velikol.ru
1

И.В. Редькин (Институт государства и права РАН)

«Правовое регулирование российской энергетики в условиях глобализации»

1. В XXI веке вопросы энергообеспечения начинают играть все более определяющую роль во внутренних и международных отношениях. Правовое регулирование энергетики в России должно осуществляться с учетом объективного фактора глобализации отношений в этой сфере.

Основными факторами влияющими на правовое регулирование энергетики в России являются интеграционные процессы в энергетической сфере. В современный период набирает темпы процесс создания общих (международных) рынков газа, электроэнергетики, нефтепродуктов в Европе и Азии. Приняты новые директивы ЕС в сфере энергоснабжения (2003/54/EC) и газоснабжения (2003/55/EC), создающие общий формат либерализации соответствующих рынков для 25 стран – членов ЕС. Между тем, процессы либерализации рынков газа и электроэнергии идут в странах Европы медленно и неравномерно. Как отмечается в Европейской стратегии устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики (2006г.), Европа еще не создала полностью конкурентоспособные внутренние рынки энергии. Согласно Европейской стратегии для достижения этой цели должна быть разработана, принята и применена на практике эффективная законодательная и нормативная база. 1

2. В ходе энергодиалога ЕС – Россия и стран «группы восьми» (G8) активно поднимаются вопросы энергетической безопасности, под которой понимают прежде всего создание единой и надежной системы энергоснабжения Европы. Термин «энергетическая безопасность» воплощает одностороннюю концепцию обеспечения интересов западных стран в энергетической сфере и не учитывает интересов поставщиков энергоресурсов. Для России актуально выдвижение более сбалансированной национальной и международной концепции «энергетической безопасности», учитывающей разносторонние интересы поставщиков и потребителей энергоресурсов.

3. Вступление в ВТО еще более ускорит процесс вовлечения России в экономическую глобализацию и сделает его необратимым. Особенностью правовой системы ВТО является то, что обязательства, принятые ее участниками, не требуют специального закрепления в национальных правовых системах. Однако потребность реализации обязательств в рамках ВТО заставляет создавать в национальных правовых системах соответствующие институты и процедуры.2

В Европе звучат призывы к России ратифицировать Договор к Энергетической хартии, членами которого являются 51 страна Европы и Азии.3 ДЭХ и Транзитный протокол к нему обязывают стран – участниц обеспечивать свободный доступ к национальной системе трубопроводов и осуществлять транспортировку энергоносителей, принадлежащих третьим странам, по внутреннему транзитному тарифу.

Изложенное свидетельствует о высокой активности международных интеграционных процессов в энергетической сфере, что актуально для России в целях совершенствования национальной модели регулирования энергетических отраслей.

3. Глобализация энергетических рынков и создание общих рынков газа, нефти, электроэнергии стимулирует процесс интернационализации законодательства в этой сфере. В качестве основных способов интернационализации права в юридической литературе называются рецепция, гармонизация и унификация права.4

В России процесс интернационализации энергетического законодательства идет медленно и неравномерно по разным отраслям. В настоящий момент можно уверенно говорить только о рецепции российским законодательством отдельных положений из зарубежных правовых систем. Что касается гармонизации и унификации права, то данные процессы интернационализации правового регулирования развиваются менее активно.5

Целесообразна гармонизация правовых институтов, функционирующих на стыке национального и международного права. Возможна рецепция позитивного европейского опыта в сфере регулирования инфраструктурных отраслей в качестве «услуг общего экономического интереса».6 В рамках этой новой концепции электроэнергия и газ поставляются потребителям на универсальных принципах доступности, надежности, безопасности, бесперебойности и т.д. Требует серьезного развития правовой институт защиты конкуренции и укрепления рыночных основ в энергетической сфере. Не решены острые вопросы энергоэффективности российской экономики и энергосбережения. Полагаем, что роль правового регулирования в решении указанных задач является ключевой.

4. Вместе с тем, вопросы эффективного правового регулирования национальной энергетики еще далеки от своего решения. В 2003 г. Россия вступила на путь масштабной либерализации электроэнергетики и находится в состоянии переходного периода к созданию конкурентного рынка. Законодательство в этой сфере еще не сформировалась и требует серьезного внимания со стороны государства. Полное открытие рынка для конкуренции намечается на 2011 год. В сфере газоснабжения и нефти либерализация рынка пока не намечается. Не определена даже концепция возможных преобразований. Предполагаются отдельные улучшения, не затрагивающие сложившейся системы в целом. Так, с 2006 г. осуществляется продажа газа с помощью «биржевых технологий» по свободной цене. Планируется создание нефтяной биржи. Но это не решает системных регуляторных проблем доступа к инфраструктуре и отсутствия полноценной конкуренции в этих сферах. Очевидно, что в ближайшие годы придется создавать более совершенные правовые и экономические механизмы распределения энергоресурсов внутри страны. Они должны стимулировать энергосбережение, инвестиции в добычу и транспорт энергоресурсов, справедливую конкуренцию и прозрачность отношений для потребителей.

5. Происходящая интернационализация российского права в сфере энергетики отражает необходимость учитывать международные тенденции и обязательства. Выработка правильной политической доктрины в вопросах глобальной энергетики, не отменяет необходимости качественного правового регулирования как внутренних энергетических рынков, так и рынков международных. Поэтому роль правового регулирования в этом процессе представляется ключевой.

1 См.: Европейская стратегия устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики (Зеленая книга 2006 г.) // Энергетическая политика. М.: ГУ ИЭС, 2007, С. 7.

2 См.: Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М. 2003, С. 84-85.

3 См.: Мифические угрозы // Ведомости, 05.06.2006 г.

4 См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.2000, С. 44.

5 Процессы унификации и гармонизации правового регулирования в энергетической сфере стоят в современной повестке дня таких международных организаций с участием России как ЕврАзЭС и ШОС. См.:подробней: Нас объединит энергетика // Парламентская газета. 12.09.2007


6  Термин «услуги общего экономического интереса» используется в Статьях 16 и 86(2) Договора об учреждении ЕС. В 2003 году в Европейском союзе по результатам издания «Зеленой Книги по услугам общего значения» была инициирована дискуссия о публично-правовой модели регулирования широкого спектра публичных услуг. Cм: Green paper on services of general interest //Commission of the European Communities, Brussels, 21.5.2003 //COM(2003)