velikol.ru
1



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Тема: «Семь волшебных нот в стране глухих»


Выполнила Белоусова Земфира Юрьевна

учитель музыки

первой квалификационной категории


Казань 2010


Актуальность исследования заключается в том, что музыкальные занятия имеют большое значение в обучении, развитии и воспитании детей с нарушением слуха.

В четвертом классе, на уроке музыки, мы говорим о том, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, в отличии от разговорного, понятен всем другим народам без перевода.

В ноябре 2008 года, в школе №24 г. Казани, был проведен открытый урок музыки по теме «Музыка и литература», с участием глухих и слабослышащих детей школы-интерната №6 им. Ласточкиной.

Оказывается глухие дети, так же как и слышащие , могут играть на музыкальных инструментах, как на шумовых, так и на фортепиано. Они поют не только жестами, но и также голосом. Можно подумать, что они слышат, как и мы. Эти дети занимались в музыкальном классе у Грачевой Елены Юрьевны, Малой академии искусств Вахитовского района г.Казани. Насколько поразительны их результаты. Я сделала для себя вывод, что у музыки нет непереходимых границ и для глухих детей. Для музыки не нужен сурдоперевод, как при «разговоре» со слышащим человеком, а нужно только чувствовать, понимать и уметь слушать.

Этот вопрос меня очень заинтересовал, и я провела исследовательскую работу по теме «Семь волшебных нот». Мы привыкли называть глухими всех у кого проблемы со слухом, но изучив работу профессора психологии, Московского Университета, Неймана я узнал, что еще в 50-е годы, он утверждал, что абсолютно глухих детей всего 2 % от всех людей, у которых проблемы со слухом. Это значит – 98% людей с нарушением слуха, слышат звуки. Именно на этом базируется все, кто соприкасается с обучением глухих детей, в том числе и музыки.

В современное время все медики утверждают, что чем раньше начать занятия с глухими детьми и снабдить специальными слуховыми аппаратами, тем больше результатов можно достичь в восприятии звуков, речи, музыки, и огромных результатов развитии речи этих людей. Они могут разговаривать так же, как и мы с Вами.

Ученые пришли к такому выводу, в результате длительных исследований детей с нарушением слуха, те результаты, которые были получены, можем проследить в таблице общего и речевого развития нормального и глухонемого ребенка, что их развитие проходит достаточно схоже.

Именно эти результаты убедили Грачеву Елену Юрьевну, что в принципе, заниматься музыкой с этими детьми не только можно, но и нужно.

И в процессе работы она убедилась, что эти дети не только вибрационно воспринимают музыку, но и слышат ее, в разной степени. Могут определять и высоту звука (низкие, высокие).

Дети пишут музыкальные диктанты, письменные и устные в пределах пяти звуков, определяют тембр звучания. Поют песни, играют на шумовых инструментах, на синтезаторе, фортепиано.

В некоторых школах со слабослышащими детьми занимаются вокально-хоровым исполнительством и достигают хороших результатов, например в Набережных Челнах.

Исследовав работы: Александрова Н.Г. «Ритмическое воспитание», Белик И.С. «Музыка против глухоты», Рау Е.Ф. «О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи», Яхнина «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха» и программу, которая составила Грачева Елена Юрьевна и работает по ней.

Исследовав все это, я пришла к тому, что:

Музыкально-эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, приобщение к духовной культуре общества, что содействует их социальной адаптации.

При определении содержания учебно-воспитательной работы с глухими детьми необходимо учитывать приоритетные направления воспитания слышащих детей. Одним из таких направлений и является музыкальное воспитание. Через занятия музыкой, через ее эмоциональное восприятие – глухой ребенок может познать мир вокруг себя в этом мире. Музыка помогает ребенку с нарушением слуха ярче проявлять чувства: веселиться и печалиться, торжествовать и негодовать.

