velikol.ru
1

Сценарий проблемно-эвристического урока

Автор: Жилина Татьяна Васильевна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 198» ЗАТО Северск

Курс: английский язык

^ Раздел: параграф № 4 «Ты проживаешь новую жизнь с каждым новым языком, на котором ты говоришь»

Тема: Язык международного общения в будущем

Класс: 8

^ Учебно-методическое обеспечение: Happy English.ru: учебник англ.яз. для 8 кл. общеобразоват.учрежд. / К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман. – Обнинск: Титул, 2006.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: научить уч-ся выражать аргументированное мнение о языке международного общения в будущем на основе информации, полученной на уроке, знаний уч-ся по теме параграфа, знаний из других предметных областей, других областей знаний, знаний о современном мире.

^ Задачи урока:

Образовательные: активизировать знания уч-ся по теме параграфа; совершенствовать навыки поискового чтения с извлечением необходимой информации; развивать навыки аудирования; совершенствовать навыки неподготовленной монологической речи; развивать навыки письма (умение заполнить таблицу, составить схему).

Развивающие: способствовать расширению кругозора уч-ся; развивать навыки ведения дискуссии; способствовать развитию мыслительной деятельности через формирование умений анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать; учить аргументировано выражать свое мнение; учить делать выводы на основе полученной информации; формировать навыки работы в группах (больших и малых); актуализировать знания уч-ся из других предметных областей (география, история, литература), других областей знаний (искусство, музыка, спорт), а также знаний уч-ся о современном мире (события в стране и за рубежом).

Воспитательные: способствовать воспитанию толерантного отношения к мнению других людей, других культур; способствовать формированию плюрализма, пониманию возможности существования нескольких верных точек зрения по одному вопросу.

^ Проблемный вопрос: Какой язык (какие языки), наряду с английским языком, может (могут) стать языком (языками) международного общения в будущем? Почему?

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма урока: проблемный урок

^ Формы обучения: парная работа, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Мультимедийное обеспечение: авторская презентация (программа для создания презентации Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word)

Методическое обеспечение: информационные кейсы «Русский язык», «Китайский язык», «Арабский язык», «Испанский язык», политическая карта мира.

^ Целесообразность использования продукта на занятии:

- интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала;

- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Методы: частично-поисковые (работа с информационными кейсами), когнитивный (сравнение, анализ, синтез, классификация), проблемно-эвристические («мозговой штурм», метод прогнозирования, конструирования понятий), объяснительно – иллюстративный.

^ План проведения урока

Этапы урока


Временная

реализация

Организационный момент (приветствие, проверка готовности уч-ся к уроку, объявление темы урока)

1 мин.

Введение уч-ся в проблемную ситуацию урока (предъявление заголовков статей английских газет, ставящих под сомнение будущее английского языка как единственного языка международного общения).

Постановка учителем проблемного вопроса: Какой язык (какие языки), наряду с английским, может (могут) стать языком (языками) международного общения в будущем? Почему?

2 мин.

Работа уч-ся в малых группах (по 2 чел.) над решением проблемного вопроса с использованием знаний параграфа, знаний из других предметных областей, других областей знаний, знаний о современном мире.

3 мин.

Предъявление уч-ся результатов работы своей группы с заполнением схемы на доске “Язык международного общения в будущем». Уч-ся записывают название предлагаемого ими языка и причину (причины) отнесения его к языку международного общения в будущем.

5 мин.

Анализ уч-ся всех вариантов ответов, подведение уч-ся к выводу о невозможности сравнения значимости языков из-за отсутствия единых критериев их рассмотрения.

2 мин.

Выработка уч-ся критериев языка международного общения путем «мозгового штурма», запись учителем на доске вариантов, предложенных уч-ся.

5 мин.

Анализ уч-ся выработанных критериев языка международного общения, подведение уч-ся к мысли о необходимости проверки полноты раскрытия понятия путем сопоставления критериев с энциклопедическим определением языка международного общения, корректировка записей

2 мин.

