velikol.ru
1

Китайская Народная Республика как глобальный актор.

Выполнил: Колягин В.Е.

Государство является бесспорным международным актором. Но не каждое государство мы можем назвать глобальным актором, формой социальной организации, влияющей на глобальные международные отношения, расстановку геополитических сил и функционирование международных организаций, которые также являются глобальными акторами в современном мире. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников глобальных международных отношений, в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Какими основными признаками должно обладать рассматриваемое нами государство, являющееся глобальным актором?

Во-первых, это глобальная повестка дня. Государство, претендующее на звание «глобальный актор» должно учувствовать в максимально возможном количестве, а в идеале, во всех аспектах международной жизни. И занимать в данных отношениях если не лидирующую роль, то, как минимум, оказывающую влияние на принимаемые политические решения, и их реализацию. И так мы переходим ко второму фактору, определяющему субъекта международных отношений как «глобального актора».

Во-вторых, глобальный актор должен оказывать глобальное влияние на международные (или макрорегиональные) процессы. По классификации межгосударственной стратификации, уместным будет заметить несколько признаков сверхдержавы, которая безусловно будет являться глобальным актором международных и межгосударственных отношений:

а) Способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) Способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) Невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции , если в такую коалицию не входит другая сверхдержава. Данный подход описывает не все факторы влияния государства, как глобального актора, потому что система международных отношений претерпела значительные изменения, когда государствам приходиться считаться с ролью негосударственных международных акторов. И тогда логичным становиться то, что государство, являющееся глобальным актором, должно входить в глобальные международные организации, и учувствовать в работе руководящих органов данных организаций. Достижение глобального влияния не возможно без мощной ресурсной базы, что подводит нас к третьему фактору.

В-третьих, глобальный актор должен обладать значительным запасом ресурсов для глобального международного влияния. Важно, что набор ресурсов в данном случае не ограничивается только военным или финансовым потенциалом. Важна энергетическая безопасность глобального актора, если мы рассматриваем в его роли государство. То есть, приток ресурсов должен осуществляться бесперебойно, и глобальный актор должен обладать значительными запасами ресурсов на случай ухудшения международной ситуации.

В данной работе мы рассмотрим и обоснуем существование такого глобального актора современного мира, как Китайская Народная Республика. Рассмотрим его глобальную роль в современном мире с помощью тех критериев, которые были приведены выше.

Политическая повестка дня, поставленная Китайской Народной Республикой, является чрезвычайно разнообразной, и отличается всеобъемлющим охватом проблем и вызовов, с которым может столкнуться глобальный актор. На сегодняшний момент центральными вопросами повестки дня для КНР являются:

- Вопрос ядерной безопасности на Корейском полуострове.

Данный вопрос затрагивает интересы не только КНР, но и соседних государств, таких как Россия, Япония, Южная Корея. КНДР заняла по данному вопросу принципиальную позицию не уступки, и КНР выступает как посредник в многосторонних переговорах между странами, и, в частности, с Организацией Объединённых Наций, принципы которой по данному вопросу устраивают всех акторов, кроме КНДР.

- Проблема перенаселения страны.

На первый взгляд, данную проблему нельзя отнести к разряду глобальных, и, как следствие, к компетенции глобального актора. Но давайте посмотрим в суть проблемы: на данный момент в КНР сложилась ситуация гендерного «перекоса», когда на 100 взрослых мужчин приходиться всего лишь 65 (!) женщин. То есть, накапливается в основном не созидательный, а разрушительный потенциал. Для большинства молодых китайских мужчин одним из пути существования становиться служба в армии. На съезде КПК, состоявшемся в 2006 году, было принято решение, в соответствии с которым к 2050 году армия Китайской Народной Республики должна насчитывать 50 млн. человек. Данный факт указывает на то, что регион Северо-восточной Азии будет максимально милитаризирован, что на фоне существующей рядом армии КНДР (являющейся самой большой по численности в мире) может вызвать международную напряжённость.

- Обеспечение энергетической безопасности.

Китайская Народная Республика уделяет огромное внимание вопросам ресурсного обеспечения страны углеводородным сырьём, металлами, технологиями. Так, КНР занимается разработкой амбициозных проектов по прокладке газопровода Иран – КНР, реализован совместный с Российской Федерацией проект газопровода Восточная Сибирь – Тихий океана, ведется совместная разработка шельфа острова Сахалин. Велико внимание КНР к ресурсам Африканского континента, где на данный момент ведется разработка нефтяных месторождений в Республике Конго. С октября 1970 по июль 1976 года Китай потратил около 150 миллионов фунтов стерлингов на то, чтобы помочь построить Танзании железную дорогу длиной в 2980 км. Китайско-африканские отношения представляют собой абсолютно уникальный тип отношений между государствами, когда достигается взаимовыгодное сотрудничество. Именно эти отношения помогли Китаю восстановить свое присутствие в Генеральной Ассамблее ООН в 1971 году, когда на специально организованной встрече 50 африканских государств произнесли речи, приветствующие восстановление Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций.

Глобальное влияние Китая на международную экономическую ситуацию сегодня неоспоримо возросло за последнее десятилетие. Являясь второй экономикой мира, после экономики США, Китай играет роль самого крупного кредитора Соединенных Штатов: Китай является держателем американских государственных долговых обязательств на 1,16 триллиона долларов. Ни одна страна мира не была готова одолжить столь много денег другой стране. Также, Китай является финансовым донором стран Европейского Союза, давая бессрочные займы под ценные бумаги европейского центрального банка. То есть, КНР уже участвует в реанимации двух крупнейших экономик мира, при этом, ощущая на себе сильнейший прессинг по вектору внешней политики США на региональном, так и на глобальном уровне. Объем торговли Китая и Японии достиг трехсот миллиардов долларов; объем торговли Китая с Южной Кореей достиг двухсот миллиардов; и объем торговли Китая с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) тоже достиг двухсот миллиардов долларов. Несмотря на разность подходов к управлению финансовой сферой между странами Запада и КНР, последний оказывает глобальное влияние на финансовую составляющую международных отношений, что укрепляет его позиции в современном мире.

Одним из средств политического влияния на международную обстановку является постоянное членство КНР в Совете Безопасности ООН, выступая в международных делах как ответственная держава. Китай активно участвует в миротворческих действиях ООН. В 2004 году КНР направило на Гаити первый отряд гражданских полицейских для участия в миротворческой операции ООН. Также, стоит упомянуть, что при голосовании по резолюции по Сирии в Комитете ООН по правам человека, Китай воздержался от голосования.

Несмотря на то, что отношение Китайской Народной Республики к соблюдению прав человека неоднозначно, данный актор не находится в международной изоляции. Упреки международных правозащитных организаций КНР воспринимает как вмешательство в свои внутренние дела, и, как следствие, весьма сухо реагирует на посылаемые в его сторону ноты протеста. Этому также способствует наращивание образовательных, гуманитарных связей с подавляющим числом стран мира. Экономическая помощь странам Европейского Союза и США, участие в работе Организации Объединённых Наций и в целом ряде региональных торговых и военных союзов, помогает КНР весьма эффективно проводить политику, достойную глобального актора современного мира.