velikol.ru
1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Московской области


Конспект урока по русскому языку
в 2 классе
«Изменение имён существительных по вопросам»

разработала

учитель начальных классов

Бизина Светлана Анатольевна


г. Балашиха

мкр. Заря

2013 г.

Технологическая карта к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

«Изменение имён существительных по вопросам»

Легко ли говорить на русском языке?

(система Занкова Л.В.)

^ Тип урока: открытие нового знания

Технологии: групповая, игровая, икт, проблемно-диалоговая

Учитель: Бизина Светлана Анатольевна



^ Тема урока

Изменение имен существительных по вопросам.

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

Формировать умение учащихся изменять окончания имён существительных по вопросам.


Планируемый

результат

^ Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • развивать умение изменять имена существительные по вопросам; углубить знания учащихся о данной части речи;




  • развивать каллиграфически правильный подчерк, мелкие мышцы рук, наблюдательность;

  • расширять словарный запас учащихся.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать вопросы к существительным;

  • формулирование выводов по результатам анализа формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

^ Основные понятия

Имя существительное, изменение по вопросам, слова-помощники, текст, корень, однокоренные слова, окнчание


^ Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Изменение имён существительных по вопросам».

Карточки с заданием для работы в группах.

Карточки «Рефлексия урока»

^ Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.


Задачи для учителя:

создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как изменяются имена существительные по вопросам и с помощью слов-помощников;

учить изменять окончания имён существительных от главного слова: с помощью слов-помощников и от заданного к нему вопроса.


^ Задачи для учащихся:

учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

научиться выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

научиться изменять имена существительные по вопросам.


^ ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

^ Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Пролог: обеспечивает психологическую готовность к работе, мотивирует к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Приветствие гостей.

Устное сообщение учителя.

Готовятся к работе.

Выполняют упражнения.

Включаются в деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 2)

1. Гимнастика для ума

- Кинезиологическая физминутка.

2. Приветствие

Индукция: создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения.

- Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и гостям, пожелаем всем нам и гостям удачи и хорошего настроения.

- Желаю, чтобы мы вместе достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

- Наши гости привезли с собой сказочного гостя, но перед тем как показаться, предложил выполнить некоторые задания.




Актуализация знаний, подготовка к введению в новую тему

Выявляет уровень знаний, общий уровень речевого развития. Пополняет словарный запас.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные), учебные навыки,

Работа в парах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления общих признаков.

Регулятивные: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка;

участие в учебном диалоге, аргументирование своей точки зрения, сотрудничество с одноклассниками при работе в паре.

(Слайд 3)

1.Мозговой штурм

- В ваших нетбуках на рабочем столе листы с таблицей, прочитайте их.

- Что записано? (Фразеологизмы)

- Что такое? (Устойчивые выражения или предложения, или словосочетания)

- Какое задание можно предложить? (Соединить фразеологизмы и объяснение к ним)

- Попробуйте сопоставить выражения и их пояснение.


2.Установка

- Перед выражениями 1 столбика поставьте соответствующие цифры. Работа в парах.


Не видеть дальше своего носа -

1.остаться ни с чем, потерять.

Держать нос по ветру -

2.не унывать, идти вперёд.

Не вешать нос -

3.следить за ситуацией

Остаться с носом –

4.запомнить крепко-накрепко.

Зарубить на носу -

5.мало знать.


3.Проверка.

(Слайд 4)

5.Не видеть дальше своего носа -

1.остаться ни с чем, потерять.

3.Держать нос по ветру -

2.не унывать, идти вперёд.

2.Не вешать нос -

3.следить за ситуацией

1. Остаться с носом –

4.запомнить крепко-накрепко.

4.Зарубить на носу -

5.мало знать.

(Слайд 5)

3. Психологическая поддержка

- Даже если что-то не получилось, желаю вам:

Держать нос по ветру -

следить за ситуацией

Не вешать нос -

не унывать, идти вперёд.

- Какое слово повторятся часто? (Нос)



Актуализация знаний

Чистописание

Этюд: этап представления детям «картинки», образного восприятия

Выявляет уровень знаний.

Подготавливает к чистописанию, дает установку.



Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные), наблюдательность учебные навыки,

продолжают развивать каллиграфически правильный подчерк, мелкие мышцы рук.

Работа на интерактивной доске в системе «Два ученика» и в тетрадях.

Работа с интерактивной системой опроса.

Работа в парах.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге, аргументирование своей точки зрения,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления общих признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

(Слайд 6)

1.Подготовка к чистописанию

- Нашему герою оно тоже понравилось, и он придумал ещё задание.

- Прочитайте слова на доске.

нос, полено, лиса, сказки, кот, азбука, книжка, закопал, папа

- Назовите букву и звук по жестам и запомните её, она вам пригодится:

  • согласный

  • твёрдый

  • глухой

  • парный (Возможны варианты)

  • в начале 2-х слов (Буква «п», звук [п])


2.Установка

-Запомните эту букву, она вам ещё пригодится.

