velikol.ru
1

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей


Учебно – методический центр


КУРСОВАЯ РАБОТА


Тема: Влияние дидактических игр

на развитие цветоощущения

детей.

Выполнила: Крылова

Любовь

Борисовна

Воспитатель ДОУ № 163

г. Твери

Руководитель: _______________

____________________________


Тверь 2008


- СОДЕРЖАНИЕ –

Введение

Актуальность

Цель

Задачи

Теория

Задачи дидактических игр

Требование к дидактическому материалу

Важность использования правил в игре

Вывод

Формы организации

Классификация

Вывод

^ Система работы

Формы работы

Взаимодействие с родителями

Диагностика

Результативность

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликации своё представление об окружающем мире, понимая его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребёнка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

- Актуальность - Однако, часто встречается такая проблема, как

неумение дошкольников различать цвета. С чем это связано?

Осознанное, целенаправленное восприятие цветов не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформулировать устойчивый образ цвета. А всё это им необходимо! Полученные детьми знания о цвете поспособствуют сенсорному и умственному развитию детей, развитию творчества, а так же восприятию окружающего мира. Без этих знаний ребёнок будет чувствовать себя бедным и ущемлённым.

- ^ Цель - Целью моей работы является выявление влияния дидактических игр на усвоение детей цветов, оттенков и цветовых тонов.

- Задачи - Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Разработать план совместной деятельности с детьми, в основе которого заложено использование дидактических игр на развитие цветоощущения.

  2. Подобрать дидактические игры, способствующие различению и называнию основных цветов цветового спектра, цветовых тонов и оттенков.

  3. Апробировать данный план в повседневной работе с детьми.

  4. Сделать выводы об эффективности работы с использованием дидактических игр на развитие цветоощущения через мониторинг, использовать их в повседневной работе и при взаимодействии с родителями.

Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, поскольку его можно свободно изменять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем творческой инициативы ребёнка.

Дидактическим играм принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же формирование у них обобщённых представлений и способов действий. Полученные детьми общие знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию.

- Теория -

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать в игре и быту.

В младшей группе необходимо воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать наблюдательность, эстетические чувства при ознакомлении с окружающей жизнью, природой, изобразительным искусством.

Воспитатель учит детей замечать очертания линий, форм в окружающих предметах, картинках, иллюстрациях, народных игрушках, а затем передавать их в рисунке. Он обращает внимание детей на яркость, контрастность цветовых пятен при изображении действительности («яркое солнышко светит», «жёлтые одуванчики цветут», «какая зелёная ёлочка»).

Воспитатель учит детей не только различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но и использовать цвет как яркое выразительное средство в рисунке.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость, приобретения новых знаний и способ действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Рассмотрение дидактической игры как явления обучения, как одной из форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует её расширенное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и приёмы (загадывание загадок, внесение игрушки, стимулирующей определённую деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и ограничение единств в ней всех её компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий и правил. Без этого нет дидактической игры как таковой.

В дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнование, распределение ролей и др.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, как на занятиях, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

- ^ Задачи дидактических игр - Предлагаемые мной дидактические

игры помогут научить детей различать, а потом и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат три типа обучающих задач:

  1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.

  2. Задачи на правильное называние цветов.

  3. Задачи на использование знаний цветов в игровой, бытовой, художественно-продуктивной деятельности и в речи детей.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов действует как сигнал к действию или его запрету. Ребёнок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приёмы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приёмов ведёт к формированию зрительного образа цветового тона, который позволяет ребёнку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях. Например, дидактическая игра «Фонарики». Рассмотрев свои фонарики, дети под музыку шагают с ними по группе. Как только музыка смолкает, дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя подходят к нему. Сравнивается цвет фонариков у детей и воспитателя. В дальнейшем воспитатель поднимает вверх не фонарик, а платочек, мяч, ленту или флажок и дети с фонариками в руках подходят к нему, ориентируясь на цвет.

Задачи второго типа отличаются тем, что решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Так, например, в таких дидактических играх как «Собери лепесточки», «Пирамидки», «Матрёшки» надо не просто найти нужный цвет, но и учить детей называть его.

Правильное название цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.

Решение задач третьего типа предусматривает использование полученные знания в настольных, строительных играх в рисовании на свободную тему и в быту.