Занятия музыкой воспитывают благодарного потребителя и ценителя культурного наследия. Человека, понимающего высокое искусство, будь то драматический, балетный, оперный спектакль, произведения изобразительного искусства или выступления музыкантов в концертных залах.

Первые попытки, использовать музыку в развитии и воспитании глухих детей, дали хорошие результаты в образовательной и коррекционной областях. В своей работе с глухими школьниками обще-музыкального класса МАкИ на базе школы-интерната №6 им. Ласточкиной они опирались на:

  1. Разработанную в МАкИ авторскую программу Грачевой Е.Ю.: «Музыкальное воспитание детей с нарушением слуха», которая состоит из 4-х разделов: сольфеджио, фортепиано, слушание музыки, вокал-постановка голоса. Данная программа постоянно корректируется, разрабатываются рекомендации к каждому разделу программы.

  2. Зарубежный опыт использования музыки в работе с детьми с нарушением слуха.

  3. Эксперементальные занятия для глухих детей с использованием музыки в России XIX-начала XX вв.

  4. Современный опыт музыкальных занятий при работе с детьми с нарушением слуха.

  5. Принцип взаимосвязи музыки и работы по коррекции речи глухих детей.

Дети успешно справляются с требованиями программы: сольно исполняют пьесы за соответствующий класс, играют ансамблем в четыре руки (оба исполнителя учащиеся), аккомпанируют шумовому оркестру, научились пользоваться дыханием, усвоили элементарные теоретические знания по программе сольфеджио. Дети эмоционально, адекватно реагируют на прослушанные музыкальные тексты, различают основные музыкальные жанры.

Благодаря занятиям в музыкальном классе, глухие дети стали посещать музыкальные спектакли, стараются показать свое владение инструментом при любой возможности: дома, в гостях и везде, где видят фортепиано. Восприятие окружающего мира учащимися обще-музыкального класса более глубокое, красочное и наполнено музыкальными звуками. А значит и личность детей более целостна.

Музыкальное воспитание традиционно приоритетное направление формирование личности как слышащего, так и человека с нарушением слуха.

Музыкально-эстетическое воспитание предполагает приобщение детей к миру искусства, красоте окружающей действительности, формирование разносторонне-развитой личности. Лев Семенович Выгодский в своем положении о сложной структуре аномального развития психики ребенка отмечает то, что отклонение в развитии детей с нарушением слуха приводит к нарушению связи с социумом, общечеловеческой культурой и подчеркивает, что «физический дефицит вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, педагогически воспитывать глухого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

После моих исследований я согласилась с тем положением сурдопедагогики, что ребенок, имеющий нарушения слуха, может достигнуть того же уровня развития, что и нормально слышащий ребенок, но с помощью специальных способов и средств.

Мои исследования привели к тому, что человек с нарушением слуха воспринимает музыку прежде всего на основе:

  • Слуха

  • Зрительного восприятия

  • Вибрационной чувствительности

И.С. Белик предлагает новый подход-обучение игре на инструменте и пению. Работа направлена на развитие:

  • Методической памяти

  • Внутреннего музыкального слуха

Уметь слушать себя и исправлять ошибки при пении и игре на инструменте.

Успехи в этой работе, если добились результата, не хуже чем у слышащих, но используется больше времени.

Мелодический слух и память у человека закладывается очень рано, еще до рождения.

Цель Грачевой Елены Юрьевны: приобщение детей к общечеловеческому музыкальному наследию.

Задачи:

  1. Чтобы дети могли играть, аккомпанировать, петь.

  2. Научить детей самостоятельно выступать на концертах, вне школьных стен.

И эти задачи на данный момент она выполнила, что показали и мои исследования.

Я пришла к выводу, что на сегодняшний день эта тема очень актуальна и требует глубочайшего изучения, доработки, применения в практике, распространения опыта. И какую же величайшую силу имеют всего семь, но не просто нот, а «Семь волшебных нот».