velikol.ru
1




МБДОУ детский сад компенсирующего вида «ЗВЕЗДОЧКА» г.Зернограда


«У БАБУШКИ ВАРВАРУШКИ

В ГОСТЯХ»


Конспект тематического занятия

на материале русского фольклора

для детей средней группы


Мальцева Елена Ивановна,

музыкальный руководитель.







Программное содержание:


  • Прививать интерес и любовь к русскому фольклору через знакомство с народными песнями, потешками;

  • формировать культуру слушания музыки, вызывать эмоциональный отклик на песню спокойного характера;

  • продолжать развивать певческие навыки в разных видах исполнения;

  • побуждать выразительно исполнять движения, согласовывая их с музыкой;

  • осваивать способы образного перевоплощения;

  • вызывать интерес к игре на музыкальных инструментах, развивать тембровый слух и чувство ритма;



Музыкальный репертуар:


«Веселый поезд», музыка З.Компанейца, слова О.Высотской;

потешка «Ай, люли!» - мелодия русской народной песни

«Ах вы, сени»;

игра – забава с превращениями «На бабушкином дворе»,

русские народные мелодии;

«Кот Васька», русская народная мелодия, обр. Г.Лобачева;

«Цыплята», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной;

«Петушок», русская народная мелодия, обр. М.Красева;

«Как у наших у ворот», русская народная мелодия;

хоровод «Веснянка», музыка и слова З.Люзинской.


Оборудование:


Костюм бабушки Варварушки;

конверт с письмом;

предметы русского быта;

мягкая игрушка – котик, блюдце;

петушок – би-ба-бо;

металлофон;

шумовые инструменты;

угощение - молоко.




В группе перед занятием дети получают письмо из деревни:

«Дорогие ребятки! Пишет вам бабушка Варвара.

Я живу в деревне Маслёнкино. Весною у нас так

красиво! Приезжайте ко мне в гости – цветущей

лужайкой полюбоваться, птичьи песенки послушать!

Жду вас. До встречи!

Бабушка Варвара.»


Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте поедем к бабушке Варварушке

в Маслёнкино, навестим её? (Да!)

Тогда садитесь все в поезд и поехали!


^ Дети строятся «паровозиком» и едут под песню «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД», музыка З.Компанейца, слова О.Высотской.

В группу, оформленную предметами русского быта, дети входят «цепочкой» под звучание русской народной песни «ТРАВУШКА - МУРАВУШКА».

Детей встречает Бабушка Варвара. Дети образуют вокруг неё хоровод.


Музыкальный руководитель:

Лады, лады, ладушки! Приехали мы к бабушке!

К нашей милой бабушке, бабушке Варварушке

Приехали ребятушки – милые внучатушки!


Бабушка: Вот и ребятишки! Здравствуйте, парнишки!

Здравствуйте, девчушки –

быстроглазые вострушки!


^ Дети исполняют потешку «АЙ, ЛЮЛИ!», напевая её на мелодию русской народной песни «АХ ВЫ, СЕНИ»:


Ай, люли – люли – люли! В гости к Бабушке пришли!

В гости к Бабушке пришли! Разговор завели!


Бабушка: А хотите, ребятишки, посмотреть, кто на моём

дворе живет? (Да!)


^ ИГРА – ЗАБАВА С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ

«НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ»:

(Все движения сопровождаются музыкой.)


Бабушка: У меня есть петушок, ярко красный гребешок,

Красная бородка, важная походка!


^ Дети идут, высоко поднимая ноги, корпус держат прямо, голова поднята. Руки чуть отведены назад. Дети «машут крылышками».


Есть козлёнок озорной! Вот затряс он бородой.

Он ребят пугает - рожками бодает!


^ Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки.


Есть и кошка Мурка, славная кошурка!


Дети идут мягким пружинным шагом.


Ходит вслед за бабкой, моет морду лапкой!


