velikol.ru
1

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка»

поселка Троицкий Губкинского района

Белгородской области


По следам сказок

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с квалифицированной коррекцией недостатков речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»


Ботвиньева Т.А., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

«Снежинка» поселка Троицкий


2012

^ ПО СЛЕДАМ СКАЗОК

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с квалифицированной коррекцией недостатков речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»

^ Ботвиньева Т.А., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

«Снежинка» поселка Троицкий

Программное содержание:

Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику пальцев; коммуникативные навыки, активизировать словарь признаков эмоционального состояния сказочного героя; развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально-волевую сферу детей, логическое мышление и воображение.

Коррекционно-обучающие: закрепить навыки произносительной речи; совершенствовать навык чтения; продолжать формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и анализа и синтеза предложения; добиваться понимания грамматических правил; закреплять знание русских народных сказок;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.

^ Материал и оборудование: игрушка би-ба-бо Лиса, свиток с заданиями для детей, сказочная речка (полоска окрашенной бумаги), слова-рыбки, магнитные удочки, «бревнышки» для моста, фразовый конструктор, авторучки, карандаши простые, листы бумаги для каждого ребенка, плакат, на котором написано слово «колобок» со стертыми элементами букв, маркеры, сундучок, 7 картонных ключиков (3 красных и 4 синих), аудиозаписи: «Птицы у реки», «Песенка колобка», «Пальчиковая гимнастика под музыку», музыка «В гостях у сказки», сердечки из цветной бумаги.

^ Ход мероприятия:

Дети заходят в группу. Логопед берет лисичку бибабо и действует от ее имени.

Логопед: Ребята, посмотрите! Кажется, к нам в гости пожаловала Лисичка! Но мне кажется, что у неё плохое настроение. А что вы можете о Лисичке сказать, какая она? (Лиса грустная, печальная, унылая, невеселая, угрюмая, расстроенная, поникшая).

Логопед: Нужно узнать, что у нее случилось. Лисонька, что у тебя случилось? Почему ты такая печальная?

Лиса: За высокими горами, за далекими лесами

Чудо государство есть. Сказок разных в нем не счесть.

В одной из этих сказок я и жила. Однажды мне очень захотелось самой рассказать свою сказку детям, которые еще не слышали ее. И вот я собралась в дорогу. Злая колдунья, живущая в нашей сказочной стране, стала отговаривать меня. Она сказала, что детям совсем не нужны наши сказки. Но я не поверила колдунье и отправилась в путь. Тогда она злобно крикнула мне в след: «Твою сказку я запру под замок! И тогда ты забудешь ее и не сможешь никому рассказать!» В ту же секунду я забыла кто я, и из какой сказки! Тогда я побрела, куда глаза глядят. И вот однажды мне встретилась добрая старушка. Я поведала ей о своем горе. Старушка дала мне какой-то свиток и сказала: «Не печалься, Лисонька! Горю твоему может помочь человек с большим сердцем». Да где ж я найду такого человека? У всех людей сердце с кулачок.

Логопед: Ну что ты, Лисонька! Ты все неправильно поняла! Ребята, давайте объясним, что значит выражение «человек с большим сердцем».

Дети: Человек с большим сердцем – это человек добрый, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь, который, не смотря на трудности, помогает другим.

Логопед: Ребята, а у вас сердце большое? (Ответы детей) Поможем лисе вспомнить свою сказку? (Да) А как вы думаете, что мы можем для нее сделать?

Дети: Вспомнить сказки, в которых есть Лиса.

^ Дети вспоминают названия сказок.

Логопед: Ну что, Лисонька, вспомнила свою сказку?

Лиса: Нет, ничего не помню!

Логопед: Лисонька, а что за свиток тебе дала добрая старушка? Покажи нам его.

^ Лиса отдает свиток. Логопед вместе с детьми разворачивают его.

Логопед: Ребята, здесь написано, что Лисе поможет тот, кто пройдет семь испытаний. А для этого нам самим нужно отправиться в сказку! Вы готовы к приключениям? (Да) Тогда в путь!

^ Звучит сказочная музыка, дети закрывают глаза и кружатся. Затем открывают глаза и оказываются в сказке.

Логопед: Как красиво в сказочной стране! Давайте посмотрим, какое испытание будет первым. (Разворачивает, читает)

Задание 1. «Бой скороговорок» (проговаривание скороговорок)

Логопед: Сразу бой скороговорок разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

  1. Блины белка испекла и бельчаток позвала.

Хороши блины у белки – опустели вмиг тарелки.

  1. С утра в реке у рыб урок.

Директор рак сердит и строг.

  1. Танцевала оса на листочке боса.

Застудила лапки. Дайте осе тапки.

  1. Черный ворон сел во двор,

Громко крикнул, что не вор.

