velikol.ru
1

Ботвинченко Анна

Институционализация заботы о детях дошкольного возраста


Информационная основа исследования

В данной статье представлен материал, полученный в процессе реализации научно-исследовательского проекта «Семья и социальные неравенства» и отражающий некоторые аспекты заботы о детях дошкольного возраста в Санкт-Петербурге.

Информационной основой исследования служат: данные репрезентативного опроса семей, имеющих детей соответствующего возраста (полевые работы и обработка анкет осуществлены научно-учебной группой «Семья и социальные неравенства»); 30 лейтмотивных интервью родителей, имеющих детей соответствующего возраста (15 мужчин/15женщин).

^ Постановка проблемы

После распада Советского Союза численность новорожденных стала сокращаться, данный показатель достиг самого низкого уровня в 92-93 год, на эти годы приходится спад новорожденных детей в России.1 В связи с уменьшением количества детей в стране, детские учреждения стали постепенно закрывать. Так например, количество дошкольных образовательных учреждений ( далее ДОУ) в 1991 году составляло 87,6 тысяч, а в 2001 – 50 тысяч. Отметим так же, что в городах и поселках городского типа количество ДОУ сократилось на 40,6%, с 47 тысяч до 27,9 тысяч. При этом, численность детей, посещающих ДОУ в 1991 году – 8433 тысячи человек, а в 2001 – 4246 тысяч человек. В городах и поселках городского типа количество детей, посещающих ДОУ, сократилось на 47,2%, с 6411 тысячи человек до 3384 тыс. человек.2 Сокращение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях происходило более быстрым темпом, чем уменьшение числа этих учреждений. Основной причиной снижения посещаемости ДОУ за данный период (1991-2001) стал общий спад экономической активности в стране, который связан с ростом безработицы во время распада Советского Союза. Другая причина — дифференциация доходов населения. Еще одним фактором сокращения охвата детей дошкольными образовательными учреждениями стало снижение качества предоставляемых этими учреждениями услуг, так как возникла нехватка персонала и снизилась его квалификация.3 Позднее, (в начале 2000 годов стали появляться частные детские сады, которые предоставляют лучшие условия для детей: маленькое количество детей в группе, больше различных занятий и кружков, более квалифицированный персонал, но за такой сад надо платить, что может позволить себе не каждый родитель. Таким образом, после распада Советского Союза система ДОУ потерпела сокращение, так как уровень рождаемости снизился, количество детских садов и количество мест в них сократили, а после того, как уровень рождаемости стал постепенно повышаться (за счет семейной политики государства), количество детских садов осталось неизменным, что привело к дефициту мест для детей дошкольного возраста. Более того часть ведомственных садов было передано муниципальным, которые в свою очередь продали часть зданий в частные руки, так как не могли обеспечить все сады всем необходимым.

Таким образом, эти данные показывают, что есть проблема доступности дошкольного образования. Под доступностью дошкольного образования мы понимаем возможность выбора и зачисления в избранное родителями дошкольное образовательное заведение и непрерывного обучения в нем. В данной работе будет проведен анализ вторичных данных связанных с ДОУ (количество ДОУ: государственных и частных; количество детей, посещающих ДОУ; количество семей, стоящих в очереди на получение места в ДОУ) за 1991 по 2012 год в стране и в частности в Санкт-Петербурге. А также проанализируем проблемы доступности дошкольного образования для Петербургских родителей.