Задачи развивающей игры отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и, как правило, не осознаётся ребёнком.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может быть сигналом, побуждающим к определённым игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

- ^ Требование к дидактическому материалу - Чтобы малыши

успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

  1. Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение.

  2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.

  3. Игрушки должны быть изготовлены из шёлка, пластмассы, картона, дерева или металла.

- ^ Важность использования правил в игре - Кроме дидактических

задач, игровой цели и игрового действия обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путём указаний. Например, дидактическая игра «Найди цвет». Игра заключается в том, что воспитатель раздаёт малышам карты с цветными кружками и объясняет, что надо закрыть все круги кружками такого же цвета. Каждый играющий берёт в руки вертушку и крутит стрелку, а затем называет цвет, на котором остановилась стрелка. При правильном названии цвета он может взять себе соответствующий кружок. Вертушка переходит следующему игроку. Играя в эту игру необходимо соблюдать следующие правила:

- Вертушка передаётся участникам игры по очереди.

- Игроку надо назвать цвет, на котором остановилась стрелка. Если цвет назван правильно, игрок берёт себе кружок такого же цвета, кладёт на свою карту и передаёт вертушку другому игроку.

- Если такой цвет у игрока уже есть, он крутит стрелку ещё раз.

Правила в игре имеют важное дидактическое значение, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Игра «Найди цвет» является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый).

- Вывод - В конечном итоге выполнение правил игры влияет на

формирование характера, развивает логическое мышление, учит выстраивать логоритм предстоящих игровых и бытовых действий, развивает проявление творчества. Без ранее установленных правил игровое действие развёртывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.

- Формы организаций - 1. За столом

2. На ковре

3. Фронтальные

4. Подгрупповые

5. Индивидуальные

- Классификация - В результате моей работы весь дидактический

материал можно разделить на два обучающий типа:

  1. Игры на различение основных цветов и их оттенков, такие как «Помоги рыбкам», «Фонарики», «Ищи свой дом».

2. Игры на называние основных цветов и оттенков: «Пирамидки», «Прыг-скок», «Подбери чашку», «Найди цвет» (Приложение 1).

Основная часть игр может быть использована при решении обоих задач.


группы

особенности развития

игры

младшая группа

Дети могут запоминать основные цвета и называть их, а так же успешно могут различать форму предметов.

Игры на различение, а затем называние основных цветов: «Помоги рыбкам», «Фонарики», «Ищи свой дом».

средняя группа

Дети видят и могут различать и называть цвета и оттенки, а так же смешивать краски на палитре, получая нужные оттенки.

Игры на различение и называние цветов и оттенков: «Пирамидки», «Прыг-скок», «Найди цвет».

старший возраст

Совершенствуются чувства цвета, желание декорировать свои работы.

Игры на различение и называние оттенков, тонов, колорита: «Подбери чашку», «Цветовое лото».




- Вывод - Все вышеуказанные игры помогают мне закреплять

учебный материал, организовать досуг детей, обогащать игровую деятельность. Дидактическим играм, прежде всего, принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

Для понимания смысла можно привести пример с обычным светофором, который используется на улицах для регулировки движения транспорта и пешеходов. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета, с основными цветами: красным, жёлтым, зелёным, но они не знакомятся с ними впервые, не учатся различать эти цвета. Это им уже известно. Пешеходы, шофёр используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать, как полезны будут дидактические игры, с которыми детей знакомят ещё в дошкольном возрасте.

- Система работы -

- Формы работы -

Формы работы строятся таким образом:

  1. Учебная деятельность (даются знания, умения, навыки).

  2. Совместная деятельность (закрепляются знания, умения, навыки).

  3. Самостоятельная деятельность (полученные знания, умения, навыки дети используют в быту, игре).

  4. Взаимодействие с родителями.

- Взаимодействие с родителями - В современных условиях, когда

возрастает роль семейного воспитания, я предаю большое значение взаимодействию с семьёй. Только когда родители понимают важность этого вида деятельности, владеют некоторыми приёмами обучения, заинтересованы в своём ребёнке, совместными усилиями можно добиться определённых результатов.

В практике работы я часто сталкиваюсь со случаями, что родители не в полной мере понимают, чему надо учить ребёнка, как это делать интересно, ненавязчиво, в игровой форме, как оценивать полученный ребёнком результат.

