velikol.ru
1

Как выбрать тему проекта?

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В Новое время термин проект связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

^ Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Тема отражает характерные черты проблемы.

Все темы можно разделить на 3 группы:

-фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;

-эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;

-теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Выбор темы – это организуемая и координируемая воспитателем процедура, реализуемая в виде диалога, результатом которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями воспитателя.

Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий его аспект.

Темы могут быть самыми разными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию.

Выбрав тему, воспитатель составляет ее матрицу, фиксируя предполагаемые проекты для раскрытия темы и намечая предполагаемые источники информации.

Очень важно разграничить понятия «тема» и «проект». Тема – это постижение нового, а проект – осуществление замысла.

Один из наиболее эффективных способов разработки темы связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  1. Что мы знаем?

  2. Что мы хотим узнать?

  3. Что мы узнали?

Сначала воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они знают об определенном предмете или явлении.

Для того чтобы в процессе сбора информации она была систематизирована, воспитатель организует выбор детьми тех или иных областей внутри темы.

Свой выбор дети делают самостоятельно, но воспитатель может предложить их вниманию те или иные не замеченные детьми аспекты темы. Разные области интересов внутри темы, предлагаемые воспитателем, могут пересекаться между собой, чтобы при любом выборе детей значительная часть сведений по теме была получена. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребенка, создает для него ситуацию свободы выбора.

В процессе выбора областей внутри темы их совокупность бывает удобно изобразить на схеме, называемой «паутинка темы». В центре схемы располагается название изучаемой темы, а на расходящихся в разные стороны лучах записывается название областей интересов внутри темы. Если какой-либо аспект подразделяется на ряд других, то лучи разветвляются.

  В начале работы над темой эта схема упрощена и скорее напоминает солнышко с лучиками. Название «паутинка» схема начинает оправдывать позже, когда каждый аспект, точка зрения, станет подразделяться на несколько других. Например, рассматривая какую-либо тему в историческом аспекте, можно рассматривать ее в истории разных народов мира.

^ Чтобы правильно выбрать тему проекта:

Проанализируйте потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

В качестве примера предлагаю познавательный проект «Зайка» во 2 младшей группе

Цель: Познакомить детей с животным леса – зайцем, дать представление о зайце, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями. Обогатить и активизировать словарь по теме . Воспитывать заботливое отношение к животным.

Задачи проекта:

1. Дать элементарные знания о жизни зайца;

2. Формировать интерес к диким животным.

3. Воспитывать доброе и заботливое отношение кним.

Актуальность

Д

ети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании дикого животного зайца. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к теме – дети пытались рисовать зайчика, обращали внимание на иллюстрации из книг. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о зайце.


^ Перспективный план работы над проектом

Сроки выполнения

Содержания

Сентябрь

1. Беседа о зайце: особенности внешнего вида, среда обитания

2. Рассматривание картины «Зайцы»

3. Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух»

4. Д/и «Разрезные картинки»

Октябрь

1. Знакомство с зайцем – беляком: особенности внешнего вида, среда обитания.

2. Составление описательного рассказа о зайце

3 Настольный театр «Заюшкина избушка»

4. Лепка «Морковь для зайца»

Ноябрь

1. Беседа о зайце русаке: особенности внешнего вида, среда обитания

2. Загадывание загадок о зайце.

3. Д/и «Узнай сказку по иллюстрации»

4. Рисование травки для зайчика



Сценарий презентации проекта «Зайка- заинька»

Ведущая: Добрый день ребята, уважаемые родители, гости! У меня сегодня хорошее настроение. А у вас? (ответ) Мы постараемся сделать так, чтобы настроение у Вас стало еще лучше! Сегодня у нас праздник, так как мы открываем наш мини – музей.

А вот о ком он, узнаете если отгадаете загадку:

Ребенок:

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (Заяц)

Ведущая: Зная, что все любите путешествовать. Поэтому предлагаю сегодня отправиться в увлекательное путешествие на лесную поляну в гости к зайцу Прошке. А туда просто так не дойдешь, устанешь. Как же быть? Наверное надо на чем – нибудь доехать. На чем же? (ответ) Давайте сегодня отправимся в путешествие на автобусе. Занимайте свои места. (Дети выполняют движения согласно текста)

^ Звучит музыкальное произведение «Автобус».

Ведущая: Вот мы и приехали на лесную полянку.

