»

- автоматизировать звук «Л» изолированно, в словах и предложениях.

2.Коррекционные:

- развивать фонематический слух и восприятие,

- развивать мелкую и артикуляционную моторику.

3. Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво,

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.


Оборудование:

Зеркала на каждого ребенка, колокольчики, схемы и фишки для звукового анализа слова, набор предметных картинок со звуком «Л», корзинка, схематичный план города Красивой речи, схемы остановок: изображение зеркала, уха, схемы, корзинки, маска белочки.


Ход занятия.


Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка. Только вот почему он такой грустный? (Спрашивает у Незнайки). Незнайка говорит, что к нему в выходные приезжали друзья, они побывали в городе Красивой речи и научились говорить звук «Л», даже плана города ему оставили. А Незнайка грустит, потому что он не умеет говорить звук «Л». Ну, что же делать? (отправиться в город Красивой речи).

Попасть в эту страну не просто:

«Нужно говорить всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Вспоминать обязательно,

Что учили на занятиях!»

Готовы?

Давайте посмотрим на план, первая остановка: «Домик языка». Почему? (Чтобы красиво говорить, надо тренировать язычок). Давайте и мы покажем Незнайке гимнастику для язычка. Возьмите, если нужно, зеркала. (Дети и логопед выполняют артикуляционную гимнастику). А кто покажет и расскажет Незнайке, как мы учимся говорить звук «Л»? (Губы в улыбочке, напряженный кончик языка поднимаем за верхние резцы).


Следующая остановка: «Ухо». Что бы это могло значить? (Чтобы умели слышать звук «Л»). Колокольчики берите, услышите звук «Л» - звоните.

^ Логопед называет ряд звуков, слогов, слов, дети, услышав звук «Л» звонят в колокольчики.

п-м-н-л-к-в-н; па-та-ка-ла-ва-та; лампа-мама-мышка-мыла-лапка-мыло.

А вам ребята эти слова ничего не напоминают? (мы знаем гимнастику для рук про мышку). Пора отдохнуть.

Физкультминутка:

Мышка мылом мыла лапку.

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терла пастой,

Кожа сразу стала грязной.

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла.

^ Выполняются массажные движения, с нажатием. Дети проговаривают слова, интонационно выделяя звук «Л».


Следующая остановка: «Схема». А зачем схемы красивой речи? (^ Чтобы знать на каком месте живет звук ). Вот и мы покажем Незнайке, как правильно определять место звука в слове. Звуковой анализ слова: ЛАПА. А давайте со звуками поиграем: игра «Живые звуки» (дети-звуки выполняют поручения: звук «Л» хлопни три раза, звук «А» добеги до … и т.д.).


Последняя остановка в городе: «Корзиночка». Для чего это красивой речи корзинка? (за грибами ходить, в магазин и т.д.). Правильно, вот и мы с вами отправимся в магазин. Только правило такое – покупаете только те предметы, в названиях которых живет звук «Л». Дети берут корзинку и складывают карточки, в словах которых есть звук «Л», интонационно выделяя звук «Л». Затем логопед предлагает ребятам самостоятельно придумать слова со звуком «Л» и положить в корзинку фишку.


Ребята, посмотрите, Незнайка так обрадовался, у него теперь получается говорить звук «Л», он даже может поиграть в любимую игру: «Белка шла…».

Дети идут по кругу, водящий им навстречу со словами:

Белка шла по мостику и виляла хвостиком.

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила, бульк...

Около кого остановилась белка, то и становиться её хвостиком. Игра продолжается пока за белкой не встанет 5-6 детей. Затем со словами раз, два, три белка хвостик свой лови, белка ловит свой хвостик.


Рефлексия.

Дети садятся на стульчики смотрят на план города красивой речи и вспоминают, что они делали на каждой остановке.