Постановка учителем перед группами уч-ся конкретизированных проблемных вопросов (исходя из вариантов языков, предложенных уч-ся): Может ли русский язык стать языком международного общения в будущем? Почему? Почему нет? Что интересное для развития мировой цивилизации есть в культуре народа, говорящего на русском языке? Может ли китайский язык стать языком международного общения в будущем? Почему? Почему нет? Что интересное для развития мировой цивилизации есть в культуре народа, говорящего на китайском языке? Может ли арабский язык стать языком международного общения? Почему? Почему нет? Что интересное для развития мировой цивилизации есть в культуре народа, говорящего на арабском языке? Может ли испанский язык стать языком международного общения? Почему? Почему нет? Что интересное для развития мировой цивилизации есть в культуре народа, говорящего на испанском языке?

1 мин.

Работа уч-ся в группах с использованием информационных кейсов над решением проблемных вопросов при помощи инструмента PMI (плюс, минус, интересно). Каждая группа работает над одним проблемным вопросом, рассматривая данный для анализа язык в роли языка международного общения в соответствии с выработанными ранее критериями и заполняя таблицу.

10 мин.

Выступления представителей групп о результатах работы с выводами о возможности отнесения данных языков к языкам международного общения (на основе заполненных таблиц).

8 мин.

Сравнение таблиц, представленных уч-ся.

Коллективное обсуждение.

Выводы уч-ся о будущем языке международного общения.

3 мин.

Обобщение итогов урока о будущем языке международного общения (презентация). Акцентирование внимания уч-ся на ценности каждого языка, возможности любого из них стать языком международного общения в будущем.

Предъявление творческого дифференцированного домашнего задания. Уч-ся предлагаются 3 задания на выбор: высказать свое мнение о языке международного общения в будущем; привести примеры взаимовлияния русского и английского (китайского, арабского, испанского) языков; интерпретировать одно из высказываний о языке.

3 мин.

^ Карта урока

Название этапа

Время

(мин.)

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

^ Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

1

*внимание

*внутренняя

дисциплина

Введение в проблемную ситуацию, постановка проблемного вопроса о будущем языке международного общения

2

*внимание

*понимание

материала

*любознательность

*восприимчивость

к новому

*гибкость


Работа уч-ся в малых группах над решением проблемного вопроса

3

*организованность

*память

*внимание

*мышление

*активность

*аналитичность

*аргументированность

*самостоятельность

*целеустремленность

*рефлексивность

Предъявление уч-ся результатов работы своей группы

5

*внимание

*активное слушание

*точность речи

*правильность речи

*рефлексивность

Анализ уч-ся вариантов ответов, вывод о необходимости выработки единых критериев для объективного сравнения языков

2

*внимание

*мышление

*понимание

материала

*активность

*аналитичность

*точность речи

*уместность речи

*рефлексивность

Выработка уч-ся критериев языка международного общения путем «мозгового штурма»

5

*внимание

*мышление

*память

*понимание

материала

*активность

*системность

*аналитичность

*самостоятельность

*ясность речи

*правильность речи

*рефлексивность

^ Анализ уч-ся выработанных критериев, проверка полноты раскрытия понятия путем сопоставления критериев с энциклопедическим определением языка международного общения

2

*внимание

*память

*мышление

*активность

*аналитичность

*рефлексивность

Постановка учителем перед группами уч-ся конкретизированных проблемных вопросов о возможности отнесения русского, китайского, арабского, испанского языков к языкам международного общения в будущем

1

*внимание

*память

*мышление

*восприимчивость к

новому

*гибкость

Работа уч-ся в группах с использованием информационных кейсов над решением проблемных вопросов при помощи инструмента PMI, заполнение таблиц

10

*внимание

*память

*мышление

*понимание

материала

*активность

*целеустремленность

*настойчивость

*глубина рассуждений

*умение слушать и

слышать

*любознательность

*аргументированность

*аналитичность

*системность

*рефлексивность

Выступления представителей групп о результатах работы, выводы о возможности отнесения рассматриваемых языков к языкам международного общения в будущем (с опорой на таблицы)

8

*внимание

*память

*организованность

*мышление

*точность речи

*выразительность речи

*правильность речи

*ясность речи

*логичность

*внутренняя

дисциплина

*умение

ориентироваться в

аудитории

*рефлексивность

Сравнение таблиц, представленных группами. Коллективное обсуждение. Выводы уч-ся о языке международного общения в будущем.