2.- Назовите пару этому звуку и букве, объясните принцип. («б», [б])

3.-Теперь назовите букву, с которой начинается наименьшее количество слов. (Буква «а»)

- Дайте характеристику звука этой буквы.

- Подберите пару ей из гласных букв.

^ Предлагаю посоветоваться в парах. (А, я - указатель твёрдости и мягкости; один звук, два звука)


Работа на интерактивной доске в системе «Два ученика» и в тетрадях

1.Чистописание

- Откройте тетради, произнесите число орфоэпически, орфографически. (Как слышим, как пишем)

- Запишем строчные буквы 1-й «п», «б», 2-й «а», «я».

- Можно ли продолжить закономерность?

^ Предлагаю посоветоваться в парах и решить по какому принципу.

- Пишем буквы на разных половинках интерактивной доски : п, б, а, я

- Можно ли продолжить каждый из рядов?


- Найдите слово, которое является синонимом к слову «букварь». (Азбука)

- Может ли оно быть лишним? По какому признаку? (Начинается с гласной, остальные с согласных)


- Какое слово ещё может быть лишним? («Сказки» - мн.ч., «закопал» - глагол)

- Разберём по составу. (Корень)

- К какой изученной теме оно подходит? (Правописание приставок и предлогов) УБИРАЕМ ЕГО


(Слайд 7)

нос, полено, лиса, сказки, кот, азбука, книжка, папа

1. Выделение содержательной области. Выход на слова-помощники


- Сравните слова, что их объединяет?

- А теперь предложите свои задания к этим оставшимся словам.

На группы:

  • одушевлённые и неодушевлённые,

  • по родам,

  • 1-сложные, 2-сложные, 3-сложные,

  • составить предложения,

  • с парными согласными на конце и др.

  • ед. и мн. Число имён существительных

- Если не назвали мн.ч. и ед.ч., то сравнить слова по форме числа и что помогло определить число. (Окончание и слова-помощники – «один», «много»)

- Что изменяется при изменении числа? (Окончание)

- Назовите слово мн.ч. («Сказки»)


2.Этюд: этап представления детям «картинки», образного восприятия

- Из сказки наш герой хочет показаться: вспомните слово в начале урока, букву, что нужно было запомнить, посмотрите на слова, но не торопитесь. Этот герой не наш соотечественник, он иностранец, но у него есть брат-близнец. (Это Пиноккио, брат Буратино)

- Какая информация у вас есть об этих героях? Где ещё можно получить дополнительную информацию? (Книги, интернет)


(Слайд 8)

В сказочной стране, где живут все герои сказок, есть два "брата-близнеца"
два деревянных мальчишки


старший – Пиноккио младший – Буратино

Карло Коллоди, (Лоренцини) "Приключения Пиноккио" 1881

Алексей Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино" 1935

"Пиноккио" на тосканском диалекте означает "кедровый орешек"

^ Деревянная кукла по-итальянски – буратино


Физкультминутка

Работа с интерактивной системой опроса

1.Экспликация: логическое разворачивание решаемого вопроса, темы. Этот этап помогает осуществить плавный переход от повторения к новому материалу

- Пиноккио и Буратино, какие части речи, докажите. (Правило об имени существительном, одушевлённые имена собственные)

- Значит, самое время провести тест.


Тест

Что такое имя существительное?

  • Часть слова

  • Часть речи

  • Член предложения

Что обозначает имя существительное?

  • Признак предмета

  • Предмет, явления и др.

  • Действия

На какие слова отвечает имя существительное?

  • Какой, какая, какое и др.

  • Кто, что

  • Что делать, что сделать

Может ли изменяться по родам?

  • Да

  • Никогда

  • Иногда

Имя существительное может изменяться по числам?

  • Всегда

  • Никогда

  • Не всегда

Имя существительное – это

  • Служебная часть речи

  • Самостоятельная часть речи

  • Служебная и самостоятельная


- Получив результат и оценив себя, знаете над, чем ещё нужно поработать.




Постановка учебной задачи: определение затруднения, его место и причину



Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Стимулирует исследовательскую деятельность.

Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.


Выявляют противоречие.

Ставят задачи, выявляют место и причины затруднения.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование задачи;

логические – формулирование проблемы.

1.Установка

- Перед приездом к нам Пиноккио написал письмо и считает, что ваши умения и знания помогут сформулировать и решить задачу после прочтения:

Мне сообщили, что у меня есть брат.

А я думал, что у меня нет брат.

Хочется дать весточку брат.

Глядя в зеркало, я вижу брат.

Кажется, я уже горжусь брат.

Теперь я часто думаю о брат.


2. Ситуация затруднения

- Что вас удивило? (Слово «брат» стоит в одной форме)

- Все ли предложения имеют законченную мысль?

- Почему так произошло, как считаете?