Например, был такой случай: после первого занятия рисования гуашью мама смотрит на рисунок своей трёхлетней дочери и начинает его критиковать: «Что это такое? Яблоко? Плохое яблоко, почему такое кривое?» Я, разумеется, сразу вмешалась: «Да вы что? Настенька так старалась, у неё так хорошо получилось! Посмотрите, яблочко красное, кругленькое, да такое ровное!» Девочка, сначала расстроенная, повеселела. А потом я без присутствия ребёнка побеседовала с мамой и выяснила, что Настя увидела гуашь и кисточку первый раз, дома с ней никогда не рисовали красками.

Чтобы учить родителей технике рисования, приёмам, оценке полученных детьми результатов я использую:

  • Индивидуальные беседы

  • Подгрупповые консультации

  • Коллективные встречи (Приложение 2)

А в дальнейшем планирую использовать активные формы обучения родителей: практические занятия с детьми в присутствии родителей.

- Диагностика - Начальная и конечная диагностика детей за

4 года с младшей до подготовительной к школе группы.

После каждого этапа диагностики я делаю анализ, в котором выявляю:

  1. Степень освоения ребёнком программных задач по разделу цветоощущения (высокий, средний, низкий уровни).

  2. Комплектую подгруппы по уровню развития детей (высокий, средний, низкий уровни развития).

  3. Планирую работу с каждой подгруппой.

  4. Информирую родителей в индивидуальных беседах о результатах обследования и сообщаю перспективный план работы по развитию цветоощущения (Приложение 3).

- Результативность - В результате сделанного итогового

анализа каждого ребёнка в подготовительной к школе группе пришла к такому выводу:

  • все дети используют смешение красок, получая разные оттенки розового, зелёного, оранжевого, коричневого и других;

  • умело используют оттенки цветов для передачи предметов и явлений;

  • любят рисовать все, большинство детей стараются добиться максимального высоких результатов, декорируют;

  • в пейзажах дети используют несколько оттенков зелёного цвета;

  • у отдельных детей появляется потребность находить свои цветовые решения в рисунке; Например, Коля самостоятельно искал свой фиолетовый цвет, не прибегая к помощи воспитателя;

  • некоторая часть родителей пересмотрели свои требования к качеству рисунка, научились видеть творческое начало, отслеживать динамику творчества в рисунке и создают условия для детского изобразительного творчества дома;

  • дети выражали желание выставлять свои работы на общесадовские выставки (тематические, авторские, посвящённые датам и праздникам, сюжетные); эти выставки были представлены для родителей, сотрудников, воспитанников других групп, гостей детского сада.

- ЛИТЕРАТУРА –

  • «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Стребелевой, Москва «Просвещение» 2005

  • «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» под редакцией Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой, Москва «Просвещение» 1979

  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л. В. Артёмова, Москва «Просвещение» 1992

  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, Москва «Просвещение 1991

  • «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова, Москва «Просвещение» 1991

  • «Младший дошкольник от 3 до 4 лет» Методическое пособие для родителей и педагогов Т. Н. Доронова, Москва 2006

  • «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» Т. Н. Доронова, Москва 1997

  • «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет» Т. Н. Доронова, Москва 1998

  • «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет» Т. Н. Доронова, Москва 1999

  • «Я учусь рисовать» Т. Г. Казакова, Москва «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996

  • «Разбуди в ребёнке волшебника» Е. Е. Кравцова, Москва

  • «Теория и методика Изобразительной деятельности в детском саду» В. Б. Космическая, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова, Н. Б. Халезова и др., Москва «Просвещение» 1985

Приложение 2

Консультации с родителями

^ Вам, малыши, краски и карандаши!

Рисование – одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые «оживают»: машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование – путешествие в окружающий мир.

Вначале обучения рисованию помните, что для малыша научиться правильно держать карандаш – большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.

Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать « содержание» рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятия. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке. Он может сам продолжить разговор, спрашивая: «Куда пошла девочка?», «Кто живёт в домике?», Где растут цветы?». В процессе рисования происходит общение ребёнка со взрослым, что так важно для его умственного развития.

Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место, где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров ( их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.

Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что она даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне. Путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: « И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья» или «Белый снежок на землю падает». Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.

Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря занятиям дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер «сотворчества». Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослым.


Рисуем для детей, рисуем вместе с детьми

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полноценного развития детей в изобразительной деятельности.

Материалы, пособия и оборудование приобретаются родителями чаще всего стихийно, поэтому их подбор носит случайный характер и не способствует своевременному и полноценному развитию ребёнка, а в отдельных случаях даже наносит вред из-за их низкого качества. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребёнка-дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно.

Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном образовательном учреждении решаются одни задачи, а в семье – другие.

Во-первых, при обучении в детском саду преобладают «учебные» формы работы, при которых педагоги ставят перед ребёнком учебные задачи и помогают решить их. В семье, при наличии соответствующих условий, ребёнок может сам себя занять полезным и интересным делам, что способствует его личностному развитию.

Во-вторых, в результате специальных психолого-педагогических исследований было установлено, что на всех стадиях развития дошкольника для него особо значимым является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.

Таким образом, становится очевидным, что предметно-развивающая среда, как в детском саду, так и в семье должна включать материалы, пособия и оборудования, позволяющие «продвигать» ребёнка вперёд в своём развитии. При этом родители должны знать, какие именно материалы, пособия и оборудование необходимы для развития их ребёнка в продуктивной деятельности в том или ином возрасте и стараться приобретать именно их.

В результате изучения специальной литературы и опыта, который имеется по вопросам использования различных материалов в условиях семьи (Е. Г. Мосин, В. В. Курчевский и др.), типы материалов были выделены по двум ведущим видам продуктивной деятельности: изобразительной и конструирования.

Для изобразительной деятельности такими материалами являются:

  • Цветные карандаши,

  • Фломастеры,

  • Цветные восковые мелки,

  • Гуашь,

  • Пластилин,

  • солёное тесто,

  • Набор бумаги, разной по фактуре и цвету.

Для конструирования:

  • наборы мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины ( от 40 элементов);

  • LEGO, 2 – 3 вида конструкторов, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить своё творчество;

  • Природные и бросовые материалы для изготовления поделок.

Но имея всё это дома, не ждите, что ваш малыш сядет и нарисует вам шедевр. До настоящих шедевров ещё долгий путь обучения. А чтобы дети желали обучаться, надо рисовать вместе с ними, ведь вы – их объект для подражания. Чтобы вы не делали дома, они вас копируют, никогда не забывайте об этом. В младшей группе начинаем знакомить детей с формой предмета (яблоко – круглое, апельсин – круглый, крыша у дома треугольная и т. д.), учим детей видеть форму предмета, и стараемся, чтобы ребёнок передал её в рисунке.

А так же больше говорите со своими детьми, побуждая их рассказывать о нарисованном предмете. Задавая наводящие вопросы дорисовывайте с ним картинку, превращая её в сюжетный рисунок, («Что это у тебя?», «Дождик», «А из чего идёт дождик?» «Из тучки». «Давай нарисуем тучку?» «А куда льёт дождик?» «На землю, дорожку». «А кто по ней бежит?» Такая совместная игра-рисование очень нравятся детям.

Изобразительная деятельность детей 6 – 7 лет

Изобразительная деятельность в нашей программе рассматривается в единстве эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей.

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов эстетическое восприятие играет столь значительную роль в общем развитии ребёнка, что не правомерно ограничивать его восприятием только тех предметов, которые он рисует. Поэтому работу по развитию эстетического восприятия мы выделяем в самостоятельное направление, включающее проявления красоты в ПРИРОДЕ И ИСКУСТВЕ.

Общеизвестно, что впечатления детства сохраняются на всю жизнь. Многие люди до глубокой старости помнят красоту природы, которая окружала их в детстве.

Проникновение в мир природы, умение любоваться грациозностью и лёгкостью трав, красотой и сочностью ягод, плодов делает жизнь ребёнка богаче, ярче, полнее.

Дети шести лет очень восприимчивы к красоте природы. Но, ни одно из самых восхитительных явлений природы не воспринимается детьми сразу, каким бы совершенным не было проведённое педагогом занятие или прогулка с родителями. Поэтому от педагогов и родителей требуется систематическая и целенаправленная работа.

Наряду с природой не менее благотворным и неисчерпаемым источником художественных переживаний ребёнка являются произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Независимо от возраста, образования и профессии, большинство людей помнят любимые игрушки своего детства. И это приятные воспоминания, потому что в России государство всегда защищало детей от негативного влияния тех игрушек, которые опасны для их физического и психического здоровья, провоцируют агрессивность и насилие.

В настоящее время российский рынок заполнен импортными играми и игрушками, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим на развитие детей. К сожалению, робкие попытки правительства и Министерства образования не в состоянии в ближайшее время изменить положение в этой сфере. Поэтому защитить своего ребёнка могут только родители, приобретая для него то, что способствует развитию его творчества, интеллекта и художественного восприятия.