Из автобуса выходите,

И немного отдохните

(Дети садятся на стульчики)

^ Звучит грамзапись: «Звуки – леса»

Влетает сорока.

Сорока - белобока:

Кар – кар – кар,

Я, Сорока – белобока,

По лесу гуляла

По полю скакала,

Маленьких детишек искала

Принесла я Вам письмо,

Вот от зайчика оно

Беда, беда, ох, беда!

Ведущая: Успокойся Сорока – белобока, что ты так разволновалась?

(Читает письмо)

^ Письмо

Ребята, мои запасы еды закончились, кушать больше нечего. А голодный я не смогу, убежать от врагов. Помогите!

Ведущая: Где же живет заяц, как найти его дом? Об этом нам расскажет Даша В.

Ребенок: Зайцы живут в лесу. Их дом под кустом, в ямке или в норе.

Норку заяц роет сам, чтобы спрятаться от врагов.

Ведущая: (Под кустом находит плачущего зайца Прошку)

Вот он какой заяц Прошка.

Ребенок: Глаза большие у зайчишки

Как шарик, маленький хвостишка,

А ушки к голове прижаты

На нас он смотрит плутовато

Ведущая: Зайка, ты нас не бойся, мы с ребятами тебе поможем. А чем же мы накормим зайку, ребята? (морковкой, капустой, …)

Что еще ест зайка?

Об этом нам расскажет Ваня К. с мамой

Ребенок:

Мы с мамой узнали, что ест заяц

Летом он ест разные травы, семена, ягоды,

Яблоки, Листья, морковку и капусту.

Зимой веточки и кору деревьев.

А еще зайцы могут ловить и есть полевых мышей.

^ Игра «Собери овощи для зайки»

Ведущая:

Перестал наш зайка дрожать, видно хочет играть.

Поиграем с зайчиком?

Физминутка: «Зайка серенький сидит»

Ведущая: К зайцам все не справедливы

Говорят, они пугливы.

Ребенок:

До чего хорош зайчишка,

Пусть немного он трусишка,

Он от волка убегает

Только пяточки сверкают

^ Сорока - белобока:

Кар – кар – кар!

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой

Лучше ты побереги

Хвостик свой малюсенький.

Ведущая:Кого же зайцу Прошке остерегаться в лесу, расскажет Никита Б.

Ребенок: У зайца много врагов: волки, лисы, собаки, куницы и хищные птицы. По сугробам заяц бежит как на лыжах. Собаки его не догонят. Если нападет орел, он ложится на спину и отбивается задними лапами

Ведущая: Как же еще спасается заяц от врагов?

Ребенок:

В лесу недолго до беды

Но заяц не простак

Умеет запутывать следы

Вот так, вот так, вот так!

Туда – сюда петляет след

Вперед, назад и в бок

Где заяц был, там зайца нет

Прыг скок, прыг скок, прыг скок!

Ребенок:

Заяц по лесу гуляет

Меж деревьев след петляет,

Чтобы волку и лисе

Не догнать его совсем

^ Игра «Зайцы и лиса»

Сорока - белобока:

Кар – кар – кар!

Как же заиньке в лесу

Обхитрить волка и лису

Ребенок:

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год

Шубка – серая для лета

Для зимы – другого цвета

Ведущая: А какого же цвета шубка у зайца зимой? Почему?

(дети отвечают на поставленный вопрос)

^ Сорока - белобока:

Кар – кар – кар!

Заяц Прошка в лесу не скучает

Он с друзьями весело играет.

Ведущая: О друзьях Прошки расскажет Захар П. и Вика Б

(по иллюстрациям на центральной стене)

Ребенок:

Это заяц – беляк

Он живет в лесу

Передвигается заяц прыжками

Днем отдыхает под кустом или в траве,

А ночью питается корешками, травой и корой деревьев.

Ребенок:

Это заяц – русак

Шубка у него буро-рыжего цвета,

Поэтому его называют рыжим

Он очень быстро бегает

И имеет свой запах

Ведущая: Сорока – белобока, по твоей просьбе мы с ребятами помогли зайцу Прошке. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Досвидания.

Сорока - белобока:

Кар – кар – кар!Досвидания.

(Дети садятся в автобус и под музыку возвращаются в детский сад)

Рубрика «Окно» (родители)

ИТОГ:

Спасибо ребята и гости!

Потрудились все от души

Зайцу Прошке помогли

Воспитатель высшей категории

МДОУ №38 ДС «Гвоздика»

Ткаченко Валентина Николаевна