3

*внимание

*память

*организованность

*мышление

*активность

*гибкость

*аналитичность

*правильность речи

*точность речи

*ясность речи

*логичность речи

*выразительность речи

*умение слушать и

слышать

*рефлексивность

Обобщение итогов урока о языке международного общения будущего (презентация). Предъявление дифференцированного домашнего задания.

3

*внимание

*мышление

*память

*активное слушание

*гибкость

*аналитичность

*рефлексивность

*системность

^ Ход урока:

  1. Beginning of the lesson

Teacher: I am glad to meet you at the lesson. It is fine you are ready to start it. At the lesson we continue working on the paragraph ”You live a new life for every language you speak”. The theme of our today`s lesson is “The world language in the future”.

Students greet the teacher, listens to the teacher.

  1. Introducing the problematic situation of the lesson and setting the problematic question about the future world language

Teacher: Look at the blackboard and read the titles of the newspaper articles in which experts give their forecast about the world language in the future.

The titles: English won`t be sole language of the future (USA today),

English won`t dominate as sole language (The Associated Press),

English won`t be key international language (BBC News).

Students read the titles of newspaper articles.

Teacher: Having read these titles you can realize that the experts consider English won`t be the only world language in the future. They also name the languages the influence of which are increasing these days.The question you are thinking over in a few minutes is “What language (languages) can be called world languages in the future? Why?” You are to work in a group of two and name at least one language and give the reason(s) of your choice.

  1. Solving the problematic question

Working in pairs students share their ideas about the future world language using the information of the paragraph and recalling their knowledge from other subjects.

  1. Presenting the results of group working

The representatives of each group tell about the future world language and give their reasons. At the same time students complete the mind-mapping scheme on the blackboard “Future world language”.


Future world language


^ Teacher summarizes the students answers.

  1. Analyzing the suggested variants

Teacher: As we can see you have suggested more than one variant. What is the right one? How can we choose? We can vote. But we`ll be very subjective in our choice, won`t we? What can we do?

Students discuss their ideas.

Teacher: Thus to be objective we need the identical criteria to compare different languages and come to a decision.

  1. Brainstorming “Criteria of the world language”

Students offer their ideas about the criteria of the world language.

Teacher writes them down on the blackboard.

  1. Analyzing the suggested criteria for the notion “a world language”

Teacher: To be sure you`ve mentioned all the criteria for the notion “a world language” I suggest you to read the definition of the notion “a world language” taken from Wikipedia and check if the criteria you`ve registered conform to the definition. (A world language is a language spoken internationally, which is learned by many people as a second language. A world language is not only characterized by the number of its speakers (native or second language speakers), but also by its geographical distribution, and its use in international organizations and in diplomatic relations [30]).

Students reread the criteria and check if all of them are presented according to the definition of the notion “a world language”.

Notes on the blackboard are corrected (a large number of speakers; a substantial fraction of non-native speakers; official status in several countries; the linguistic community is not defined along ethnic lines; a standard register is widely taught as a foreign language; use in international trade relations; use in international organizations; use in academic community; significant body of literature; association with linguistic prestige [30]).

  1. Setting the concretized problematic questions to the groups of students

Teacher: Thus all the criteria are defined and the languages pretending to the role of a world language are named. In a few minutes you`ll work in groups. Each group will take one of the suggested languages, examine it according to the criteria and decide if this language can become a world language in future. You can use the information cases. Also you are to complete the table PMI (Plus Minus Interesting). In ten minutes one of each group will present your group ideas before the class. (The questions for the groups: Can Russian language become a world language in future? Why? Why not? What interesting for the development of a world civilization is in the culture of a nation speaking Russian? Can Chinese language become a world language in future? Why? Why not? What interesting for the development of a world civilization is in the culture of a nation speaking Chinese? Can Arabic language become a world language in future? Why? Why not? What interesting for the development of a world civilization is in the culture of a nation speaking Arabic? Can Spanish language become a world language in future? Why? Why not? What interesting for the development of a world civilization is in the culture of a nation speaking Spanish?)

