velikol.ru
1

Экономическая история и функционирование современного общества демонстрируют множество примеров особых продуктов человеческой деятельности, производство и потребление которых не вписываются в стандартные границы рыночных отношений и сопровождаются регулярными интервенциями государства. В разных странах и исторических эпохах существовали различные виды этих товаров и услуг, названные «опекаемыми благами» (Рубинштейн (2008а)). Наверное, каждый может привести немало таких примеров, и многие задаются вопросом, почему государство и раньше, и теперь расходует весьма значительные средства на финансирование «опекаемых благ»1.

При этом стандартная теория, если и сформулировала ответ на данный вопрос, то лишь для отдельных видов опекаемых благ, так или иначе связанных с провалами рынка или этическими мотивами. В возникшей теоретической мозаике обнаруживаются две особенности: с одной стороны речь идет о разновидностях рынка товаров и услуг, попавших под общественную опеку, с другой стороны, традиционная теория, рассматривая их всякий раз как специальный случай, не имеет целостного описания таких рынков.

Для построения же общей концепции опекаемых благ нужны ответы как минимум на следующие вопросы: во-первых, какие товары и услуги следует относить к классу опекаемых благ, во-вторых, какова мотивация общественной опеки, в-третьих, как меняются условия равновесия для рынков таких благ, в-четвертых, посредством каких механизмов реализуется общественная опека? И если первый и третий вопросы в какой–то мере уже обсуждались (Рубинштейн (2009а, 2010a)), то мотивации общественной опеки и механизмы ее реализации требуют дополнительных изысканий. Некоторым аспектам таких исследований, посвященным анализу взаимосвязей опекаемых благ с процессами «выхода» из Парето оптимума (генерирование неэффективных равновесий) и его восстановлению (формирование эффективных равновесий) в результате институциональных трансформаций, посвящен настоящий доклад.


1 В качестве примера приведу расчеты В. Баумоля в отношении размеров общественного финансирования Дионисийских театральных фестивалей в древней Аттике. «Несмотря на значительные финансовые вложения Хорегов, общественные фестивали требовали существенных общественных затрат. Бюджет на эти цели оценивался Митчеллом минимум в 40 талантов в год (около 3/4 миллиона долларов по нашему обменному курсу) при общем годовом бюджете порядка 700 талантов (около 12 миллионов долларов). Таким образом, затраты на фестиваль составили более 5% годовых расходов бюджета государства, включая расходы на «военные и морские силы» (Ed. Ruth Towse (1997)). К этому историческому примеру можно добавить слова К. Эрроу, который указывает, что более двух третей современного бюджета США расходуются на общественно полезные мероприятия, не имеющие отношение к исправлению ошибок рынка (Эрроу (2010, с.22)).