velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 18»


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

В.Я. ЕРОШЕНКО


Шеховцов Иван

обучающийся 8 «В» класса

МБОУ «Гимназия №18»

Лукьянова

Светлана Александровна, учитель

начальных классов

МБОУ «Гимназия № 18»


Гребенщикова

Вера Афанасьевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Гимназия № 18»


Старый Оскол

1


СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление ……………………………………………2

2.История создания музея В.Я. Ерошенко …………….2

3. Заключение…………………………………………….. 6

4. Приложение №1………………………………………..7

5. Приложение №2………………………………………..8

6. Приложение №3………………………………………..9

7. Приложение №4……………………………………….10

8. Приложение №5……………………………………….11

9. Приложение №6……………………………………….12

10. Приложение №7……………………………………...13

11. Список литературы…………………………………..14


2

В нашей гимназии большое внимание уделяется краеведению. Походы по родному краю, экскурсии, выставки, уроки литературы, истории, знакомство с историей семей учащихся – всё это обогащает нас новыми открытиями, делает нашу жизнь увлекательной и полезной. Полезной потому, что мы щедро делимся с окружающими всё новыми и новыми находками.

« … В селе Обуховка есть музей Василия Яковлевича Ерошенко. Впервые я услышал об этом человеке от своего дедушки, Шеховцова Валерия Давыдовича. Признаюсь, был приятно удивлён, узнав, что инициатором создания музея и был мой дедушка.

Данная тема достаточно актуальна на сегодняшний момент. Каждый человек должен знать историю своего родного края, знать имена людей, которые прославили наш край своим неустанным трудом, творчеством. Почему о нём не знают все?


^ Цель работы: проследить историю создания музея В.Я. Ерошенко в селе Обуховка, найти тех людей, которые стояли у истоков создания данного музея.


Задачи:

1) отследить этапы создания и развития музея В.Я. Ерошенко;

2) выявить, какова роль музея в наши дни;

3) что я узнал о В.Я. Ерошенко, работая над проектом.

В начале 80-х годов в одной газете он прочитал заметку о В.Я. Ерошенко. И дедушке захотелось узнать как можно больше о жизни Василия Яко-влевича. Он написал письмо в Москву, в библиотеку имени Ленина. Ответ пришёл такой, что с частными лицами библиотека не работает. Тогда дедушка обратился к начальнику отдела культуры Александру Афанасьевичу Калачёву. Он попросил сделать официальный запрос на материалы о Василии Ерошенко.

Вскоре из библиотеки прислали первый материал о Василии Яковлевиче. Но на этом поиски не закончились. Во время отпуска Валерий Давыдо

3

вич едет в Москву. Там он встретился с писателем литературной газеты, эсперантистом, переводчиком японского и китайского языка Р. Белоусовым, учеником Ерошенко – В. Перимным. Дедушка посетил места, которые были связаны с жизнью и творчеством Василия Яковлевича. В Москве он узнал много интересного об этом человеке

Вернувшись в Старый Оскол, Валерий Давыдович обратился к директору городского краеведческого музея Надежде Егоровне Чмиль с предложением создать в музее уголок, посвящённый памяти Василия Ерошенко. Это предложение охотно было принято.

История слепого музыканта, поэта, исследователя настолько увлекла дедушку, что он даже закончил заочно курсы изучения эсперанто.

Затем он ведёт переписку с эсперантистами из Читы, Челябинска, Китая и Японии. Придя с работы, он допоздна работал над переводами писем с эсперанто. Валерий Давыдович встречается со многими людьми, знавшими В.Я. Ерошенко. Особенно дедушке запомнилась встреча со студентом Воронежского государственного университета факультета журналистики, из Китая, который привозил экспонаты для музея. Он не только хорошо говорит на русском и эсперанто, но поразило то, с какой теплотой и любовью он говорил о Василии Яковлевиче.

Эта встреча и побудила моего дедушку создать филиал городского краеведческого музея в селе Обуховка, и тем самым показать, что Василия Яковлевича Ерошенко помнят на Родине.

