velikol.ru
1


Инновационные психолого-педагогические формы, методы и средства организации развития творческих способностей

Бушковская Е.А.

Институт развития образовательных систем

Ст. преподаватель каф АЯ №1

Томский политехнический университет

Институт языковой коммуникации


Актуальность данной статьи обусловлена новыми задачами процесса обучения, которые формулируются как «научить обучаемого не просто ретрансляции знаний, а научить мыслить, что является неотъемлемым умением современного человека». В нашей статье рассмотрены различные техники и технологии обучения проблемному, творческому мышлению, использованию техники развития мышления Эдварда де Боно, создание интеллект – карт, развитие эмоционального мышления. Данные технологии позволят развить скрытые способности человека независимо от его возраста и статуса.

В.Г. Разумовский, опираясь на психолого-педагогические труды советских и зарубежных ученых Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.Рибо, П.К. Энггельмейера, П.М. Якобсона и других, обосновал:

- главные особенности творческого процесса, суть которых сводится к его цикличности и наличию определенных фаз, этапов, ступеней внутри цикла. Цикличность творчества согласуется со схемой познания в физике: от совокупности исходных фундаментальных опытов к абстрактной модели, далее к анализу вытекающих из неё следствий и к их экспериментальной проверке;

- значимость творческих упражнений исследовательского и конструкторского типов на основе идеи о существовании специфических функций интеллекта и их различной роли в мыслительной деятельности.

Важным элементом организации занятия становится диалог, рассматриваемый как совместный процесс исследования. Выделим теперь оптимальные условия стимуляции познавательных потребностей как основы развития способностей:

-создание высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;

-тщательная работа над созданием соответствующего психологического климата на уроках и в семье (доброжелательное отношение, радость познавания, положительные общие эмоции);

- предоставление возможно большего количества свободного времени для занятий по своим способностям; ограничение изучения ряда других предметов рамками стандарта;

-соблюдение принципа «права на ошибку»;

-учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого должен быть свой «портфель» достижений);

-переход к учету динамики успехов каждого, то есть сопоставление новых достижений с прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;

Движущей силой развития выступают противоречия и их преодоление, поэтому совершенно необходима система проблемно-познавательных задач поискового характера. Важный тип таких задач – парадоксы. Глубокий анализ роли парадоксов как в науке, так и в педагогической практике дан в работах академика Л.И. Мандельштама. Применение парадоксальных задач на занятиях и факультативных занятиях не только вызывает большой интерес у обучаемых и помогает создать проблемную ситуацию, активизирующую мыслительную деятельность, но и приводит, по крайней мере приближает, ко второй, высшей ступени понимания, дающей ясное представление о всех связях явлений в изучаемой области.

Противоречие также является основным понятием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Г.С, Альтшуллер). При возникновении возможны два пути его разрешения:

  1. компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции;

  2. выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Следующее, на что необходимо обратить внимание. Доказательность – важное требование, необходимое для развития. Без доказательств знания усваиваются формально, происходит запоминание без понимания (а следовательно, усвоение непрочно).

^ Проблемное обучение

Проблемное обучение – не новый метод работы, он имеет тысячелетнюю историю.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат человека в процессе познания. Проблемное обучение – это творчество, оригинальный подход, своё самобытное решение, поиск, связанный с личным «открытием», порой научная фантазия, обоснованные предвидения.

В отличие от традиционного, проблемное обучение начинается с вопроса.

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности. (http//psi.webzone/ru/st/087500.htm)

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Педагогическими условиями успешности проблемного общения являются следующие: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.

Последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является личное решение проблемной задачи руководителем занятия в присутствии обучаемых: анализ ситуации, выявление проблемы, формулировка задачи и осуществление поиска ее оптимального решения. Таким образом, обучаемые имеют возможность как бы наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности обучающего по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.

Центральными понятиями проблемного обучения являются проблема, гипотеза, проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача, творческая задача, самостоятельная работа.

Проблема, в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Проблема так же рассматривается как препятствие в деятельности и мышлении, непреодолимое наличными средствами.

Гипотеза – предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто.

Гипотеза является формой познания окружающего мира и способов его преобразования. Итоговая гипотеза отличается от рабочей тем, что она уже претендует на решение проблемы, на объяснение ранее необъяснимых явлений. От догадки гипотеза отличается уровнем и характером обоснования содержания в ней знаний.

Проблемная ситуация – сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу, является центральным звеном проблемного обучения. В основу проблемной ситуации психологи и педагоги обычно помещают противоречие между знанием и незнанием.

«Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-либо задачи» (С.Л. Рубенштейн).

Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Переход от любого известного способа к новому неизвестному способу выполнения действия предполагает выполнение ребенком проблемного задания, открытия нового способа. Проблемная задача состоит из трех компонентов: условия, проблемного вопроса и искомого. Проблемная задача – один из самых сложных типов заданий с «открытыми ответами».

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт очень часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на занятии.

^ Шесть «думательных шляп» Эдварда де Боно

Одной из методик развития мышления является методика шести метафорических «думательных шляп» Эдварда де Боно, который говорит, что умение мыслить – способность реализовать свой потенциал.

Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять сразу несколько операций. Мы анализируем факты, пытаемся обосновать имеющиеся возражения, в процесс вмешиваются эмоции, мы стараемся выдвинуть новую идею – и всё это одновременно. Данный путь часто заводит в тупик.