^ Актуальность исследования

Данная проблема остается актуальной в наше время по нескольким причинам. Несмотря на то, что семейная политика государства уделяет внимание демографии страны (например, использует материнский капитал, как стимул рождаемости), государство не создает благоприятных условий для воспитания и развития детей в раннем возрасте. Это выражается в том, что сеть дошкольных образовательных учреждений не расширяется, а остается на прежнем уровне. В тоже время для родителей, которые «откликнулись» на программу «Материнский капитал» и сейчас подошли к тому моменту, когда детей необходимо отдавать в детский сад, для них нет необходимых условий. С одной стороны государство не может предоставить необходимое количество мест в ДОУ, а с другой стороны не может представить альтернативу (материальную компенсацию для семей, в которых родитель остается с ребенком в декретном отпуске более чем на три года) Таким образом, проблема доступности дошкольного образования становится более явной и открытой. С другой стороны семьи стремятся отдать ребенка в детский сад, так как считают, что там процесс социализации для ребенка в данном возрасте (3-5 лет) проходит эффективнее, чем дома, исключительно в кругу семьи.

Обратим внимание на поэтапные изменения в данном вопросе, которые происходили в нашем государстве. В советский период государство принуждало женщину работать в полной мере (в том числе женщин с маленькими детьми), но при этом оно создавало все необходимые условия для этого. Была развитая и широкая инфраструктура заботы о детях: ведомственные и муниципальные сады; круглосуточные сады и сады недельного пребывания. В 90е годы ХХ века советская политика перестает существовать, возникает безработица, так как плановая экономика еще не сменилась рыночной, а поддержка со стороны государства сходит на нет. Происходит этап трансформации экономики, она перестает регулироваться государством в той же мере, как и раньше. Возникает политика минимализма, которая заключается в том, что на первый план выходят первичные потребности, их удовлетворение. В это время государство в отношении семьи не предпринимало никаких мер помощи и поддержки. Социализация детей проходила через старшее поколение, так как их воспитанием занимались ближайшие родственники (возможно в большей степени это были бабушки и дедушки, уже не работающие на тот момент, так как работоспособные члены семьи должны были прокормить семью и обеспечить ее всем необходимым для жизни). Позднее, в 20е годы ХХ! века, политика восстанавливается и приобретает поощрительный характер. Возобновляются социальные поддержки и компенсации нуждающимся слоям населения, а в том числе и семьям с детьми. Для повышения рождаемости в дальнейшем (2007 год) появляется программа «Материнский капитал», которая оказывает единовременную материальную помощь семьям, у которых родился второй (третий и последующий * или был усыновлен) ребенок. Сейчас семья сама решает вопрос заботы о ребенке. Не смотря на то что со стороны нет принуждения работать (мать имеет право по законодательству быть в декретном отпуске 3 года), у семьи возникает необходимость, чтобы мать вышла на работу раньше. Так как мужчина не может прокормить семью на одну свою зарплату, необходим дополнительный доход, который может принести женщина. Таким образом, у женщины возникает потребность выйти на работу, но при этом у нее нет такой возможности, если на ребенка не выделили место в детском саду, а больше ей некому помочь. И это вопрос ей приходится решать или в пользу коммерческого детского сада, няни, или все оставаться дома на длительный период времени.

^ Анализ полученных результатов

Интервью включало в себя несколько блоков вопросов, касающихся заботы о детях: декретный отпуск, услуга няни, группы развития для малышей, ясли, детский сад, группы дополнительного развития.

Рассматривая тот аспект, сколько мама сидит с ребенком в декретном отпуске, получены следующие данные: 3 респондентки вышли на работу, когда ребенку было примерно полгода; около года (10-14 месяцев) в декретном отпуске были 5 мам; от полутора до двух лет – 9; от 2,5 до 3 лет большинство респонденток – 11; 3 мамы не работают. Основной причиной, почему мамы выходят на работу с декретного отпуска - это необходимость финансовая необходимость, так как один отец не может обеспечить семью всем необходимым. Следовательно, у женщины возникает потребность выйти на работу раньше, чем заканчивается декретный отпуск. Более того, необходимо отметить, что в основном женщины выходят на работу, когда заканчивается оплачиваемая часть отпуска по уходу за ребенком, что говорит о том, что мать бы оставалась дома с ребенком до 3-х лет, если бы государство предоставляло такую возможность через материальную помощь семье. Некоторые, наиболее активные мамы чувствуют потребность в социальных связях, они уже устают сидеть дома и для них наилучший вариант - это вернуться на работу, при первой же возможности, решив эту проблему в пользу яслей, детского сада или няни. Несколько мам вынуждены были продлить декретный отпуск с 1,5 до 3х лет, так как ребенок часто болел.


