velikol.ru
1

Модный показ,

Или о том, как «храбрые портняжки» создают свою школу модельеров

Большинство российских девчонок учились на уроках «труда» (или по-современному - технологии) шить фартуки и юбки. Так заведено еще с советских времен. В селе Ташара Мошковского района Новосибирской области традиционные выкройки и «программные» фартучки доросли до театра моды: шить и носить вещи «имени себя» – здесь не зазорно.
Сам себе модельер

Вера Викторовна Романашенко – руководитель творческого объединения «Шарм». Работает в школе 13 лет. По первому образованию – швея. Сначала вела в поселковой школе творческий кружок, потом, окончив экстерном педколлежд, начала обучать школьниц «домоводству»:

- Когда пришла работать в школу, захотелось что-то внести, душа требовала разнообразия. Предложила работать по принципу «что-то хочется сшить - помогу».
Назвали кружок «Храбрый портняжка»: свои шедевры отважно показывали на школьной сцене. Какой-то глобальной задачи не преследовали. Когда начали шить на более профессиональном уровне, решили переименоваться в «Шарм» и работать уже над общей коллекцией. С новым названием встретили 2003 год.

Сегодня «Шарм» - это две ступени обучения: младшенькие из начальной школы работают с соломкой, а старшие, усидчивые и увлеченные рукоделием, работают над своими нарядами в театре мод.

Девушки все делают сами от рисунка до дефиле. На коллекцию тратят от двух до трех месяцев. Важно найти объединяющее начало: цвет, фасон или материал. Потом работа с хореографом и дефиле готово. Показы проводят на школьные праздники, на образовательных выставках типа «УЧСИБ», ездят в район на концерты, показывают коллекцию на общешкольном родительском собрании и вечере встреч выпускников.

- Я бы хотела стать модельером, - делится своими планами семиклассница Вика, одна их самых творческих участниц театра. - Когда есть задумки, их хочется воплотить. Я хочу одевать людей, хочу создавать для них удобную одежду.

В детстве, как и многие участницы, Вика шила одежду на кукол. Правда «шила» - громко сказано. В шесть лет обходилась без иголок и моделировала бальные платья для Барби с помощью «завязочек».

- Спустя некоторое время доставала посмотреть кукольные коллекции: было забавно, но не стыдно, - признается школьница.
Первая ступень профподготовки

Среди выпускниц и участниц театра мод не все хотят быть модельерами, но каждая получает базовый уровень знаний о работе с тканью, научается элементарным приемам и правилам шитья.

- Шитье увлекает многих. Вот сейчас в Новосибирском педагогическом университете на факультете «технологии и предпринимательства» учатся пять моих «выпускниц». На мой взгляд, это неплохой показатель для села, - считает Вера Викторовна.

Каждый год по несколько девочек поступают в швейное училище, уезжают учиться в Новосибирск.

- Не секрет, что у нас много неблагополучных семей, да и с финансовой стороны в вузах обучаться тяжело, поэтому я всегда советую: получите сначала рабочую специальность. Пусть ремесло будет в руках, а знания всегда можно повышать. Если дальше захотите учиться – будите учиться, - объясняет свою позицию педагог.
Одежда как способ выжить

Сегодня действующий состав театра моды – девять человек. Наряду с девчонками из среднего и старшего звена «портняжит» и второклассница Лиза Семенова. Пока больше всего ее таланты проявляются в дефиле, а в «игольной» работе ей всегда помогает мама Анна Михайловна – учитель начальных классов:

«Да у меня полгардероба вещей сшиты под руководством Веры Викторовны! Самым первым сшила пышное платье для дочери на праздник в детский сад. А теперь дочь сама – модельер».

Анну Михайловну, да и в целом весь преподавательский коллектив, в несытые девяностые Вера Викторовна обучила простейшим приемам пошива одежды. Чтобы выжить и выглядеть достойно на уроках.

«В то время мои дети шили сами себе, я - сама себе. С тех пор у меня в шкафу лежит джинсовая юбка». – Рассказывает о своем швейном опыте учитель музыки, биологии и английского языка Любовь Ивановна Грехнева. – «Да у нас тут все так жили. Но сегодня, если идем к ней с просьбой вшить замок или брюки подрубить, так не соглашается - заставляет вспоминать опыт прошлых лет».