Материалы и экспонаты хранились в краеведческом музее. Мой папа с гордостью вспоминает, что держал чернильницу – ракушку, которой пользовался Василий Яковлевич. Но дом, в котором жила семья Ерошенко, был разрушен. Всё пришлось восстанавливать по чертежам, заново отстраивать В данной ситуации снова пришёл на помощь начальник отдела культуры Александр Афанасьевич Калачёв.

За короткий срок дом был построен. На открытие музея Валерий Давыдович разослал приглашения в Москву, Читу и другие города. Уже после открытия дома – музея из Китая приезжал Павел Коровяковский, обозреватель китайского телевидения. И сейчас в этот небольшой скромный домик идут и едут люди, чтобы соприкоснуться с судьбой этого человека. Встречаясь с посетителями музея, дедушка охотно делится с ними собранными материалами.

4

Так и я узнал историю жизни В.Я. Ерошенко. 13 января 1890 года в селе Обуховка Курской губернии (ныне Белгородской области) в крестьянской семье родился мальчик Василий. В 4 года Ерошенко заболел корью. Его бабушка отнесла в церковь, чтобы за него помолились. Но вскоре ему стало ещё хуже, и он ослеп. Детская память сохранила лишь смутное воспоминание о цвете неба, голубя, и ещё он помнил лицо матери. Семья, в которой рос Василий, была дружной и трудолюбивой. Его ни к какой работе не принуждали, но и не мешали, когда он брался нащипать лучины на растопку или принести из сарая охапку дров.

В 9 лет Василий Ерошенко был зачислен воспитанником приюта Московского Общества воспитания и обучения слепых детей. Эта школа была закрытого типа. Любое проявление любознательности воспитанников, любой их вопрос, выходящий за рамки дозволенного, вызывал гнев учителей. Сдав 15 мая 1908 года экзамены, Василий Ерошенко покинул школу и вышел в самостоятельную жизнь. Он получил квалификацию специалиста – ремесленника по щёточному и корзиночному делу, профессиональную подготовку музыканта – скрипача.

Восемнадцатилетнему Василию, как выпускнику, дали место второй скрипки в оркестре для слепых. Он играл в ресторане «Якорь». За это получал 100 рублей в месяц.

Кто знает, как сложилась бы его судьба дальше, если бы не встретилась на жизненном пути Анна Николаевна Шарапова, журналистка по образованию. Она возглавляла курсы эсперанто, пригласила и молодого Василия, поразившего её до глубины души своими суждениями, интеллигентностью. 6 февраля 1912 года Василий Яковлевич берёт отпуск и едет в Лондон, чтобы посмотреть, как обучают английских слепых. В этом ему помогает Анна Николаевна Шарапова. Осенью того же года он возвращается в Россию, а в апреле 1914 года уезжает в Японию. С этого момента начинаются его путешествия по странам Востока.

Целью поездки Василия Яковлевича было познакомиться с делом обучения слепых в Японии. Для этого он ещё в Москве изучает японский язык.

В Токио Ерошенко заводит первые знакомства. Знакомится с Акитой Удзяку, с Цурута Горо, с Накамура Цунэ, с Такэхиса Юмэдзи, с Камити Итико, с Катагами Нобуру, с Осуги Сакаэ и другими. В Японии простодушие и мудрость его сказок, дружественный порыв его сердца оценили многие: он

5

стал известным писателем, а со временем, можно сказать, и классиком детской японской литературы.

Акита Удзяку называл своего русского друга «революционером по натуре».

В Китае русским поэтом восхищался Лу синь. Их высокие чуткие души глубоко понимали друг друга. Безусловно, существует «тайна Ерошенко», которую до конца не раскрыть. Он был гением преодоления недуга, победителем его родных сестёр – неподвижности, косности, забитости. Ерошенко обрёл объёмное зрение многоязычья: он в совершенстве овладел многими языками, овладел настолько, что как писатель состоялся прежде всего на японском языке и на языке эсперанто. Предложенные самой судьбой условия почти неразрешимой задачи он бесстрашно принял и блестяще доказал, что она может быть решена.

