velikol.ru
1



КОНСПЕКТ

занятия по экологическому

воспитанию

в старшей группе

на тему: «Воздух и его свойства»


МДОУ "Детский сад комбинированного вида №131" Провела воспитатель:

Холод Екатерина Анатольевна


г. Саратов


«Воздух и его свойства»

Программа содержание:

Познакомить детей с воздухом.

Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, холодный, теплый воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.

Развивать логическое мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве, наблюдательность. Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность.

Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и сену деятельности детей.

Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный. Воздушный транспорт, лаборатория.

Предшествующая работа:

изготовление веера, пускание мыльных пузырей.

Материал

Демонстрационный: иллюстрация воздушного шара (надутого и сдутого), иллюстрация транспорта «самолет, вертолет», аквариум с водой, стакан, салфетка, флажки синего и красного цвета, клеенка, поднос. Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, баночки с мыльными пузырями.

^ Организация и методика проведения занятия.

Дети за воспитателем входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет не простое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будет предметом ваших исследований узнаете отгадав загадку:

Такой большой

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю.

(Воздух)

Воспитатель: Что это?

^ Дети: Это воздух

Воспитатель: Правильно сегодня нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты.

^ Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Давайте пройдем туда и сядем за столы. Дети проходят и садятся за столы.


Воспитатель: Но прежде, чем приступить к проведению опытов, давайте выдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем.

Дети делают глубокий вдох и выдох.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы вдохнули?

^ Дети: Мы вдохнули воздух

Воспитатель: А что такое воздух? И можно ли его видеть?

Дети: Воздух увидеть, нельзя, потому что он прозрачный, не виден.

Воспитатель: Воздух прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным?

^ Дети: Прозрачными бывают окна, аквариум, стаканы, банка, стекло.

Воспитатель: Давайте с вами внимательно посмотрим и найдем прозрачные предметы в зале.

^ Дети осматривают зал.

Дети: В зале прозрачные стекла в окне, аквариум.

Воспитатель: Молодцы, правильно

Воспитатель выставляет на доску 2 картинки на одной изображен надутый шар, а на другой сдутый.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это воздушные шарики.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста одинаковы ли эти шарики?

^ Дети: Нет, шары разные. Один надутый, другой сдутый.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Видите шарик, который надутый он веселый, радостный, улыбается, а шарик, который сдутый, грустный.

Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы и второй шарик улыбался. Был веселый и радостным?

^ Дети: Нужно надуть его

Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

Здоровьесберегающая технология дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой «Надуваем шар»

^ Дети выполняют гимнастику.

Воспитатель меняет картинку сдутого грустного шарика на надутый-веселый шарик

Воспитатель: Молодцы ребята!

Посмотрите теперь и второй шарик тоже улыбается.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы вдохнули в шар?

^ Дети: Мы вдохнули в шар воздух.

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель показывает детям баночку с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это у меня в руках (на подносе)?

Дети: У вас в руках мыльные пузыри.

Воспитатель: Правильно, давайте с вами немного поиграем, попробуем надуть мыльные пузыри.


^ Дети выходят на ковер и встают в круг. Воспитатель раздает баночки с мыльными пузырями каждому ребенку.

Воспитатель: давайте сделаем глубокий вдох и медленно выдохнем в колечко. И тогда посмотрим, что у нас получится.

^ Дети дуют мыльные пузыри. Воспитатель читает стихотворение:

-Осторожно - пузыри!

-Ой какие!

-Ой смотри!

-Раздуваются!

-Блестят!

-Отрываются!

-Летят!

-Мой- со сливу!

-Мой с орех!

-Мой- не лопнул дольше всех!

И следит за игрой детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите как много красивых мыльных пузырей у нас получилось.

А сейчас давайте поставим мыльные пузыри на поднос и сядем за столы.

^ Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель следит за тем, как дети садятся за столы, напоминает о том. Что сидеть нужно правильно.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали, когда надували мыльные пузыри.

