velikol.ru
1

Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:

«Мы этой памяти верны…» с использованием речевых игр

Автор - составитель:

Авдеева Елена Анатольевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, учащихся, от возрастных особенностей детей. Задача классного часа (классный руководитель + логопед) разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных задач духовно-нравственного воспитания, развития, совершенствования устной и письменной речи. Вашему вниманию представляется разработка совместного классного часа (классный руководитель + логопед) на тему: «Мы этой памяти верны…» для учащихся 4-5 классов.

ЗАДАЧИ

1. Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

2. Развитие и обогащение словарного запаса по теме: «ВОВ».

3. Развитие зрительного внимания, словесно-логического мышления.

4. Совершенствование навыка чтения.

5. Актуализация знаний частей речи.

6. Воспитание уважения к защитникам родины, патриотических чувств, интереса к истории родной страны.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-задания, криптограмма, «Муха», шифровки, карточки с разбитыми предложениями, разрезная картинка (звезда), карточки с цифрами.


^ ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Сообщение темы классного часа

Логопед.

- Тему классного часа вы узнаете, выполнив следующие задания:

а) Выпишите из слов только ударные слоги, соедините их между собой. Какое слово получилось?

^ ВЕРА, ЛИДЕР, ВЕКА, ЯКОРЬ (Великая)


б) Справа налево.

-Прочитайте в обратную сторону.

Я А Н Н Е В Т С Е Ч Е Т О (Отечественная)




в) Через ооо.

ВОООООООЙОООНОООА (война)

- Итак, тема классного часа: «Великая Отечественная война».


^ 2. Актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне

Разминка. Логопед.

Если учащиеся не отвечают на предложенные вопросы, то предлагаются подсказки-задания.

  • Сколько лет длилась ВОВ?

Определите сколько гласных букв в слове Великая. (4 года)

  • Дата начала ВОВ.

Определите:

-сколько гласных звуков в слове война

-сколько согласных звуков в слове воин

____________

первый летний месяц

-сколько согласных букв в строчке

Е А Э Й И Ы Я Ю

-сколько гласных букв в строчке

В Т А О Л К Й И Е Ё Ж Ш Ю Я Б С У Э

-сколько слогов в слове Великая

-сколько слогов в слове мир

____________

год

  • Когда отмечается День Победы? (9 мая)

  • Название крепости-гарнизона, первой принявшей на себя удары гитлеровцев.




1

9

4

2

8

3

5

6

7

Б

я

с

р

а

е

т

с

к

(Брестская)

  • Точную дату предполагаемого нападения Германии на СССР сообщил знаменитый советский разведчик. Кто? Прочитайте, двигаясь по стрелкам.


и р о З е

Р


а х д р г


(Рихард Зорге)

  • « Мы запомним суровую осень,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых смелых твоих сынов». ( М. Лисянский)

- О ком идёт речь?

Прочитайте только «маленькие» буквы.

п А Р К а н С М О ф и В Е Р А л М О Р о в Т М И ц ы

(Панфиловцы, героические защитники Москвы)

  • Продолжите ставшую знаменитой фразу политрука В. Г. Клочкова: «Великая Россия, а отступать некуда: позади - ….».

__________ (Москва)

столица

  • Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда? (900)

  • Каковы людские потери СССР в ВОВ?

Вы вспомните, если определите сколько:

- предлогов в строчке

ТА, ВЕ, И, А, ПО, СА, ТЕ, С

- приставок в строчке

ЗА, ПА, З, С, ПРИ, НО, НА, К, ПЕРЕ, ПО, ДА, ДО

( Около 27 миллионов человек)

  1. Беседа по теме.

Учитель.

- Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства. История сохранила чудовищный документ – обращение фашистского командования к солдатам немецкой армии, в котором говорится: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». И тогда весь наш народ поднялся на священную борьбу. «Смерть захватчикам!» этот боевой клич стал справедливым ответом на действия озверевших фашистов. Но война – это не только тяжёлые кровопролитные бои, но и тяжёлый, изнурительный труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жёны и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов. «Всё для фронта, всё для победы!» - это был главный лозунг тех дней и ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру, мужа. Победа стала возможной только благодаря единству всего советского народа.


^ РАБОТА С КРИПТОГРАММОЙ.

Логопед.

- Расшифруйте криптограмму- пословицу, подтверждающую эту мысль.