- Мне кажется, он не является носителем русского языка и поэтому ему сложно изъясняться на нём, а вы как считаете: легко ли говорить на нашем родном языке иностранным гражданам?

- Как к этому отнесёмся, ведь мы часто слышим, как неправильно говорят?

- Какое задание можете предложить, чтобы ему помочь? (Изменить слова, восстановить правильность предложений)

- Зачем? (Чтобы предложение звучало красиво и правильно)

(Слайд 10)

3.Формулирование задачи

- Какую задачу можем определить для себя? (Изменить слово, форму слова)

- А вот как, вы и решите вместе. (Изменить слово и найти способ, по которому можно изменить имя существительное)





Построение проекта выхода из затруднения определение необходимости нового знания

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Наблюдение и консультирование.

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Составляют план достижения цели и определяют средства. (Выбирают метод решения проблемы)

Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода


Регулятивные: планирование, прогнозирование; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя и одноклассников;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1.Организация работы в группах

- Я предлагаю вам сейчас работу в группах.

- Каждому даю по предложению.

- К какой части речи относится слово «брат»?

- Впишем в таблицу в 3 столбик карточки «имя существительное».

- У меня слово «брат», у вас своё слово. Обратите внимание на столбцы.

- Как предлагаете работать?

(Слайд 11)







имя существительное







брат







Реализация построенного проекта,Открытие” учащимися нового знания.

Решение

учебно-практической задачи


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, ведёт подводящий диалог

Организует выступление групп, обмен мнениями


Работают в соответствии с составленным планом.

Социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )


Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности; осознанное построение речевого высказывания, умение делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: проявление интереса к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

1.Работа в 5 группах: практикум

2.Социализация



1.А я думал, что у меня нет (брат).

А я думал, что у меня нет …………. .

…………………………….

……………………………..

………………………………












2.Хочется дать весточку (брат).

Хочется дать весточку ………… .

…………………………….

…………………………….

………………………………













3.Глядя в зеркало, я вижу (брат).

Глядя в зеркало, я вижу ……... .

…………………………….

……………………………..

………………………………












4.Кажется, я уже горжусь (брат).

Кажется, я уже горжусь ………….. .

…………………………….

……………………………..

………………………………












5.Теперь я часто думаю о (брат).

Теперь я часто думаю о ……….. .

…………………………….

……………………………..

………………………………










2.Проверка с Документ-камерой и работа в тетрадях.

- Какая стояла задача? (Изменить слово)

- Какое слово получилось? С помощью чего? (Объясняет каждая группа)

брат

брата

брату

брата

братом

о брате

- Что менялось, а что не изменялось? (Окончание, корень)

- Почему? (Разные вопросы)

- Окончание проговариваю – правило о написании безударного окончания имён существительных будем изучать позже в 3 классе, но для этого нужно научиться правильно изменять слова.

Если не нашли слова-помощники

- Кроме вопросов, что может помочь изменению слова? (Слова-помощники, слова от которых задавали вопросы)


3.Вывод:

- Какое новое открытие сделали сегодня сами? (Имя существительное можно изменять по вопросам и с помощью слов-помощников)

- Чему учились и с помощью чего?

- Удалось ли решить поставленную задачу, нашли способ, по которому можно изменять слова?

(Слайд 12)

4.Коррекция

(Слайд 13)

- Письмо получилось?


5.Формулирование темы урока

- Какова же тема урока? (Результат исследовательской деятельности)

Имена существительные изменяются по вопросам.







Обобщение новых знаний,

моделирование способа действия вместе с детьми.



Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение, закрепление.


Выполняют создание алгоритма с объяснением


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; вырабатывание критерия оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Личностные-признание важности учёбы и познания нового, понимание, выполнения тех или иных учебных действий.

(Слайд 14)

Работа над составлением алгоритма

- Можно ли составить алгоритм?

-Что делаем сначала? Потом?

Алгоритм

1.Находим слово.
2.Находим слово от которого существительное зависит.

Называем слово-помощник.

3.Задаём вопрос.
4.Выделяем окончание.



Включение в систему знаний (Этап воспроизведения знаний)

Организует выполнение задания

Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.

Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение осуществляют самоконтроль, самооценку.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

(Слайд 15)

Работа с фразеологизмами

- Учимся ставить вопросы от главных слов с помощью слов-помощников





Рефлексия деятельности



Организует рефлексию


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 14)

Рефлексия


Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

?

У меня остались вопросы.




З

Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.




У

Я умею изменять имена существительные по вопросам.




М

Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.






- Обсуждение результатов рефлексии

- Легко ли говорить на русском языке?

(Слайд 15)

-Подарим нашим гостям сердечко с золотым ключиком.

- И вам вручается ключик за работу на уроке, спасибо!

(Слайд 16)

Домашнее задание: Правило в учебнике на с.67

По выбору в тетради с печатной основой с.30, №34, 35