velikol.ru
1


КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Природа художественного образа в поэзии С.Есенина


ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗ?

  • Образ – свойственный художественной литературе как виду искусства способ отражения (воспроизведения, пересоздания) действительности.(Из школьного словаря литературоведческих терминов).

  • «Образ есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов».( По Есенину «Ключи Марии»).



Группа образов:

  • 1. Заставочный, или «уподобление одного предмета другому».Например, солнце – это и колесо, и телец, и белка; ветер – это и олень, и Сивка Бурка, и метельщик.

  • 2. Корабельный, т.е. струящийся, плывущий троп. По есенинскому определению, это и есть «уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде».

  • 3. Ангелический, самый сложный и самый, по выражению Есенина, «значный» - «ангелический, т.е. пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна».



^ ФОЛЬКЛОРНАЯ ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА.

  • Пословицы, поговорки, загадки.

  • Метафоричность

  • Использование постоянных эпитетов

  • Психологический параллелизм

  • Повторение

  • Афористичность языка

  • Напевность

  • Анимализм



Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года



Образы на основе народных поговорок, пословиц, загадок.

  • Загадка: «Белая кошка лезет в окошко»(солнце).

  • В «Преображении»:

  • Ныне

  • Солнце, как кошка,

  • С небесной вербы

  • Лапкою золотою

  • Трогает мои волоса.

  • «Заря-зарница пошла за водицей» и др.



Метафоричность

  • Метафора (от греч.metaphora – перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.

  • Поэт создаёт метафоры по фольклорному принципу: он берёт для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим.

  • Один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы – всё это, по Есенину, дети одной матери – природы.





Характерные для фольклора элементы

  • Постоянные эпитеты: «тёмна ноченька», «кудри русые», «лиходейная разлука»;

  • Краткие прилагательные: «алы зори», «белы снега», «сине море», «буйны головы»;

  • Зачины: «Сторона ль моя, сторонка», «Гой ты, Русь моя родная»;

  • Частушечные ритмы: «Хороша была Танюша,

  • Краше не было в селе…»



Красочно-цветовые эпитеты

  • Самый распространённый эпитет – синий: «синий платок», «синие вечера»; голубой: «голубая струя», «голубая Русь», «голубой полушалок».

  • Белый: «белая берёза», «белый рок», «белый перст».

  • Золотой: «золотая роща», «золотая повесть», «золотые звёзды»; жёлтый: «жёлтый лик».

  • Красный: «красные цветы», «красна зорюшка», «красный костёр», «красная рябина».

  • Чёрный: «чёрная дрожь», «чёрная гать».

  • Зелёный: «зелёная причёска», «зелёное вымя», «зелёный затон», «зелёная вода».

  • Реже встречаются: багряный, сиреневый, розовый, малиновый.



Психологический параллелизм

  • Есенин постоянно обращается к русской природе в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли и чувства о себе, о своём месте в жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем. Нередко природа в стихах Есенина настолько сливается с человеком, что как бы оказывается выражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь предстаёт как частица природы:

  • «Словно яблонный цвет, седина

  • У отца пролилась в бороде.»

  • «…Оттого что тот старый клён

  • Головой на меня похож.»

  • Природа в стихах Есенина способна поступать, как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:

  • Там теперь такая ж осень…

  • Клён и липы в окна комнат,

  • Ветки лапами забросив,

  • Ищут тех, которых помнят.

  • Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу – образу берёзы. У Есенина берёза – «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого.



Афористичность языка

  • Одна из ярчайших особенностей фольклора.

  • Есенинские афоризмы: «Так мало пройдено дорог,//Так много сделано ошибок»; «Коль нет цветов среди зимы, //То и грустить о них не надо»; «Ведь разлюбить не можешь ты,//Как полюбить ты не сумела»; «Кто любил, уж тот любить не может,//Кто сгорел, того не подожжёшь».

  • Близкие по смыслу к народным афоризмам: «В саду горит огонь рябины красной.//Но никого не может он согреть» - «Светит, да не греет»; «Так мельница, крылом махая,//С земли не может улететь» - «Крыльями машет, а улететь не может».



Напевность

  • Лирические произведения Есенина написаны как песни и легко могут быть положены на музыку.

  • Популярности стихотворений-песен Есенина способствовало их плавное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затруднённости.

  • Примеры стихов-песен: «Отговорила роща золотая…», «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Над окошком месяц…» и др.



Анимализм

  • Под термином анимализм понимается изображение животных.

  • Образы животных в поэзии Есенина используются как традиционная литературно-фольклорная символика.

  • Примеры: вороны – предвестники несчастья, красногривый жеребёнок символизирует старую патриархальную деревню, лебеди – символ красоты, корова – символ крестьянского благополучия, кобыла – образ дореволюционного крестьянства, красный конь – символ революции, розовый конь – образ революции, чёрный конь – предвестник смерти, собака – сторож, верный друг.



Вывод:

  • Таким образом, связь поэзии с народным творчеством является глубокой и многообразной. Однако Есенин шёл не только от народного творчества, с которым был превосходно знаком. В раннем творчестве , да и несколько позже, поэт прибегал к религиозным образам, пользовался христианской символикой.



Христианские образы

  • Христианские образы трансформировались применительно к крестьянской жизни и быту. Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского труда.

  • Господь в облике нищего идёт пытать людей в любви, пророк Исайя пасёт златых коров(«О пашни, пашни, пашни…»); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: «Осанна!» («Сохнет стаявшая глина…»).Николай Чудотворец у Есенина попросту Микола.

  • Среди ранних стихов Есенина есть стихотворения, где христианская символика представляет не просто поэтическую образность, но выражает подлинное религиозное переживание лирического героя. Таково стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…» с образами монастыря и бедной странницы, которая каждый вечер идёт поклониться любви и кресту:

  • Кроток дух монастырского жителя,

  • Жадно слушаешь ты ектенью,

  • Помолись перед ликом спасителя

  • За погибшую душу мою.



«Отговорила роща золотая…»

  • 1 Отговорила роща золотая

  • Берёзовым весёлым языком,

  • И журавли, печально пролетая,

  • Уж не жалеют больше ни о ком.

  • 2.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

  • Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

  • О всех ушедших грезит конопляник

  • С широким месяцем над голубым прудом.

  • 3.Стою один среди равнины голой,

  • А журавлей относит ветер в даль,

  • Я полон дум о юности весёлой,

  • Но ничего в прошедшем мне не жаль.



«Отговорила роща золотая…»

  • 4. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

  • Не жаль души сиреневую цветь.

  • В саду горит костёр рябины красной,

  • Но никого не может он согреть.

  • 5. Не обгорят рябиновые кисти,

  • От желтизны не пропадёт трава.

  • Как дерево роняет тихо листья,

  • Так я роняю грустные слова.

  • 6. И если время, ветром разметая,

  • Сгребёт их все в один ненужный ком…

  • Скажите так… что роща золотая

  • Отговорила милым языком