^ Дети: Надувая пузыри, мы выдыхали воздух

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух может быть как теплым, так и холодным? Давайте это проверим

Воспитатель: Вспомните. Как вы согревали руки зимой - делали руки лодочкой и дули на них.

^ Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какой был воздух?

Дети: Воздух был теплый

Воспитатель: А летом. Когда очень жарко люди машут на себя веером. У вас на столе лежат веры, возьмите их и помашите на себя.

^ Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь, какой был воздух?

Дети: Воздух был холодным.

Воспитатель: таким образом мы можем сделать вывод, что воздух бывает холодным и теплым.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Через нас проходят в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

Что это?


^ Дети: Это воздух

Воспитатель: Мы с вами говорили о том, что воздух невидим, а что бы в этом убедиться я предлагаю вам провести опыт

Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают

Воспитатель берет в руки стакан

Воспитатель: ребята, как вы считаете этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь?

^ Воспитатель демонстрирует детям стакан затем кладет в стакан салфетку. Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что в стакане? Дети: в стакане салфетка

Воспитатель: как вы думаете, кроме салфетки есть ли еще что-нибудь?

^ Дети: Нет

Воспитатель: Давайте мы это сейчас проверим.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и опускает его в аквариум с водой

Воспитатель: как вы думаете, попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Внимательно смотрите и сейчас ответите. Что получилось. Воспитатель вынимает стакан из аквариума и показывает детям салфетку. Воспитатель: дайте ответ, что получилось?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает дополнительные вопросы:

Воспитатель: какая салфетка? Дети: салфетка сухая

Воспитатель: Почему она осталась сухой?

^ Дети: В стакане есть воздух, вот он и не пускает туда воду.

Воспитатель: Молодцы, правильно

С помощью этого опыта мы убедились, что воздух прозрачный. Невидимый. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете воздух легче воды или тяжелее

^ Дети: воздух легче воды

Воспитатель: А чтобы в этом убедиться давайте проведем следующий опыт У вас на столах лежат соломинки и стоят стаканчики с водой Возьмите соломинку и опустите ее в стаканчик с водой и потихонечку подуйте

^ Дети выполняют задание

Воспитатель: Что вы наблюдаете?

Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане появились пузырьки.

Воспитатель: Правильно, воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Воспитатель: так почему пузырьки воздуха поднимаются вверх?

^ Дети: потому что воздух легче воды

Воспитатель: Молодцы, ребята. Умнички

Воспитатель показывает иллюстрации самолета и вертолета

Воспитатель: ребята посмотрите пожалуйста и скажите, какой транспорт здесь изображен

^ Дети: изображен воздушный транспорт


Воспитатель: А почему его называют воздушным. Потому что он летает по воздуху.

Воспитатель Правильно, молодцы давайте с вами немного поиграем. Представим что мы самолеты.

^ Дети выходят на ковер и встают в рассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры.

Воспитатель: вы ребята, будете летчиками. Летчики готовятся к полету. По моему сигналу: «К полету - готовься» летчики заводят мотор. Как только я подниму голубой флажок вверх и скажу Летите! Летчики поднимают руки в стороны и летят в рассыпную в разных направлениях. Когда я подниму красный флажок вверх и скажу «на посадку» вам нужно остановиться и опуститься на одно колено.

^ Проводиться игра «Самолеты» 2-3 раза.

По окончании игры дети возвращаются за столы.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети сели правильно. Следит за осанкой детей.

Воспитатель спрашивает детей:

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какие опыты мы с вами проводили?

Если затрудняются, задаю вопрос.

Воспитатель: мы можем сделать вывод. Что воздух есть везде?

^ Дети: Да

Воспитатель: с помощью какого опыта мы в этом убедились?

Дети: мы убедились, когда опускали стакан в аквариум с водой

Воспитатель: ребята, скажите мне пожалуйста. Что интересного было на занятии? Что вам запомнилось больше всего? Что вам понравилось?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Дает оценку занятия.

Воспитатель: Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. В дальнейшем мы с вами будем еще проводить лабораторные исследования, а сейчас наше занятие закончено. Давайте встанем и пройдем в группу.