4, 13, 7, 8 10, 6, 12, 2, 5 4, 5, 8, 10

2, 10 10, 4, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9


Код:

  1. Её отмечают 9 мая (победа)




1

2

3

4

5



















  1. Т
    + ка
    ак называют гранату (лимонка)




Может быть использован ребус:



7

8

9

2

10

11

6

























  1. Он передаёт сообщение по рации (радист)




12

6

5

8

13

14




















^ Ответ: Если народ един, он не победим.

- В стремлении освободить свою землю от фашистов советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Никогда раньше в истории войн не было такого количества подвигов, такого количества примеров мужества и героизма. И сегодня мы вспомним фамилии трёх героев.

^ 4. Беседа о героях ВОВ

Логопед.

  1. Фамилию и имя первого героя, которого мы сегодня вспомним, вы узнаете, выполнив задания:


а) Выпишите первые буквы только прилагательных:


^ ДОБЛЕСТНЫЙ, ПОДВИГ, ВОЕВАТЬ, ЗАЩИТА. ОКОПЫ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ, БОЕЦ, ТАНКОВЫЙ, СТРЕЛЬБА, КОПАТЬ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ




















Й

(Дмитрий)


б) «Муха»


С

Т

У

Р

Л

Б

Ф

К

А

Ж

Б

У

Р




Е

Т

Ы

Д

Н

О

П

Ф

Я

Ш

Ё

К

Т

В

Е

Т




(Карбышев)


Учитель.

- Тяжело раненный генерал Дмитрий Карбышев попал в плен. Гитлеровцы знали. Что Карбышев – крупный учёный, и хотели, чтобы он стал сотрудничать с ними. Генерал отказался. Фашисты подвергли его пыткам и страшным мучениям. Но ничто не сломило этого отважного человека. В лагере смерти 65-летний генерал принял участие в создании подпольной организации и подготовке восстания. В это время Красная Армия уже подходила к границам Германии. Фашисты убили тысячи узников лагеря. Д. Карбышева поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга. Он ещё успел крикнуть, обращаясь к пленным: «Выше голову, товарищи! Победа близка!» Герой замёрз, превратившись в ледяную глыбу.


2. Фамилию второго героя вы вспомните, выполнив шифровку.

Логопед.


























К


М


А


Н


Р


Е





Л


В


О


Т


С


Д



Шифровка:


(Александр Матросов)

Учитель.

- Девятнадцатилетний рядовой Александр Матросов 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, мешавшего продвижению подразделения. Ценою своей жизни он спас многих своих товарищей и обеспечил общий успех в смертельной схватке с противником.

Впоследствии полку, в котором служил Александр, было присвоено его имя. Это единственный в мире случай, когда полку присвоено имя рядового солдата.


^ 4. Работа с предложениями.

Логопед.

- А сейчас попробуйте соединить начало и конец предложений (индивидуальные карточки)

Война несёт…..


было вероломным.

Цена победы в ВОВ…..

разрушения и смерть.


Нападение гитлеровской Германии…


около 27 миллионов жизней


На подступах к Ленинграду….

будет жить в веках.


Подвиг 28 панфиловцев…..

враг потерял сотни тысяч солдат.


Врагу не удалось….

в шести гигантских битвах.


Наша армия участвовала…..

захватить Москву.




^ 5. Работа с разрезной картинкой.

Учитель. Логопед.

- Одним из символов ВОВ является звезда. Она присутствует на боевом знамени, на солдатской пилотке, офицерской фуражке, на ремне, на танках, самолётах, кораблях…..

Соберите звезду из деталей (можно по образцу).


^ 6. Организация окончания классного часа.

- Вам уже известно, что ВОВ длилась неполных 4 года. А сколько это дней? Из каждой строки возьмите только ту цифру, которая не повторяется в данной строке – вы получите ответ.

(1418 дней)

3

5

9

7

8

1

6

6

3

8

5

2

7

2

9

1

9

6

3

1

6

2

5

5

7

3

7

4

2

9

0

7

1

6

2

4

3

4

0

3

5

5

2

6

7

6

0

7

4

9

0

3

8

3

5

5

9

4

7

6


- 1418 дней ждали советские люди праздника Победы.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой завоёвано счастье.

Пожалуйста, помните.

Песню свою, отправляя в полёт,

Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,

Помните!

Звучит песня «Мир нужен всем».


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Классные часы. 5-6 классы/ авт.-сост. Т.В. Шепелева и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий с четвероклассниками. – Ярославль, Академия развития, 2007.