velikol.ru
1


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида г. Зернограда


Индивидуальное занятие

на тему:

«Автоматизация звука [ш] в связной речи»


Подготовила и провела

учитель- логопед

Половинко О.К.


Зерноград, 2012


Тема: Автоматизация (ш) в связной речи.

Цели:

  1. Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.

  2. Развивать четкую, связную речь, психические процессы, фонематический слух, четкую артикуляцию, мелкую моторику, правильное дыхание.

  3. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.

Словарь: согласный, твердый, глухой

Оборудование: презентация, картинки по теме, валики для массажа, игрушки: шар, мишка, кошка, профиль, сигналы, кассы,

^ Ход урока:

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Введение в тему урока

- У нас в гостях девочка Шура.

- Какой первый звук в этом слове? (ш)

- Сегодня на занятии мы закрепим четкое и правильное произношение звука (ш) в речи.

- А для этого мы подготовим наших помощников.

- Вспомните их. (мимика, пальцы, дыхание, речевой аппарат).

^ 3. Подготовительная работа

А) Мимическая гимнастика

- Поставьте зеркала. Посмотрите на мимический кубик и изобразите эмоции девочки Шуры.

Б) Пальчиковая гимнастика

-Наша гостья предлагает вместе с ней сделать пальчиковую гимнастику.

Наша Шура хороша,

Трём ладошки не спеша.

Валиком круги катаем,

Взад-вперед его гоняем.

Им погладим мы ладошку,

Будто бы сметаем крошку,

И помнем его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

В) Дыхательная гимнастика

Продолжим работу, выполним дыхательную упражнение «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом-живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

Г) Артикуляционная гимнастика

- Молодцы. Приготовьтесь. Вместе с Шурой мы подготовим наш речевой аппарат к работе.



  • Кто хозяин в доме этом

В нем хозяин язычок.

Он удобно в доме лег. (открыть, закрыть рот)


  • Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы - осторожно,

Закрываются надежно.

  • Язычок во рту живет,

Никогда не устает.

На качелях оказался,

Вдруг взлетал и вниз спускался.

(открыть рот, тянуть язык к носу к подбородку. Рот открыт).

  • Догадаться кто бы мог,

Язычок наш, как грибок.

(широко открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и не закрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку).

Поиграл и чуть устал.

(упражнение «Грибок», опускать и поднимать нижнюю челюсть).

  • Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье.

(слизывать с верхней губы широким языком).

  • Тебе машет на прощанье,

Говорит он: «До свиданья»

- Каких помощников мы подготовили к работе?

  1. ^ Работа по теме урока.

А) Работа с профилем

- Какой дежурный звук сегодня на занятии? (ш)

- Расскажите, как расположены органы речи, когда произносим (ш).

(характеристика по профилю)

Б) Характеристика звука

-Дайте характеристику звуку (ш) ( согл., тв., глух.)

В) Развитие фонематического слуха.

Шура предлагает поиграть в Игру «Сигнальщики», где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.

- Возьмите сигнал, обозначающий звук (ш). Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

(малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура)

- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

- Какое слово я назвала последним? (Шура)

^ Г) Звуко-буквенный анализ слова: Шура

- Произнеси слово.

- Посчитай, сколько слогов в этом слове? (В слове Шура 2 слога)

- Назови 1 слог, назови 2 слог. Какой слог ударный? Безударный?

- Дайте характеристику каждому звуку.

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных? Согласных?

- Определи, где находится дежурный звук?

- Выполните звуко - буквенный анализ слова ШУРА самостоятельно.

- Не забудьте обозначить звуки буквами.

(ребенок выполняет у доски)

- А теперь, проверьте.

- Молодцы, верно выполнили. Уберите сигналы.

^ 5. Автоматизация звука (ш) в словах

- Ребята, У Шуры сегодня праздник - День рождения. Посмотрите, к ней в гости пришли малыши: Саша, Маша, Даша, Наташа. Какой общий звук в этих именах? Они принесли в подарок игрушки.

- Соберите разрезные картинки и узнаете, что они подарили.

(шар, кошка, мишка, мышка)

Упражнение «Один-много»

- Хорошо, когда на празднике много подарков.

- Сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Назовите свои игрушки.

(Шар-шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки)

  1. Физминутка

- А сейчас мы отдохнем,

Физминутку проведем.

^ Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с вами немножко!

  1. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

-Посмотрите на игрушки и скажите, какие они.

- Что можно о них сказать?

Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

- Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

- Прочитайте их.

Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

  1. ^ Автоматизация (ш) в предложениях.

- Интересно, ребята, кто же из гостей какой подарок принес. Посмотрите внимательно на экран. Составьте предложения по картинкам.


Саша подарил воздушный шар.

Маша принесла пушистую кошку.

Даша подарил большого мишку.

Наташа принесла шуструю мышку.



  1. ^ Автоматизация (ш) в связной речи.

- Сегодня мы составим рассказ «День рождения у Шуры» с помощью слов и опор.

Посмотрите на экран и послушайте, какой рассказ составила я.

У Шуры сегодня День рождения. К ней пришли малыши. Они принесли игрушки. Саша подарил воздушный шар. Маша принесла пушистую кошку. Даша – большого мишку. А Наташа – шуструю мышку. Шура была рада.

-Составьте свой рассказ.

(дети составляют рассказы)

^ 9. Итог занятия.

- Какой звук мы научились правильно произносить? (ш)

- Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

^ 10. Вручение подарков

- Шура приготовила вам вкусные подарки, в названии которых есть тоже звук (ш) – это шоколад. Приятного аппетита!

- Спасибо за урок!


Самоанализ индивидуального занятия.

Данное индивидуальное занятие урок проводилось с детьми в количестве 4 человек в возрасте от 8 - 10 лет.

Клименкова Лидия - Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Недоразвитие речи. Дизартрия.

Фуникова Елена - Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Недоразвитие речи. Дизартрический компонент.

Крупеников Никита - Задержка психического развития органического генеза. Общее недоразвитие речи III уровень. Дизартрия.

Панченко Владимир - Задержка психического развития органического генеза.

Легкая умственная отсталость? Недоразвитие речи. Дизартрия.

^ Тема: Автоматизация звука (ш) в связной речи.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели:

  1. Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.

  2. Развивать четкую, связную речь, психические процессы, фонематический слух, четкую артикуляцию, мелкую моторику, правильное дыхание.

  3. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.

^ Форма проведения: индивидуальное занятие

Форма обучения: групповая

При планировании урока учитывала индивидуальные особенности детей.

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей. На всех этапах урока старалась осуществлять контроль выполнения заданий учащихся.

Перегрузка предупреждалась физминуткой, которая была направлена на снятие эмоционального напряжения.

В течение занятия старалась создать эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика.

Поставленные цели достигнуты, соответствуют содержанию урока. Для достижения поставленных целей использовала такие методы обучения как: словесный (рассказ учителя), наглядный (мультимедийная презентация всех этапов уроков), практический (работа с кассами), проблемно-поисковый.

Занятие мне понравилось, дети работали активно.

В результате учащиеся автоматизировали звук (ш) в связной речи, осуществляя контроль за своей деятельностью.