Сейчас в более спокойное время коллеги выведывают секреты создания новой «шармовской» коллекции и потихоньку приручают спицы и крючки. А некоторые старшеклассницы приходят к ней на консультацию с набросками вечерних платьев: собираются платье для выпускного вечера шить самостоятельно.
Быть не как все

- Я не люблю покупные вещи, – признается Вера Викторовна, - если я на другом человеке увижу такую же вещь – носить ее не буду. Не люблю повторяться. Сейчас больше половины вещей из моего гардероба сшила сама.

- А у детей есть такая тяга к исключительности?

- Я пытаюсь им это привить. Объясняю: «Дети, ведь для того же мы и шьем, чтобы вы отличались друг от друга».

Вика сидит рядом, наклонив голову, и вроде как соглашается с наставницей.

- Как добиться индивидуальности? – интересуюсь у школьницы.

-Нужно внести изюминку. Даже если у всех будет одинаково, но ты добавишь шарфик, например, то уже будет лучше, чем у всех.

- Свои идеи сразу показываете или до последнего момента прячете друг от друга?

- Сначала прячем. Неохота, чтобы кто-то узнал твою идею и за тобой повторил. Когда все всё сделали – раскрываемся. Иногда маме показываю свои задумки, так мы спорим. В спортивной коллекции, например, не могли определиться, где лучше карман пришить.

- А как знакомые относятся к тому, что вы сами шьете для себя одежду?

- Завидуют.

- Многие взрослые удивляются и не верят, что девочки это сами сшили, - добавляет Вера Викторовна. – Те же, кто не для «Шарма», а за оценку шьют - стесняются. «Я сошью, но носить не буду», - говорят. У них какой-то барьер психологический, проще купить ширпотреб.
Мини ателье?

Мы поднимаемся с Верой Викторовной на третий этаж. Идем в комнатушку, где бережно хранятся «писки» ташаринской моды прошлых лет. Брюки, сарафаны, спортивные костюмы вплотную прижимаются друг к другу в тесной и душной «гардеробной».
Здесь даже самой привередливой моднице хватит нарядов, наверное, на полжизни.

- Часто выезжаете в соседние районы для показов?

- Это больше мой энтузиазм. Пытаюсь детей куда-то вывезти, что-то показать, но это всегда сложно сделать.

Вера Викторовна одергивает подол юбки из коллекции «Зимние забавы» и параллельно рассказывает, где и как «светился» каждый наряд в прошлом. Так тепло вспоминать о моментах творчества могут только неравнодушные и увлеченные натуры.

-А кем девочки себя больше чувствуют: моделями или модельерами?

- И теми, и другими. Любят и придумывать, и показывать… Вообще, у меня сначала свои представления о коллекции создаются, но потом они это так по-своему представят, что не угадаешь, чего ждать.

- Откуда пополняете «модельерские» знания?

- Слежу за показами ведущих модельеров.
«Шарму» впору уже самому выходить в эфир и рассказывать о своих модных тенденциях «весна-лето 2010». В их распоряжении большой портфель фото и видео различных дефиле. Да, и фантазия у девчонок «чистая», ни под кого не заточенная, авторитетов нет: как дышат, так и шьют. Главное для них не мнение экспертов моды, а собственная оценка.
- В перспективе, во что может вылиться такая школа?

- Пока и не задумывалась над таким вопросом. Пока и так все устраивает.

- А Вы не думали, что это может стать каким-то коммерческим проектом?

- Ну, опять же нужна финансовая поддержка…

- А если шить на заказ? Мини-ателье при школе?

- Нет. Дети хотят шить для себя, вот что интересно. Я иногда им предлагаю попробовать сшить для кого-то, но они не соглашаются. Да и не так много они еще делали, чтобы шить на кого-то.
Во время таинства сотворения «наряда мечты» ткань «впитывает» эмоции и секреты юных модельеров. Девочки готовят ткань к раскрою, а в мыслях конструируют свое будущее. Платья хранят тайны, а школьницы едут добиваться своей мечты. Одежда остается в школе и для одних это память о выпускниках и пример гордости, а для другой – опыт. Опыт, который обязательно будет иметь значение в их жизни.