velikol.ru
1

Как работали славяне?


Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.


Как помогали друг другу


Никогда славянин не оставлял своего брата , соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, рожай, делились друг с другом .Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.


Как принимали гостей


В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

А еще в каждом доме угощали квасом.


Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте

и культуре славянского народа.


Задачи:


  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

исследовательской работы.

  1. Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.

  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян



Оборудование:


- учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» часть 2

- ИКТ (презентация)

- карточки с заданиями 2 вида

- кукла из мочала (образец)

- карта-схема по технологии изготовления куклы

- мочало

- энциклопедия

- славянский костюм для девочки и мальчика

- музыкальные инструменты: бубен, ложки

- рушник, каравай

- жетоны для рефлексии


Ход урока:

Орг/этап.

Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)

На вас надеюсь я , друзья

Вы хороший дружный класс.

Все получится у нас!


Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу даль степей

Зеленеется


Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!


- Как называется раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)


- Предлагаю ряд слов:


^ Славяне

История

Предки


-Выберите синонимы.(славяне, предки)

-Кто такие предки? (люди которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)

(Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»)


На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.


-Как рождались имена в далекой древности?


Черныш по цвету волос

Беляй


Бессон по внешности, характеру

Хорош


Семушка порядковый номер ребенка

Пятый

- От какого слова произошло слово «фамилия»? (это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится как «семья»)

(фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов)


(слайд)

Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.


Тема сегодняшнего урока:


«Какими людьми были наши предки


На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы»


1группа работала над вопросом:



  1. ^ Как выглядели славяне.


Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?


Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?


* Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, буд-то маков цвет, шея белая, поступь величавая.


*Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.


*Выступает 1гр. исследователей она расскажет нам выглядели славяне.

(слайд) «Славянская семья»


Как выглядели славяне.


По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.


Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.


*А теперь выполните задание «Собери картинку», нужно составить образец мужской и женской одежды из разрозненных частей. (работа в группах)

Работаем быстро и правильно! (проверка по слайду)


А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею и увидеть…..


^ 2.Как работали славяне.


Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?


*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.


Давайте задумаемся над тем, почему одни люди- трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:

-Тит, иди молотить!

-Живот болит.

-Тит иди кашу есть!

-А где моя большая ложка?


*Выступает 2 гр. Исследователей, она расскажет нам как работали славяне.


Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.


Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)


Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

^ Подбери однокоренные слова: помощь, помогать, помощник.


А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.


Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.


Трудились не только взрослые, но и дети. Например: девочки и мальчики вязали куколки из мочала.

Предлагаю сделать такую куклу.(по карте схеме, которая лежит у вас на парте) (работа в паре)


Физкультминутка: «Ручеек»


Выставка работ.


^ 3. Как защищали Родину.

Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

*3 исследоват. гр. изучала это выражение.


Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский)

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».


Работа в группах. «Собери пословицу»


1.Трусливому и пень волком кажется.

2.Смелость города берет.

3.Кто с Россией не тягался, в правых не оставался.


1.Лучше смерть принять, чем Родину предать.

2.Смелый воин тысячи водит.

3.Честь солдата береги свято.


1.Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

2.Если народ един, он не победим.

3.Нет в мире краше Родины нашей. (проверка по слайду)


Умели славяне не только защищать Родину, но и принимать гостей и отдыхать.


^ Как принимали гостей.

В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».


А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

А еще в каждом доме угощали квасом. (дополн. мат. из энциклопедии)


^ Как отдыхали славяне.


Текст учебника (с. 39)

Дети исполняют.


Колыбельная.

Баю-баю-баюшки

Да прискакали заюшки

Люли-люли-люлюшки

Да прилетели гулюшки

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.


А мы просо сеяли, сеяли

Ой дид - ладо сеяли-сеяли.

А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой дид - ладо вытопчем, вытопчем.

А чем же вам вытоптать, вытоптать

Ой дид - ладо вытоптать, вытоптать.

А мы коней выпустим выпустим, выпустим

Ой дид - ладо выпустим, выпустим.

А мы коней переймем, переймем

Ой дид - ладо переймем, переймем.


Ах утушка моя луговая

Молодушка, моя молодая.

Ой люли, люли, люли, люли молодая /2р.


Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите кто мы?

- Мы славяне! (руки вверх)


Своей статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зовемся ныне - россияне

Издревле кто мы?

- Мы славяне! (руки вверх)


Мы славяне молодые

Чтим предания святые

Наши предки день за днем

Помогают нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ)


Ребята! ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛИ УРОКА

Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том какими людьми были наши предки.


Рефлексия: Мальчик и девочка в славянском костюме собирают «Солнышко» и «Тучку»

Подведение итогов. Выступление библиотекаря.


Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр. « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр. « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают»