velikol.ru
1

МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Чистопольского Муниципального Района Республики Татарстан


Исследовательская работа на тему:


«Королёв С. П. - основоположник советской космонавтики»


Работу выполнила:

ученица 8 класса,

Яруллина Гузеля

Руководитель:

учитель истории

Чебанова Л. А.


Чистополь, 2011 г.

Введение.

«Космонавтика имеет безграничное будущее, и её перспективы

беспредельны как сама Вселенная”

С.П. Королёв.


Четверть века отделяет нас от события, открывшего космическую эру в истории человечества. Легендарный Гагарин “Восток” приблизил горизонты в познании Вселенной, положив начало планомерному исследованию и овоению космического пространства. От ста восьми гагаринских минут до многомесячной работы космонавтов на орбитальных станциях – вот тот исторически небольшой, но славный путь, который прошла космонавтика. Полет первого в истории космического корабля «Восток» продемонстрировал мощь советской индустрии, высокий уровень научно – инженерного творчества в СССР. Десятки научных и производственных коллективов готовили к старту легендарный «Восток», была проделана огромная по масштабам работа. Руководил этим грандиозным экспериментом выдающийся ученый и инженер, академик Сергей Павлович Королёв. С его именем связана целая эпоха в освоении космоса: первые искусственные спутники Земли; первые рейсы автоматических станций к Луне и планетам; беспримерный космический полёт Юрия Гагарина на корабле «Восток»; первый выход человека в открытый космос. Велика заслуга Сергея Павловича Королева и в том, что он создал свою школу, воспитал многих талантливых инженеров и ученых. Его товарищи по работе и ученики продолжают и сегодня дело, начатое им, запуская в космос пилотируемые космические корабли, долговременные орбитальные комплексы, автоматические спутники Земли и межпланетные станции. И если общепризнано, что основоположников теоретической космонавтики, начало которой было положено на пороге 20 столетия, является Константин Эдуардович Циолковский, то основоположником практической космонавтики, фактическим создателем ее является наш современник и соотечественник Сергей Павлович Королев.

^ Биография С. П. Королева.

Сергей Павлович Королёв родился 30 декабря 1906 года в городе Житомире. Отец его, Павел Яковлевич, служил учителем словесности в мужской гимназии. Мать, Мария Николаевна, происходила из древнего рода нежинских казаков. Когда Серёже было два года, его родители разошлись, мать увезла маленького Сергея к родителям в Нежин, где и прошло его детство. Отца Сергей Павлович больше никогда не видел. После вторичного замужества мамы вся семья, вместе с Сергеем, переезжает в Одессу. Здесь Сергей поступает в первый класс гимназии, затем пришлось продолжать занятия в старших классах начальной школы. Недалеко от дома, где жила семья, расположился гидроавиационный отряд. Сергей был постоянным гостем летчиков, доставал и читал книги по авиации. Увлечение авиацией, созревшее желание самому построить планер привели его в июне 1923 года в кружок планеристов губернского Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Вскоре Сергей поступает в Одесскую строительную профессиональную школу №1. В августе 1924 года он получает документ об окончании этой школы по специальности черепичника. Окончив школу ему хотелось учиться в Военно - воздушной инженерской академии имени Н.Е. Жуковского, и он посылает туда свои документы. Однако ответ долго не приходит, и Сергей поступает в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. С.П. Королёв переезжает в Киев. Здесь начинается его самостоятельная жизнь. В 1926 году отделение института закрывают, и Королев переводится в Московское высшее техническое училище, чтобы получить желанную специальность аэромеханика. Когда Сергей появился в МВТУ, он сразу же включился в работу по конструированию летательных аппаратов и полетам на планерах. Занимаясь в кружке планеристов в Одессе, он сконструировал свой первый планер К-5. Активность, энергия, волевые качества и здесь быстро выделили Королёва среди товарищей. Он стал заместителем начальника планерной школы. И сам учился в этой школе летать на планерах. На VII Всесоюзный слет планеристов в 1930 году Королёв представил свой новый планер СК-3 «Красная звезда». И опять этот планер удивил специалистов своей конструкцией. В начале 1930 года Сергей Королёв оканчивает МВТУ. С октября 1928-го по июнь 1930 года одновременно с учёбой он работал на авиационном заводе, а затем старшим инженером в ЦАГИ – до сентября 1930 года. В 1931 году в Осоавиахиме было организовано общественное Бюро воздушной техники. Одна из групп именовалась Группой изучения реактивного движения (ГИРД). Главным инициатором ее создания был инженер Фридрих Цандер. Вскоре она была преобразована в Центральную ГИРД, для которой С.П. Королев становится незаменимым человеком. В 1933 году создается первый в мире Реактивный научно – исследовательский институт (РНИИ) в котором Королев назначен заместителем начальника по научной работе.

^ Космическая эра Королева С. П.