Шесть шляп – это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать всё сразу, мы надеваем по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления. Шляпы – это не категории. Шляпы используются не для навешивания ярлыков – они призваны помочь людям использовать различные типы мышления.

^ Белая шляпа. Факты, цифры и информация.

Красная шляпа. Эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Черная шляпа. Осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

^ Желтая шляпа. Преимущества, выгода.

Зеленая шляпа. Исследования, предложения, новые идеи.

Синяя шляпа. Размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Надевая шляпу определенного цвета, человек начинает играть роль, соответствующую данной шляпе. Получается своего рода игра, которая помогает абстрагироваться в мышлении от собственного «Я», раскрепощает мыслящего

Система шести шляп не только раскрепощает мыслящего, но побуждает его мыслить шире, в более глобальном масштабе.

Семь мыслительных приемов (ЦУЗ: цели, устремления, задачи; РВФ: рассмотри все факторы; ВДЛ: взгляды других людей; АВВ: альтернативы, возможности, выбор; ППВ: приоритеты первостепенной важности; ПиР: последствия и результат; ПМИ: плюс, минус, интерес), взятых из программы CoRT, специально разработанных и успешно применяемых в школе также способствуют развитию способности мыслить.

Программа CoRT состоит из шестидесяти мыслительных уроков, объединенных в шесть разделов по десять уроков каждый.


^ Эмоциональное мышление как инновационная программа развития

«Существует два мира:

мир, измеряемый нами линейкой и правилами,

и мир, ощущаемый нашими сердцами и воображением».

Джеймс Генри Лейг Хант (1784-1859)

Самая ранняя работа по тому, что теперь известно как эмоциональное мышление, датируется 1920-ми годами, а именно это исследование, проведенное Робертом Трондайком. Термин «эмоциональное мышление» фактически начал использоваться в 1950-х годах, но вне связи с частной наукой. Большинство исследователей и академиков упоминали скорее изученные аспекты «мышления», нежели «эмоционального мышления».

«Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха» - программа по улучшению эмоционального состояния, которая произведет революцию в способности эффективно использовать эмоции. Эмоциональное мышление отвечает за сочетание силы рационального мышления и настроения с проникновением, интуицией и внутренним инстинктом наших эмоций.

Эмоциональное мышление представляет собой самый важный набор навыков, которые нам необходимо развивать с целью выживания как человеческой расы и получения полноценного жизненного опыта, подразумевает понимание действий наших собственных внутренних механизмов.

Существует две характеристики эмоционального мышления:

  1. Быть эмоционально мыслящим – подразумевает погружение в эмоции, понимание их и осуществление соответствующих действий.

  2. Осуществление эмоционально продуманного выбора – подразумевает не только знание того, что надо делать, и существование этого, но также и принятие наилучших мер, когда это необходимо.

Эмоциональное мышление может быть изучено и развито, в отличие от когнитивного интеллекта, пик которого приходится на семнадцать лет, а затем не меняется. Сейчас существует множество различных способов научить и изучить эмоциональное мышление. Исследование, проведенное доктором Рувеном Бар-Оном, с применением методики измерения уровня эмоционального мышления, названной «Анкетой по определению коэффициента эмоциональности» (EQ-i), подтверждает, что уровень эмоционального мышления повышается с возрастом.

Доктор Рувен Бар-он определяет эмоциональное мышление как «совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, влияющих на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды».

Шесть вторых (Six Seconds)– благотворительная организация, связанная с эмоциональным мышлением, обеспечивающая обучение и публикующая информацию и подробные сведения по конференциям и семинарам. Она разработала свою собственную модель эмоционального мышления и опубликовала множество полезной информации для учителей и родителей.

Эмоциональное мышление взаимосвязано с несколькими общепризнанными научными дисциплинами, такими как неврология, медицина и психология.

^ Обучение и развитие способностей с помощью интеллект – карт


Интеллект – карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.

Интеллект – карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект – карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Интеллект – карта имеет четыре существенных отличительных черты:

  1. объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

  2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

  3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;

  4. ветви формируют связанную узловую систему.


Качество интеллект – карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект – карт. И то, и другое, и третье помогает увеличить творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект – карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию.

Метод органичного изучения посредством интеллект – карт (МОИПИК) позволяет майндмапперу увеличить скорость, полноту, эффективность и производительность усвоения материала в пять – десять раз. Данная методика может быть использована при написании сочинений, сдаче экзаменов, выполнении проектных работ и отчетов, презентаций и многого другого.

Проблема развития творческих способностей относится к числу актуальных в современной педагогике. Использование новейших технологий развития мышления - в частности, и интеллекта - в целом, поможет ученику развиваться, студенту быть востребованным в будущем, педагогу – расширять свой творческий потенциал.


^ Список использованной литературы


1. Боно Э. «Учите своего ребенка мыслить» Изд-во Попурри, Минск 2005, с. 429

2. Бьюзен Т. и Б., «Супермышление», Серия «Живите с умом», пер.с англ. Е.А.Самсонов. – ООО «Попурри», 2006. – 304 с.

3. Зеньковский В.В. «Психология детства», М., «ШКОЛА-ПРЕСС»,1996.-336с. С11

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288 с.

5.Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И, Психодидактические аспекты развивающего образования, Педагогика, №6, 1996 с. 25-30

6. Орме Гиту, «Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха», М.: «КПС+», 2003, 272с


Зав. каф. АЯ №1 Черемисина И.А.