Мнение по поводу того, сколько мать должна сидеть с ребенком разделились. Большинство родителей (9) считает, что мама должна находиться с ребенком все три года; несколько человек (4) считает, что можно и дольше побыть дома, если есть такая возможность; наименьший срок, который мама должна провести с ребенком это 2 года, так ответило 3 человека. Практически все респонденты затруднялись с ответом на вопрос «Сколько мама должна сидеть с ребенком?» и объясняли это тем, что это зависит от:

  • самого ребенка (в частности, сколько он болеет),

  • ситуации в семье (как материальной, так и моральной),

  • количества детей (данный аргумент приводили многодетные родители),

  • какая мама («Для человека, который чем-то занимается, вредно сидеть дома столько времени. Иметь какую-то неполную занятость там на службе, а частично совмещать, это хороший вариант. Ты в работе, ты не теряешь квалификации, ты при деле, а сидеть с ребенком дома, ты в «овоща» превращаешься.»)



Одним из вариантов ухода за ребенком (детьми) является привлечение няни. 65% респондентов не сталкивались с данной услугой. 22% - имели постоянную няню (или несколько) в течение какого-то промежутка времени, остальные 13% пользовались данной услугой разово. 57% из тех, кто не пользовался услугами няни объясняют это тем, что в этом не было необходимости: сами справлялись, помогали родители и родственники. 30% из тех, кто не пользовался данной услугой, боятся и не доверяют посторонним людям. («Я не могу доверить своего ребенка постороннему человеку, из какой бы компании она не была») несколько человек считают, что это очень дорогая услуга и не могут себе этого позволить. Те же, кто прибегал к помощи няни, говорят о том, что в этом была необходимость (в помощи и уходе за ребенком). В основном обязанности няни сводятся к уходу за ребенком: покормить, поиграть, спать уложить, погулять, в сад отвезти (забрать). Самое главное, чтобы ребенок был под присмотром. Как таковой стратегии выбора няни у данных респондентов не было. Кто-то нашел по интуиции, кто-то через знакомых или объявления, а кто-то и случайно. Как отметила одна из респонденток, цены варьируются от 150 до 300 рублей в час, а за целый день платиться от 2000 до 2500 тысяч рублей. Так как это достаточно не дешевое удовольствие, как отмечают родители, некоторые пытаются совместить роль няни и домработницы, привлекая одного человека, который выполняет обе эти функции. («В нашей стране, чаще всего, с чем и мне приходилось сталкиваться, у нас совмещается понятие няни и домработницы. В итоге, страдает либо одно, либо другое», Кирилл, 43 года, четверо детей). В некоторых случаях няня также убирала и готовила (так же как мама).

Что касается групп развития для детей дошкольного возраста, то часть респондентов пользовались услугами разных центров и курсов. В среднем стоимость одного занятия варьируется от 200 до 500 рублей. Есть группы, которые дети посещают раз в неделю (стоимость 800/месяц), есть мероприятия, которые необходимо посещать 3 раза в неделю (стоимость 500/месяц). Цена зависит не столько от типа кружка, сколько от времени проведения. В основном все секции для маленьких детей рассчитаны на 30 минут занятий. Если это длительные развивающие занятия, то стоимость соответственно увеличивается (3часа – 2500).

