velikol.ru
1

Концепт «любовь» в языковом сознании учащихся подросткового и раннего юношеского возраста

Циркунова Ольга Ивановна

Студентка Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа, Несвиж, Республика Беларусь

Рацкевич Валерия Александровна

Учащаяся Несвижской гимназии, Несвиж, Республика Беларусь
Актуальность нашего исследования обусловлена повышенным вниманием современной лингвистической науки к описанию как национальных, так и групповых (возрастных, гендерных, профессиональных и т.д.) и индивидуальных концептосфер.

По данным психологических исследований, концепт «любовь» является одним из основных ценностных концептов, которые характеризуют внутренний мир современного человека.

Несмотря на то, что концепт «любовь» хорошо изучен во многих направлениях, опубликованных данных о репрезентации концепта «любовь» в языковом сознании белорусских учащихся подросткового и раннего юношеского возраста нами обнаружено не было.

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение репрезентации концепта «любовь» в языковом сознании учащихся подросткового и раннего юношеского возраста, а также выявление гендерной специфики и возрастной динамики формирования концепта «любовь».

Материалом для исследования послужили данные свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 130 учащихся 2-3 курсов Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа в возрасте 16-18 лет и 40 учеников 6-8 классов Несвижской гимназии в возрасте 12-14 лет.

Ассоциативный эксперимент – это «прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте». Ассоциация – «отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом» [Психология: 28].

Эксперимент проходил в 3 этапа:

1) подбор состава информантов, разработка анкеты;

2) проведение опроса информантов участниками объединения «Лаборатория социологических исследований»;

3) обработка экспериментальных данных и их интерпретация.

На слово-стимул «любовь» было получено 580 реакций. Число разных реакций составило 143. Число отказов – 0. Число единичных реакций – 86.

По характеру связи полученные ассоциаты были отнесены:

а) к парадигматическим ассоциациям: чувство 30, счастье, взаимопонимание 28, нежность, страсть, радость 22, привязанность, верность, преданность, доверие 18, семья, дети 14, дружба 10, цветы, секс 9, понимание, искренность, сердце 8, романтика, боль 7, тепло, забота 6, улыбка, взаимность, поддержка 5, объятия, ласка 4, надежда, взаимоотношение, мир, красота, ответственность, самопожертвование 3 и др.;

б) к синтагматическим ассоциациям: чистая, светлая, добрая, вместе навсегда, просыпаться вместе, совместная жизнь, отключение мозга, клево, кайфово 1 и др.;

в) к тематическим ассоциациям: скучать 1;

г) к деривационным ассоциациям: любимка 1;

д) к фонетическим ассоциациям: морковь 7;

е) к атипичным ассоциациям: ирония, еда, борщ, яркие цвета, соленые огурцы, памперсы, пюрешечка, зубы, пицца 1 и др.

Если говорить о влиянии возраста на репрезентацию концепта «любовь», то к специфике его вербализации в языковом сознании учащихся раннего юношеского возраста (16-18 лет) в отличие от подросткового (12-14 лет) можно отнести:

а) ярко выраженную направленность на создание семьи (семья, дети, свадьба, брак, уют, еда, стирка, памперсы, квартира, муж, жена, борщ, пюрешечка и т.д.);

б) направленность на получение удовольствия от физической близости (страсть, секс, наслаждение, кайфово и т.д.);

в) большее количество конкретных слов-ассоциатов, связанных с возможностью находиться рядом с любимым человеком (прогулки, встречи, цветы, звездное небо, пицца, кровать и т.д.);

г) большое количество индивидуальных реакций.

Что касается гендерных представлений подростков о любви, то у гимназистов они не имеют ярко выраженной специфики. Единственным отличием, которое мы отметили, является то, что мальчики отнесли слово «дружба» по отношению к слову «любовь» в синонимы, а девочки – в антонимы. Такое различие обусловлено, как нам кажется, тем, что у девочек пубертатный период наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому они раньше начинают осознавать разницу между дружбой и любовью.

Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, проведенного среди учащихся колледжа, позволил выявить следующую гендерную специфику репрезентацию описываемого концепта:

а) в мужском языковом сознании ярко отражена межполовая природа любви (секс, клево, кайфово, кровать, близость);

б) в женской парадигме высокий ранг занимают этические категории (преданность, уважение, доверие);

в) юноши хорошо осознают свою ответственность за содержание семьи (работа, помощь);

г) в языковом сознании юношей любовь редко связывается со счастьем, хотя у девушек оно имеет высокий ранг.

Итак, анализ ассоциатов к слову-стимулу «любовь», а также привлечение данных других методик исследования позволяет выявить следующее значение концепта «любовь» в жизни учащейся молодёжи подросткового и раннего юношеского возраста: любовь – это неординарное чувство, реализуемое в виде взаимопонимания, нежности, страсти, внимания, заботы, несущее счастье и радость, подвигающее на создание семьи и рождение детей.

Литература

Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.