  1. Solving the problematic questions using the information cases

Working in groups students share their ideas about the examined language and complete the table:

Plus

Minus

Interesting












  1. Presenting the tables “Russian language”, “Chinese language”, “Arabic language”, “Spanish language”

The representatives of each group tell about “for and against” arguments to define the examined language as a world language in future and give the examples of things existing in this culture which are interesting (valuable) for the development of a world civilization.

  1. Comparing the tables

Analyzing the tables students share their ideas about future world languages and come to a conclusion that they can`t name only one language suitable for this role.

  1. Summarizing the ideas of the lesson, getting the different leveled creative home task

Summing up the teacher offers the presentation “A world language in future”. The teacher pays the students` attention to the fact that every examined language is valuable and any of these languages can become a world language in future.

At the end of the lesson the teacher presents the students the different leveled creative home task. Students can choose one they like.

1). to interpret one of the phrases about languages:

* If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. (Nelson Mandela)

* I speak Spanish to God, Italian to women, French to men and German to my dog. (Emperor Charles V)

2). to express own opinion about a world language in future;

3). to give the examples of interaction of Russian language with English (or Chinese, Arab, Spain) languages.

Список использованной литературы:

  1. 1.Клуб мышления де Боно. [электронный ресурс] / De Bono. Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.debono.ru/club.htm

  2. Лучшие рубаи Омара Хайама. [электронный ресурс] . / Omar. Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.omar.by.ru/3.htm



  1. Arab culture. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – февраль 2009 – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Arab_culture

  2. Arab language. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – октябрь 2009 -Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Arab_language

  3. Arabic proverbs. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.worldofquotes.com/proverb/Arabic/1/

  4. Articles about Flamenco. [электронный ресурс] / Flamenco.Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/flamenco/articles/index.html

  5. Chinese calendar. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_calendar

  6. Chinese garden. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_garden

  7. Chinese language. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_language

  8. Chinese proverbs. [электронный ресурс] / Wikiquote. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikiquote.org/wiki/Chinese_proverbs

  9. Culture of China. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Culture_of_china

  10. Culture of Egypt. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Culture_of_Egypt

  11. Culture of Spain. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Culture_of_spain

  12. English won`t dominate as world language. [электронный ресурс] / USA today. Электрон.дан. -26.02.2004. -Режим доступа: http://www.usatoday.com/news/bythenumbers/2004-02-26-future-language_x.htm

  13. Feng shui. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Feng_shui

  14. List if English words of Arabic origin. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_English_words_of_Arabic_origin

  15. List of English words of Russian origin. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_English_words_of_Russian_origin

  16. List of English words of Spanish origin. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – апрель 2007 – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_English_words_of_Spanish_origin

  17. Omar Khayyam. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Omar_Khayy%C3%A1m

  18. Penjing. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан.- июнь 2007- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Penjing

  19. Russian culture. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.msnbc.msn.com/id/4387421/print/1/displaymode/1098http://en.wikipedia.org/wiki/Russian_culture

  20. Russian language. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Russian_language

  21. Russian proverbs. [электронный ресурс] / Wikiquote. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikiquote.org/wiki/Russian_proverbs

  22. Spanish language. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Spanish_language

  23. Spanish Literature. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – сентябрь 2007 – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Spanish_literature

  24. Spanish proverbs. [электронный ресурс] / Wikiquote. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikiquote.org/wiki/Spanish_proverbs

  25. Sport in the People`s Republic of China. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Sport_in_the_People%27s_Republic_of_China

  26. Top Ten Internet Languages. [электронный ресурс] / Internet World Stats.- 31.03.09.- Режим доступа:http://www.internetworldstats.com/stats7.htm

  27. Traditional Chinese medicine. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан. – ноябрь 2008 – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Traditional_chinese_medicine

  28. World language. [электронный ресурс] / Wikipedia. Электрон.дан.- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/World_language