Что касается садика, то из тех, кто становился на очередь в сад, делали это в основном в первые пол года ребенка, ( отмечая это тем, что в сад попасть очень сложно). Они получали место к 2,5 – 3 годам малыша. В основном дети и идут в сад примерно в этом возрасте. В очень редких случаях ребенка отдают в ясли с 1,5 лет. Это происходит в силу каких-то семейных обстоятельств. В платный садик детей отдали только 4 семьи. Стоимость таких садиков составляет от 25000 до 30000 рублей в месяц. Государственный садик значительно бюджетнее, 400-600 рублей в месяц, его посещают практически все остальные дети. В государственном садике есть свои «скидки»: для многодетных семей и для определенных групп (коррекционные, логопедические). Очень многие респонденты отметили то, что сами родители тоже собирали деньги для группы в начале года на игрушки и разные нужды, это примерно 1000-2000 рублей. Все респонденты при выборе садика придерживались одного очень важного момента: места расположения сада - для родителей важно, чтобы садик находился рядом с домом. Даже те, кто вначале выбрал сад на расстоянии (он был лучше), перевели ребенка в сад рядом с домом. Некоторые отдавали ребенка в тот же сад, где работала мама или родственница. Те, кто имел опыт и частного и государственного садика расходятся во мнениях, какой из них лучше:

«Разница только в ремонте зданий. В государственном садике абсолютно всё то же самое, в принципе. Но при этом государственный государственному рознь» Антон,38лет, 4года ребенку.

«Обычный, бесплатный садик, садик очень хороший, ни стенами, ни игрушками, ни какими-то меблированными залами, а хорош тем, что там в этом саду нормальное отношение к детям и нормальные воспитательницы. Вот это самое главное. Они действительно за детьми следят и для нас это самое главное. в наших садиках мы платим за мебель, за кафельный пол, за навороченные игрушки, но ни в коем случае не платим за отношение к детям..оно не мерится платным садиком. С этой точки зрения большинство платных садиков ничего не дает по сравнению с бесплатным. Имеется в виду по отношению к ребенку.» Кирилл, 43года, четверо детей

«В платном, там и группы маленькие 6-8 человек, кормят лучше и больше индивидуального внимания. А в государственном садике просто три раза в день одной и той же кашей кормили.» Георгий, 41 год, двое детей

«Это дешевле, чем на разные занятия ходить. У них своя система воспитания, они ничего там за них не делают, они их ко всему приучают, все требования, везде строго, везде как со взрослыми, разбор всех полетов, всех ситуаций.» Аврора, трое детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить, что все родители определяют, в какой садик пойдет ребенок, в зависимости от своих возможностей и потребностей.


В своем послании Федеральному Собранию 12.12.12 президент отметил, что дошкольным образовательным учреждениям необходимо уделить должное внимание, поддержать и расширить систему дошкольного образования. Для этого будут созданы дополнительные коммерческие сады и поддержаны имеющиеся. Устранение барьеров доступа к ДОУ позволит родителям чувствовать себя увереннее и комфортнее в таких условиях, когда будет гарантировано детское дошкольное образование всем детям.

Следовательно, можно сделать вывод, что данная проблема действительно актуальна и находит свои отголоски повсеместно. Для ее решения будут предприняты некоторые меры по расширению сети ДОУ со стороны государства, что возможно улучшит имеющуюся ситуацию в образовательной сфере.


Литература

Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 44-58. 




Захаров С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005 № 3 С. 1224-140


Ильина. М. Детский сад как механизм реализации ≪контракта работающей матери≫ (на материалах Санкт-Петербурга) // Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений. 2007.СПб.: ЛЕМА. С. 72–93.


Кузьмина К.А. Трансформации модели семьи и потребностей в социальной защите в условиях социально-демографических и социально-экономических перемен // журнал исследований социальной политики 2008. Т. 6. № 2. С. 201-216

^

Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.12



Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы Детского дошкольного Образования // Статистика и социология образования С.261-277




Селиверстова И. В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 95–103.

Сухова А. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011.  Т. 9. № 4. С. 473-494. 



Тартаковская И. Н. Гендерные отношения в приватной сфере: постсоветские трансформации семьи и интимности // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 5-11. 





1

 Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы Детского дошкольного Образования // Статистика и социология образования С.261-277



2

 Там же



3

 Там же