Народное искусство, которое является частью нашей культуры, несмотря ни на что, живёт и развивается. Рядом с китайскими игрушками на прилавках магазинов можно встретить нашу родную матрёшку, дымковскую, каргопольскую, абашевскую, тверскую, богородскую игрушки, которые как весёлая народная улыбка, в которой дух сказки и верное наблюдение жизни, яркость красок и огромное изящество форм радует и детей и взрослых.

Их создатели из разных уголков России, передавая из поколения в поколение своё мастерство, смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Поэтому работы народных мастеров становятся уже не только забавой для детей, но и предметом восхищения и коллекционирования со стороны взрослых. И это замечательно! Собирайте народные игрушки и играйте в них вместе с детьми! В этом случае народное искусство будет объединять несколько поколений, как бы связывая их нитью исторической и культурной памяти своего народа.

В нашей программе работа с детьми на материале народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в процессе содержательного взаимодействия педагогического коллектива с родителями.

Красочные изделия народных мастеров радуют и воспитывают ребёнка своей неповторимой красотой, когда они украшают его дом или появляются на праздничном столе.

^ Особое место в эстетическом развитии детей шести лет надлежит произведениям изобразительного искусства.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Специальные исследования убедительно показали, что эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. В этом возрасте встреча с прекрасным оставляет глубокий след в душе ребёнка.

В эстетическом развитии ребёнка значительная роль принадлежит его собственной художественной деятельности.

Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование ведёт к обогащению и перестройке психических свойств и способностей ребёнка, способствует его художественному развитию и помогает передать своё отношение к окружающей деятельности с помощью доступных ему средств выразительности.

Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета, без которых невозможно полноценное творчество.

К шести годам дети свободно пользуются изобразительными материалами и отчётливо чувствуют и отмечают назначение различных художественных средств выражения и изображения.

Возросшая активность, сознательность, самостоятельность, качественное изменение воображения позволяют шестилетним детям проявлять инициативу в различных видах художественной деятельности.

Родителям и педагогам важно помнить, что в соответствии с требованиями нашей программы недопустимо в процессе обучения навязывать детям чуждое им содержание, вкусы взрослых, прививать внешне заимствованные навыки.

Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность. А все технические навыки, все знания о средствах выразительности – приобретаться ребёнком в процессе радостного и добровольного оформления своих замков.

Но это вовсе не означает, что авторы программы настаивают на абсолютной свободе детей и категорически выступают против их обучения.

Это не так! Родителям и педагогам в каждой очередной программе мы стараемся объяснить, что своевременное и полноценное развитие ребёнка может происходить только на основе совместных действий с взрослым, которые должны пробудить творческую активность ребёнка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов. Кроме того, очень важно помочь ребёнку сохранить интерес к заинтересованному его содержанию, глубже проникнуть в освоение новой художественной техники, добиться желаемого результата и получить от своих занятий удовольствие.

Изобразительная деятельность детей 5 -6 лет

В жизни большинства детей старшего дошкольного возраста изобразительная деятельность занимает особое место. Накопленный жизненный и художественный опыт позволяет детям в рисунке и лепке отражать явления окружающей действительности, выражая своё эмоциональное отношение к ним.

Импульсивность, наивность и открытость детского творчества придают ему особое очарование, под обаянием которого прощаются технические погрешности. Но правильно ли это? Ведь очень часто в рисунке ребёнка мы видим несовершенные формы, искажённые пропорции, отсутствующие детали и многое другое?

На этот сложный вопрос педагоги, психологи, специалисты в области детского изобразительного творчества отвечают по-разному. Одних волнует строго реалистический характер детского рисунка, а другие склонны относиться к нему, как к художественному изображению, в котором что-то выражено, наполнено особым смыслом. Например, если ребёнок голову страшной собаки изобразил больше туловища, то это прегрешение оправдано. С помощью контакта, как средства выразительности, он хотел подчеркнуть, что страшной собаку делает именно голова с открытой пастью и большими острыми зубами.

Если ребёнок изображает собаку в виде какого-то бесформенного существа лишь потому, что ощущает себя беспомощным и просто не умеет нарисовать её, то речь не может идти об очаровании детского творчества. Говорить о художественном развитии ребёнка в старшем дошкольном возрасте мы можем при условии, если он сознательно выбирает и сочетает изобразительные средства для реализации собственного замысла.

