velikol.ru
1

В условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, ухудшения экологической ситуации обостряется проблема выживания человека, возникает настоятельная необходимость обеспечения его безопасности.
Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно констатировать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной.
Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина связана с изучением закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, его сообществ, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности. В этом проявляется ее социальная направленность, поскольку объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть и природа, и техногенная сфера, и экология. Однако есть и непосредственно социальная сфера безопасности жизнедеятельности, когда и объектом, и субъектом опасностей и угроз выступает сам социум.

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины.

Основные методологические принципы исследования в этой области – принципы системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что социальные явления и процессы сегодня приобретают глобальный характер. Это, прежде всего, войны и военные конфликты, неравномерность социально-экономического развития различных стран, стремительный рост народонаселения, загрязнение окружающей среды, обеспечение человечества необходимыми для нормальной жизнедеятельности ресурсами (продовольствием, пресной водой, источниками энергии и т. д.), отрицательные последствия развития науки, техники, информатизации, распространение наркотиков и опасных заболеваний (СПИД), рост преступности, экстремизма и пр. Крайне опасные формы приобретает такое явление современности, как международный терроризм. Для того чтобы предотвратить эти опасности и угрозы или снизить их отрицательное воздействие, необходимы усилия как всего мирового сообщества, так и регионов, государств, обществ, а также каждого конкретного человека.
Важную роль в становлении и развитии безопасности жизнедеятельности учащихся сыграло принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» , федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1] и № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [2].
Вопросы безопасности, всегда стоящие перед человечеством, к концу XX в. приобрели новое качество: появились небывалые глобальные угрозы, и в первую очередь - от самой жизнедеятельности. Очевидное нарастание количества и масштабов этих угроз постепенно подводит общество к осознанию необходимости совершенствовать культуру безопасности и специальную подготовку людей, особенно молодежи, к жизни в новых условиях. Решение названных задач на современном этапе развития цивилизации невозможно без соответствующего научного обеспечения. Поэтому ученые отмечают, что в настоящее время все очевиднее становится тот факт, что деятельность по недопущению и смягчению последствий угроз и опасностей различного характера не может ограничиваться только нормативными, правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды, социума являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, государства, мирового сообщества. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Культуру безопасности жизнедеятельности можно определить как уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Формирование КБЖ является одной из важнейших задач образовательной области БЖД. Это новое направление в педагогике, нацеленное на утверждение КБЖ в качестве одного из основных, базовых компонентов образовательного процесса, расширение научной базы и обновление содержания образования, освоение комплексных задач обучения безопасной жизнедеятельности и сохранения здоровья.
Актуальность и необходимость формирования КБЖ определяются приоритетами политики государства, насущными задачами развития России и обеспечения ее безопасности, сохранения здоровья и защиты жизней граждан нашей страны, в том числе подрастающего поколения в условиях внутренних и внешних угроз, влияющих на все стороны жизни общества [4, c. 60].
Внутренние угрозы касаются многих сфер нашей жизни. По причинам криминального характера ежегодно уходят из жизни свыше 150 тыс. человек.

«Белая смерть» лишает жизни 70-100 тыс. россиян в год. Употребляют наркотики до 6 млн. человек. До 80% российских наркоманов - несовершеннолетние и молодежь. Около 80% употребляющих инъекционные наркотики болеют ВИЧ/ СПИДом и гепатитом.
Ежегодно суициды уносят 50-60 тыс. жизней. В дорожно-транспортных происшествиях гибнут 32-35 тыс. человек. На пожарах в 2010 г. погибли 12 983 человека.
Особое значение рассматриваемые проблемы приобретают в связи с необходимостью усилить духовно-нравственное воспитание в системе образования. Приоритетные задачи развития России требуют активизировать и поднять на качественно более высокий уровень важнейшее направление формирования КБЖ - военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Перечисленное выше требует возвышения значимости, роли и места формирования культуры безопасности жизнедеятельности как стержня образовательной области БЖД до уровня одного из основных, базовых компонентов образовательного процесса. Эта необходимость обусловлена также тем, что культура безопасности жизнедеятельности, как важнейшая часть общечеловеческой культуры выдвигается на роль мировоззренческой парадигмы общественного сознания, и система образования обязана адекватно отражать это веление времени в содержании учебно-воспитательного процесса [3] С.60-63].

Роль социальных аспектов жизнедеятельности сегодня возрастает. Причем если природные катаклизмы чаще всего объективны и не зависят от воли человека, то опасные и чрезвычайные ситуации социального характера, например, войны, различного рода конфликты (этнические, конфессиональные и др.), террористические акты, массовые беспорядки и пр., непосредственно связаны с деятельностью людей и поэтому бывают более опасны и разрушительны, так как носят сознательный, целенаправленный, планомерный и упорядоченный характер.
В решении насущных проблем модернизации российского общества огромное значение приобретает культура его граждан, в том числе и специалистов, связанных с проблемами безопасности, от которых во многом зависит успех реформ и прогресс нашего государства. В основе возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера лежат противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование социума в различных сферах жизнедеятельности – экономической, политической, социальной, межэтнической, конфессиональной и иных. Игнорирование этих противоречий, уход от решения актуальных проблем современного общественного развития, как всего мирового сообщества, так и отдельных государств и народов ведет к самым непредсказуемым последствиям и катастрофам – войнам, военным конфликтам, социальным взрывам и прочим катаклизмам.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что изучение социальных аспектов безопасности, чрезвычайных ситуаций социального характера, способов их предотвращения, локализации и ликвидации – одна из актуальных задач современного образования.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов научного познания проблем безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников// ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2005. - № 8. – С. 39-44.
2. Сюньков В. Я. Основные подходы к формированию культуры безопасности жизнедеятельности// ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2008. - № 11. – С.- 60-63.