velikol.ru
1

Краткие методические рекомендации учителю для написания рабочей программы


       Главным документом образовательного учреждения, описывающим механизм реализации требований ФГОС, является Основная образовательная программа образовательного учреждения. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
      Для конкретизации работы по ее реализации в конкретном классе по каждому учебному предмету учителем разрабатывается Рабочая программа.
      Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.
      При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи и ребенка; возможности педагога; уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и другие.
      Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта. (В нашем случае УМК по системе Л.В. Занкова.)
      Созданная учителем рабочая программа по предмету рассматривается одним из структурных подразделений образовательного учреждения: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (советом), кафедрой и т.п., а затем утверждается руководителем образовательного учреждения.
      Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.
      Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планирование учебной деятельности (календарно-тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся;
- сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.
      Рассмотрим более подробно наполнение каждого из перечисленных элементов.
      На титульном листе указываются:
- название образовательного учреждения;
- название учебного предмета;
- обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;
- сроки действия рабочей программы (учебный год);
- краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя; его разряд или квалификационная категория, информация о педагогическом стаже, об опыте работы с данным учебно-методическим комплектом);
- место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.
      В пояснительной записке должны быть указаны:
- авторская программа и учебники (необходимо указать Ф.И.О. авторов, год издания), которые используются в процессе обучения;
- педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
- особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.п.);
- особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;
- информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений (эта корректировка будет осуществляться в дальнейшем в течение всего учебного года, т.к. учитель будет получать новую информацию о развитии учащихся, наблюдая их на уроках, анализируя проверочные работы на каждом этапе и т.п.);
- информация (при необходимости) об изменении содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то рабочая программа учителя, как правило, требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации (научно-методического центра, института повышения квалификации работников образования и т.п.).