Мировой опыт показал, что для художественного развития детей их нужно своевременно учить. Но не копировать образец взрослого, а развивать их творческую активность, воображение, наблюдательность, способность понимать природу, искусство, окружающих ребёнка детей и взрослых и откликаться на их радости и печали.

Все эти важные качества не возникают сами по себе, а вызревают в недрах художественной деятельности самих детей под мудрым руководством окружающих его взрослых. Для этого родителям надо просто помочь детям – дать им бумаги, краски, кисти, фломастеры, глину, пластилин или другие изобразительные или пластические материалы. Отвести место для работы и с вниманием и уважением относиться к детскому творчеству.

В нашей программе «Из детства – в отрочество» эстетическое развитие детей осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям.

Первое направление предлагает работу по приобщению детей к красоте природы и искусству и называется «ПРЕКРАСНОЕ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ».

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов эстетическое восприятие играет столь значительную роль в общем развитии ребёнка, что не правомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые он рисует. Поэтому работу по развитию эстетического восприятия мы выделяем в самостоятельное направление, включающее проявления красоты в ПРИРОДЕ И ИСКУССТВЕ.

Второе направление связано с развитием детей в рисовании.

Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование ведёт к обогащению и перестройке психических свойств и способностей ребёнка, способствует его художественному развитию и помогает передать своё отношение к окружающей действительности с помощью доступных ему средств выразительности.

Рисунок в изобразительном искусстве имеет самостоятельное значение. Это основной вид графики. Он держит на себе богатство и яркость красок живописи.

Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета, без которых невозможно полноценное творчество. Поэтому обучение детей рисованию мы выделили в самостоятельное направление, которое называется «МЫ РИСУЕМ».

Третье направление призвано осуществлять развитие детей в сфере художественного труда.

Мы считаем, что ребёнок пяти лет должен активно пользоваться различными материалами, любить лепить, конструировать, заниматься аппликацией, работать с природными материалами, тканью. Поэтому содержание работы с детьми в этих сферах продуктивной деятельности мы выделили в самостоятельное направление и назвали «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД».

Изобразительная деятельность детей 4 – 5 лет

«Как весело рисуют доверчивые дети» - так в своём стихотворении «Рисунок» поэт Давид Самойлов охарактеризовал особенности детского творчества.

Ребёнок всё воспринимает по-своему. Всё, что вокруг него, составляет единый, целостный мир. Этот мир и всё новое, что возникает, ребёнок вбирает. А обучение навязывает ребёнку иное, своё мироощущение.

Детей развивать нужно, но мы, родители и педагоги, должны делать это очень деликатно, заботясь о сохранении собственного мира ребёнка.

Изучая особенности изобразительной деятельности детей пятого года жизни, отечественные и зарубежные учёные выделяют два типа маленьких рисовальщиков – «визуализаторов» и «коммуникаторов».

^ К первому типу относятся дети, которые с упоением рисуют. Их занимает качество рисунка. Они проявляют интерес к форме, строению предметов, к декорированию изображения, тщательно прорисовывают детали, элементы.

^ Ко второму типу относятся те дети, для которых рисунок не самоценен. Он является лишь частью сюжета, игры, которая развёртывается в его воображении. Таких детей не интересует качество работы. Они дополняют свой рисунок речью, игровыми действиями.

Очевидно, что так по-разному четырёхлетние рисовальщики могут проявить себя только в процессе свободного рисования, создавая изображения, наполненные не учебным, а собственным, детским содержанием. При этом конечный продукт-рисунок у них будет разным.

Дети, для которых рисунок – самоцель, обязательно добьются лучшего результата. Зато те, для которых рисование – игра или опора для развёртывания сюжета, по мнению доктора психологических наук Л. Ф. Обуховой «…отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений».

Учёные считают проявление у ребёнка самоидентификации в творческой работе более значимым, чем качество самого продукта.

Но это вовсе не значит, что эти учёные стоят на позиции спонтанного воспитания детей.

Очевидно, что это иной подход к обучению детей в рисовании, и мы согласны с ним.

Во-первых, он позволяет родителям и педагогу перейти от авторитарных методов руководства к личностно-ориентированному общению с детьми.