Последние годы жил в родном селе Обуховка. Умер писатель 23 декабря 1952 года, похоронен на гражданском кладбище.

Работая над данной темой, я ещё раз убедился в том, что В.Я. Ерошенко особенный человек, он настоящий Человек (я не ошибся, написав это слово с большой буквы). Не растерялся в огромном мире, сумел сделать свою жизнь полезной. Долгое время, неизвестный миру, но более всего неизвестный в своём Отечестве, он шёл как бы «путём зерна» - дабы, умерев, возродился. И он возродился, вернулся к нам своими произведениями.

Ещё я очень благодарен дедушке, Шеховцову Валерию Давыдовичу. Это наглядный пример целеустремлённости человека, не жалеющего ни времени, ни сил, чтобы добиться поставленной цели. Это настоящий россиянин, который дорожит памятью прошлого.

Думаю, что в будущем я продолжу работу по изучению жизни В.Я. Ерошенко, может быть, узнаю и историю села Обуховка (это же родина писателя). А поможет мне в этом мой дедушка. Ребята, услышав мой рассказ, захотели встретиться с Валерием Давыдовичем. И вот я пригласил на классный час своего дедушку. Притихшие ребята слушают, затаив дыхание, рассказ Валерия Давыдовича.

«…Впервые прочёл об этом человеке в газете «Зори». Статья была написана рабкором, фамилии, к сожалению не помню. Столько лет прошло…

6

До глубины души затронула судьба этого слепого писателя. Стал собирать материал, нашёл в библиотеке сказки Ерошенко. Прочёл, понравилось. И пришёл к выводу: чтобы до конца познать глубину его мысли, надо читать много других книг, в которых рассказывается и о судьбе писателя.

Читал ночами, после работы. И увлекался всё больше и больше. Однажды задумался, что было бы здорово открыть музей В.Я. Ерошенко. Поделился своими мыслями с А.А. Калачёвым и Н.Е.Чмиль (бывший директор краеведческого музея, ныне покойная). Им понравилась моя идея. Была проделана огромная работа. Об этом долгий рассказ. Встречался с людьми, которые знали В.Я. Ерошенко. Об этом, я думаю, рассказал мой внук, Шеховцов Иван. Сейчас музей работает ежедневно. Много гостей встречает дом В.Я. Ерошенко. Я неоднократно бывал в этом музее и один, и с внуком Ваней. В нашей семье по-настоящему гордятся земляком», - закончил рассказ этот немногословный и, на первый взгляд, суровый человек.

Ну а мы с ребятами ещё раз убедились, что «можно любые задачи на свете решить, коль вычесть уныние, волю умножить, упорство придумать, любовь разделить». Убедились и в том, что в нашем городе живут люди неравнодушные, целеустремлённые, ищущие. О таких можно с уверенностью сказать: «Старость его дома не застанет – он в дороге, он в пути».


7

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазарев, В.Я., Першин В.Г. Импульс Ерошенко, или Преодоление разобщённости / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. – 144с.

  2. Ерошенко В.Я. Бирманская легенда / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. –с. 80 – 92.

  3. Ерошенко В.Я. Трагедия цыплёнка / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. – с. 93 – 95.

  4. Ерошенко В.Я. Рассказы засохшего листа / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. – с. 96 – 98.

  5. Ерошенко В.Я.Лошадь, которая зовётся человеком / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. – с.98 – 100.

  6. Ерошенко В.Я. Цветок справедливости / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. –с. 101 -108.

  7. Ерошенко В.Я. Четыре стихотворения в прозе / В.Я. Лазарев, В.Г. Першин. – М. : ТПО ТАМП, 1991. – с. 108 – 110.

  8. Никулов А.П., Григорьев Э.И. Старый Оскол 1593 – 1993 / А.П. Никулов, Э.И. Григорьев.- Белгород, 1992. – 112с.