Логопед: С первым заданием мы успешно справились. Ну что, идем дальше? Мы должны добраться до речки.

^ Звучит музыка «Птицы возле реки». Дети добираются до реки.

Задание 2. «Словарекрушение» (работа с фразовым конструктором)

Логопед: Посмотрим, какое же испытание будет следующим.

Плавал по морю Словарь без разрешения,

Потерпел Словарик словарекрушение!

Плещутся слова везде, словно стая рыб в воде.

Ты – веселый рыбачок, их поймаешь на крючок.

Логопед: Ребята, кто желает порыбачить?

^ На полу расположена речка, в которой плавают рыбки-слова.

Логопед выбирает 4 детей, которые будут рыбаками. Дети ловят рыбу магнитными удочками.

Логопед: Ребята, а зачем нам нужны слова? (Мы можем из них составить предложение). Правильно. Давайте расположим слова так, чтобы получилось красивое предложение.

^ Дети выкладывают из слов-рыбок предложение «Дети нарисовали рыжую лису» и проговаривают его.

Задание 3. «Волшебный мост» (составление схемы предложения)

Логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились! А теперь нам нужно перебраться на другой берег реки. Вот только мостика не видно. Но ведь это сказочная страна. Давайте представим, что каждое слово нашего предложения – это бревнышко для моста. Давайте выложим схему предложения, и у нас получится мост через реку.

^ Дети выкладывают из бревнышек схему предложения.

Логопед: Смотрите, какой замечательный мостик у нас получился. Давайте переберемся по нему на другой берег.

^ Как только дети переходят на другой берег, звучит веселая музыка. Логопед разворачивает свиток и читает следующее задание.

Задание 4. «Веселая зарядка для пальчиков» (пальчиковая гимнастика под музыку).

Логопед: В этом испытании мы должны показать, как мы умеем играть с пальчиками.

^ Дети выполняют под музыку пальчиковую гимнастику.

Задание 5. «Минутка чистописания» (записывание слова под диктовку, деление его на слоги, определение ударного гласного)

Логопед: Думаю, что мы достойно справились и с этим заданием. Но давайте посмотрим, какое же испытание будет следующим. (Читает свиток)

Всем друзьям помочь вы рады?

Но постойте – вот преграда:

«Лиса» запишите слово, разделив его на слоги,

И поставьте ударение для правильного чтения.

Логопед: Вспомним правило простое:

Знает каждый из учеников –

Сколько гласных, столько и слогов.

^ Дети садятся за столы, записывают на листах слово ЛИСА, делят его на слоги вертикальной чертой, ставят ударение.

Задание 6. «Какие буквы стерла колдунья» (дописывание элементов букв и чтение слова).

Логопед: А теперь следующее задание. (Берет свиток, читает) Ребята, наконец-то мы узнаем из какой сказки наша Лисичка. Для этого нам нужно просто прочитать её название. (Разворачивают плакат, а там стерты элементы букв). Здесь же ничего не понятно! Злая колдунья делает все, чтобы нам помешать. Давайте мы допишем элементы букв, которые стерла колдунья!

^ Дети маркерами дописывают элементы букв, читают слово и узнают

из какой сказки пришла Лиса.

Задание 7. «Разноцветные ключики» (составление звуковой схемы слова).

Логопед: Ребята, мы с вами теперь знаем из какой сказки наша Лисичка, да только как нам это поможет освободить сказку? Правда, у нас осталось еще одно испытание. Давайте посмотрим какое?

^ Логопед берет свиток и читает его.

Логопед: Здесь написано: «Сказка в сундуке, а освободить ее можно с помощью того, что лежит под ним». Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Давайте не будем гадать, а поскорее посмотрим.

^ Заглядывают под сундук, а там 7 разноцветных ключей (3 красных и 4 синих)

Логопед: Ребята, а зачем же нам столько ключей, если замок всего один? И почему их именно семь? (Потому, что в слове КОЛОБОК семь звуков - 3 гласных и четыре твердых согласных). А давайте выложим из ключиков звуковую схему слова КОЛОБОК. Ведь замок сказочный, может и откроется!

^ Дети выкладывают звуковую схему из ключиков, звучит сказочная музыка и сундучок получается открыть. Из сундучка раздается песенка колобка.

Лиса: Ребята, я вспомнила! Я из сказки «Колобок»! Спасибо вам большое за помощь! Но, прежде чем уйти, хочу подарить вам вот эти сердечки! Они будут напоминать вам о том, как вы были ко мне добры!

Лиса прощается с детьми и уходит.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами совершили очень добрый поступок. Кто может сказать, какой? Как мы это сделали? Какое испытание вам показалось наиболее интересным? А самым трудным? (Ответы детей) Вы все сегодня очень постарались, и я надеюсь, что вы всегда будете такими же добрыми и отзывчивыми, как сейчас.