velikol.ru
1


Обсуждение книги В. Пикуля «Мальчики с бантиками».


Юность – это пора самоопределения, пора надежд и поиска. Для любого поколения пора юности – это всегда пора тревог, это период формирования идеалов, пора раздумий о «времени и о себе».

Но время войны – это юность «… была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса…

Эта книга посвящается юности – нелёгкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать.

Тогда было суровое время и мы были готовы жертвовать.» Прочесть № 1. с.211

И сегодня я вас приглашаю к разговору о времени, о себе, о героях этой замечательной повести, которым в то нелёгкое время было 13, 14, 15 лет, как и вам сейчас.


Название каждой из пяти частей повести имеет глубокий смысл, давайте попробуем в этом разобраться.


Часть первая. КОЛЕСО


  1. Кто главный герой книги? Почему так названа первая часть?

Прочесть из книги: «Наступила иная пора жизни, которую он ещё не знал, как назвать, но в которой нужно было отыскивать своё место». Прочесть № 2С. 216

2. «В эту ночь он явственно ощутил, что детство кончилось». Почему? С какими трудностями встретился Савка в первой главе?

(«Отбор в юнги шёл безостановочно, жестоко разделяя мальчишек на годных и негодных, на счастливых и несчастливых».

Знаменитый приказ № 227, девиз «Ни шагу назад» зачитывался только перед военными.

^ Савка уяснил для себя житейскую истину: одна ложь цепляет за другую, и из маленькой лжи вырастает большая ложь» (при поступлении с Витькой Синяковым).


Часть вторая. ^ ГАВАНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ


Есть утверждение, что флот – это романтика. Главный герой повести так рассуждает: « Романтика – фея нежная и весьма капризная. С нею надобно обращаться осторожно. Для тех, кто действительно любил флот, трудности только укрепляли его 6ости » Прочесть № 3. с. 246.

  1. Согласны ли вы с утверждением главного героя, что путь к романтике лежал через преодоление трудностей?


Павших должны были заменить юнги. Хотя по званию они и ниже краснофлотца, но Школа юнг должна дать им полный курс обучения старшин флота. (с. 247).

Школа юнг строилась на голом месте и голыми руками (землянки), они глотали суп пополам с дождём, они ели кашу, присыпанную снегом. Слова «я не умею» не принимались во внимание…Построена флотская база, большой учебный комбинат…

Юнги уходили на боевые корабли… Здесь тоже быть школе. Только не той, которая чинно выводит в институт, – эта выведет их прямо в море. Здесь они получат право сражаться наравне со взрослыми.

Среди прочих обязанностей была и караульная служба – чёткая и строгая и в караул юнги заступали с дырявой винтовкой. Поэтому следующий вопрос:

  1. Какая черта характера проявилась у Огурцова со случаем с дырявой винтовкой? (С. 266,260 268 дырявая винтовка для макетной видимости. Диверсанты с. 277) Беспомощность? Сила воли?...

№ 4 С. 280 Прочесть: «Разговор третий».

Итак,

Часть третья.^ ИСТИННЫЙ МЕРИДИАН


  1. Что, по-вашему мнению значит выражение «найти истинный меридиан». Нашёл ли его главный герой в жизни?

Не уроки, а боевая подготовка

Флот равняется по-истинному курсу, в основе которого лежит прямая и чёткая линия между полюсами – истинный меридиан. А даёт этот курс гироскопический компас…

Прочесть с. 310. № 5.

В этой главе описан случай с вареньем. Коля Поскочин съел банку варенья, а на собрании в его защиту выступил Джек Баранов (комсорг) и сказал, что Поскочин поступил по законам морского братства. Согласны ли вы с этим?

Борьба за первенство в учёбе.

Савка Огурцов нашёл свой истинный меридиан, он «шёл» своим истинным курсом – на флот. Он закончил школу юнг. Но каникул не было, ведь на войне каникул не бывает.


Часть четвёртая. ^ БЕЗ КАНИКУЛ


6. «У них не было прошлого – они уходили в будущее!». Так ли это по-вашему мнению? Что ожидало юнг в будущем?

В этой главе юнги много рассуждают о своих планах. (Балтика, Черноморский флот, Северный, Тихоокеанский). Это мой долг – учиться хорошо. Служить буду на любом. С. 343. Юность жила ожиданием.

№ 6. Прочесть с. 349 «Он, он плыл. Он победил себя и победил свои страхи… С. 349

«Выпуск близился, и враг почуял это». Но враг просчитался. Коля Поскочин: «Чем труднее в юности, тем легче в жизни. Надо понимать».

Аграмов провожал на битву юное поколение – юнг.


Часть пятая. ^ ДЕРЖИСЬ КРЕПЧЕ!


  1. Ленточка на бескозырке – это значит юность закончилась?

№ 7. Прочесть с. 392 «Моё дело на войне – маленькое, но важное. И я уже вполне дорос до понимания своей великой ответственности. Что я могу сделать для победы, я, конечно, сделаю…»

  1. Что по-вашему, значит выражение «В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего мёду».


Итог:

  1. На кого из героев ты бы хотел быть похожим?

  2. Есть ли в повести отрицательные персонажи? (Витька Синяков)

  3. Какие черты характера воспитывает у молодого человека флот? (Флот смолоду приучает к дисциплине, выносливости, умению терпеть и ждать, к ответственности – за каждое слово, каждый жест)


«Мальчики с бантиками» – это приглашение к раздумью над до конца не разрешённой загадкой: как и почему на такой трудной, суровой и неухоженной почве вырастают личности такой внушительной величины.


Вопросы в конвертах


  1. Какими ремёслами и профессиями владели монахи в Соловецком монастыре? С. 240.

(пять заводов, где строили пароходы и лили сталь. Они были капитанами и механиками собственного флота. Они были художниками, картины которых попали в Третьяковскую галерею. У них работали свои типографии и литографии. О ни были сукноделы, фотографы, кузнецы, гончары, ювелиры, огородники, сыровары, сапожники, архитекторы, скотоводы, рыбаки, зверобои, косторезы…Невозможно перечислить ремёсла, которые процветали на Соловках!). Они соединили острова архипелага дамбами, а между озёрами прокопали судоходные каналы; системы шлюзов, водяных мельниц и подземных туннелей были достойны восхищения! На Соловках был создан первый в России «небоскрёб» – храм Преображения, выше московского Успенского собора…

В 150 верстах от Полярного круга иноки выращивали в оранжереях дивные цветы, а в парниках вызревали арбузы, дыни, огурцы и даже персики.

2. «Я привык обкладывать себя книгами на тему, которая мне малоизвестна или непонятна.» С. 243.

На какие темы автор видел у Огурцова книги: (древнерусская живопись, по тропической медицине, абстрактное искусство).

3. Типы и названия каких кораблей встретились в тексте книги? («Волхов» – войсковой транспорт, госпитальное судно, линкольн «Архангельск», эсминец, миноносец «Грозящий», сторожевые корабли «»Ураган», «Вихрь» и другие).

4. Что означают цвета на Андреевском флаге: синий и белый цвета.

(Белизна – благородство и воинская честь, синий – безупречность в верности долгу.) с. 285, Часть 3-я

  1. На гвардейском флаге – чёрно-оранжевая лента. Что означают эти цвета?

(Эти цвета означают огонь и дым сражений, в которых кораблём завоёвана особая честь…).