^ Дети показывают жестами, как умывается кошка.


Цок, цок, цок, цок, есть лошадка – серый бок.

Вихрем скачет по двору, приглашает всех в игру!


^ Дети, согнув в локтях руки «с уздечкой», то прижимая их к груди, то вытягивая перед собой, скачут прямым галопом, прицокивая языком.


Музыкальный руководитель:

Лады, лады, ладушки, вот, сколько всех у бабушки!


Бабушка:

Сядем рядышком на лавки, вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадку, кто смышленый – поглядим!

(Все садятся на стулья (лавочки).

Хотите узнать, кто ещё на моем дворе живет? (Да!)

Мягкие лапки, а в лапках – царапки! Кто это? (Кот!)

Правильно, это мой котик Васька.

Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит,

на солнышке греется и мурлычет.


Музыкальный руководитель:

Ребята, а давайте позовем Ваську! Кс-с-с-с!..

(Берет со скамейки мягкую игрушку - кота, гладит его, предлагает детям тоже погладить Ваську.)


Бабушка Арина:

Как у нашего кота шубка очень хороша!

Как у котика усы удивительной красы!

Глазки смелые, зубки белые!


Музыкальный руководитель:

Выйдет котя в огород, всполошится весь народ,

И петух, и курица с деревенской улицы.

Станут котю в гости звать, станут котю угощать!

Только чем же мы котика угостим?


Дети: Молоком!


(Бабушка ставит блюдце на пол.)


Музыкальный руководитель:

А пока кот Васька молочком угощается, я вам

про него песенку спою! Хотите послушать?


^ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

обр. Г.Лобачева.


Бабушка: Живут на моем дворе курочка Рябушечка

с цыплятками и Петя – петушок. Петушок меня

по утрам звонкой песней будит, а курочка по двору

ходит, зернышки ищет, цыпляток кличет.


ПЕНИЕ:

  • «ЦЫПЛЯТА», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.


Музыкальный руководитель:

Уж ты, курочка, не пой, конопаточка, не пой!

А ты пой, петушок, золотой гребешок!


Бабушка: (с петушком би-ба-бо) Ку – ка – ре – ку!

Музыкальный руководитель:

Петушок у нас горластый!

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке – гребешок! Вот какой он – петушок!

Бабушка: Нравится вам мой петушок? А песенку про него вы

знаете? Пете - петушку очень хочется её послушать!

Спойте, пожалуйста!


  • «ПЕТУШОК», русская народная мелодия.

(в сопровождении металлофона)


Бабушка: Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт,

Звонко песенки поёт, поиграть нас всех зовет!

Музыкальный руководитель:

Эй, берите инструменты: погремушки, бубенцы!

Звуки нашего оркестра полетят во все концы!


ОРКЕСТР:

  • «КАК У НАШИХ У ВОРОТ», русская народная мелодия.


Музыкальный руководитель:

Травушка – муравушка всюду зеленеет

И зовет нас ласково поиграть скорее!

Выходите на лужок! Становитесь-ка в кружок!

(Дети заводят хоровод.)


Бабушка: Вы, внучата, веселитесь, а я пойду мою коровушку

Бурёнушку проведаю! Она у речки пасётся!

(уходит)


ХОРОВОД:

  • «ВЕСНЯНКА», музыка и слова З.Люзинской.


Бабушка: (с подносом в руках)

Пока мои внучата танцевали, я Бурёнушку

подоила. И хочу угостить вас парным молочком,

чтоб росли вы крепкими и здоровыми!

(Раздает детям чашки с молоком.)


Музыкальный руководитель:

Спасибо, бабушка Варварушка, за угощение!

Нам очень понравилось у тебя в гостях!

Правда, ребята? (Да!)


Бабушка: Приезжайте почаще, мы с Бурёнушкой будем

вас ждать!


Дети выстраиваются «паровозиком», прощаются и под пение песни «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» уезжают в свою группу.