Энтузиасты нового дела с увлечением работают над созданием ракет. 17 августа 1933 года в Нахабино, под Москвой, проводятся испытание первой советской жидкостной ракеты «09» конструкции Михаила Клавдиевича Тихонравова. Королёв руководит испытаниями. Это было историческое событие, о котором Королёв говорил «Первая советская ракета на жидком топливе пущена». День 17 августа несомненно является знаменательным днем в жизни ГИРД, и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик. Разрабатывается управляемая крылатая ракета дальнего действия «212» с ракетным двигателем на жидком топливе ОРМ – 65, разработанная В. П. Глушко где участвует и Королев. Первые летные испытания ракеты состоялись на Софринском полигоне под Москвой 29 января 1939 года.

В мае 1946 года в нашей стране впервые создается новая отрасль промышленности – ракетная, с научно – исследовательскими институтами и конструкторскими бюро и куда Сергей Павлович назначается начальником проектного отдела головного института и главным конструктором баллистических ракет. За очень короткое время коллектив Королёва создает несколько типов жидкостных баллистических ракет дальнего действия, в которых уже использованы принципиально новые конструкции решения. Совершенствуется системы, разрабатываемые другими главными конструкторами, его соратниками, - система управления, двигательной установки, радиотелеметрическая система. Первый советский комплекс с управляемыми баллистическими ракетами P – 1 был создан и испытан осенью 1948 года, на несколько лет раньше, чем в США. Особое место в творчестве С.П. Королёва этого периода занимает создание первой советской баллистической ракеты дальнего действия. По его инициативе начинается исследование верхних слоев атмосферы с помощью ракет. На ракетах стали поднимать животных, отрабатывая при этом различные варианты их возвращения на землю.

В 1954 году ведется разработка «Эскизного проекта межконтинентальной баллистической ракеты» и в 1955 году начинается строительство космодрома на Казахстане. И уже в 1957 году СССР объявил о создании первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, на базе которой создается ракета-носитель для выведения космических аппаратов, которая 4 октября 1957 года выводит на орбиту первый искусственный спутник Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур, возвестив о начале космической эры.

Одновременно продолжалась работа над тяжелым спутником. Здесь был учтён ряд требований, связанных с проведением на нем различных научных экспериментов и размещением разнообразной научной и измерительной аппаратуры. С изобретением телескопов Луна приблизилась к людям, и они открыли на ней «моря», горы и кратеры. Но видна была только одна ее сторона, всегда обращенная к Земле. Невидимая сторона оставалась «тайной за семью печатями». Даже характер поверхности Луны вызывал острые споры. Одни ученые считали, что Луна покрыта толстым, в несколько метров, слоем пыли, другие же – породами, напоминающий земной туф. Споры ученых вызвали желание достигнуть Луны. В 1958 - 1959 годах начинаются проектные работы по созданию автоматических межпланетных станций для исследования Луны, Венеры и Марса. 1959 год стал «годом Луны»: в январе стартовал первый искусственный спутник Солнца, в сентябре автоматическая станция «Луна - 2» достигла поверхности Луны, а «Луна - 3» сфотографировала обратную сторону Луны и передала снимки на Землю. Но недостаточно было исследовать Луну с аппаратов в планах и мягкое.

Не за горами был и первый полет человека в космос, о котором так мечтал и планировал Сергей Павлович.12 апреля 1961 года весь мир узнал имя Юрия Гагарина. И уже коллектив Королева сосредоточил свои усилия на самой главной работе космической отрасли – пилотируемых полетах. Вслед за Гагариным полетел Герман Титов, уже на сутки. Затем – групповой полёт Андрияна Николаева и Павла Поповича. В 1963 году стартуют Валерий Быковский и первая в мире женщина – космонавт Валентина Терешкова. Пятисуточный полет Быковского был самым длинным в то время. В марте 1965 года в космосе проводится новый эксперимент – Алексей Леонов впервые вышел из корабля в открытый космос. Но решенная задача породила новую – проблема сближения и стыковки на орбите космических кораблей уже вовсю волновала Сергея Павловича. И им было принято решение создать универсальный корабль, предназначенный для решения самых разных задач, им и стал «Союз». «Союз» позволял не только осуществлять автономный полет, но служить и транспортным средством для доставки экипажей и необходимого оборудования на борт долговременных орбитальных станций «Салют». На смену «Союзу» пришли более совершенные корабли, но при их создании сохранились основные конструктивно – компоновочные решения, принятые при разработке «Союзов».

Все детища Сергея Павловича вывели человека в космос и позволили еще ближе узнать его. Разве наши далекие предки, глядя на звездное небо, могли себе представить, что однажды человек попадет в него? И мечта эта сбылась благодаря Сергею Павловичу Королеву.


Список используемой литературы:

1. Загадки звездных островов. Кн. 6 / Сост. Ф. С. Алымов. – М. : Мол. Гвардия, 1990.

2. Звездный путь / Сост. М. И. Герасимова, А. Г. Иванов. - М.: Политиздат, 1986.