В семье тактично и деликатно наблюдать за изобразительной и конструктивной деятельностью детей, в которой они выражают своё отношение к действительности. Интересоваться содержанием их рисунков, конструкций. Поощрять инициативу, самостоятельность: «Молодец, сам придумал (слепил, нарисовал, построил и т. д.)»

Заинтересованно и с уважением относиться к процессу и продукту свободной детской деятельности. Стараться не прерывать занятий детей. В продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании – помогать, по просьбе ребёнка, добиваться результата.

Не позволять окружающим ребёнка дома взрослым и детям насмехаться и иронизировать по поводу продуктов его творчества (рисунков, поделок и т. п.)

По желанию детей и с их согласия делать продукты их творчества достоянием других детей и взрослых.

Приложение 3

^ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ

месяц

название игры

цель игры

сентябрь

1. «Помоги рыбкам»

- Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый).

2. «Собери капельки в стакан»

- Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый).

октябрь

1. «Собери бусы»

- Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый). Познакомить с зелёным цветом.

2. «Ищи свой дом»

- Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). В процессе игры учить детей управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.

ноябрь

1. «Неваляшки»

- Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).

2. «Бутылочки»

- Учить детей различать основные цвета. Познакомить с белым цветом.

декабрь

1. «Фонарики»

- Закреплять умение различать знакомые цвета.

2. «Матрёшки»

- Закреплять умение различать основные цвета. Знакомство с коричневым цветом. Побуждать детей называть знакомые цвета самостоятельно или повторять названия за взрослым.

январь

1. «Помоги рыбкам»

- Закреплять умение различать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), побуждать детей повторять их за воспитателем.

2. «Собери лепесточки»

- Учить детей не только различать основные цвета, но и называть их.

февраль

1. «Собери капельки в стакан»

- Побуждать детей называть знакомые цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, коричневый).

2. «Неваляшки»

- Побуждать детей называть знакомые цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, коричневый).

март

1. «Пирамидки»

- Учить детей называть не только основные (красный, синий, жёлтый, зелёный), но и дополнительные (белый, коричневый) цвета.

2. «Матрёшки»

- Продолжать учить детей называть цвет матрёшек.

апрель

1. «Собери бусы»

- Продолжать учить детей называть цвет бусинок.

2. «Бутылочки»

- Продолжать учить называть цвет крышек. Познакомить с чёрным цветом.

май

1. «Собери лепесточки»

- Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета.

2. «Прыг-скок»

- Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов.

^ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ

месяц

название игры

цель игры

сентябрь

1. «Собери капельки в стакан»

- Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета капелек.

2. «Ищи свой дом»

- Закреплять умение детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, коричневый). В процессе игры продолжать учить детей управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.

октябрь

1. «Пирамидки»

- Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета.

2. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные цвета. Познакомить с некоторыми дополнительными тонами спектра (розовый, голубой). Побуждать детей различать их и произносить новые для них названия.

ноябрь

1. «Собери лепесточки»

- Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета.

2. Бутылочки»

- Закреплять умение называть основные и дополнительные цвета (чёрный, белый, оранжевый).

декабрь

1. «Неваляшки»

- Закреплять умение называть основные (красный, синий, жёлтый, зелёный) и дополнительные цвета (чёрный, белый).

2. «Прыг-скок»

- Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов.

январь

1. «Матрёшки»

- Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета матрёшек.

2. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные цвета. Продолжать знакомить с некоторыми дополнительными тонами спектра (розовый, голубой). Побуждать детей различать их и произносить новые для них названия.

февраль

1. «Пирамидки»

- Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета.

2. «Собери бусы»

- Учить чередовать бусины по цвету.

март

1. «Найди домик»

- Учить находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя.

2. «Прыг-скок»

- Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов.

апрель

1. «Ищи свой дом»

- Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета.

2. «Бутылочки»

- Закреплять умение называть основные и дополнительные цвета (чёрный, белый, оранжевый).

май

1. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

2. «Найди домик»

- Продолжать учить находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя.

^ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ

месяц

название игры

цель игры

сентябрь

1. «Собери бусы»

- Закреплять умение чередовать бусины по цвету, используя 2-3 цвета.

2. «Прыг-скок»

- Выяснить, какие цвета и дети свободно различают и называют. Обратить внимание детей на оттенки цвета.

октябрь

1. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

2. «Найди домик»

- Закреплять умение находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя.

ноябрь

1. «Найди свой цвет»

- Познакомить с новой игрой, учить правилам (игра с кубиком). Закреплять знания цветов.

2. «Пирамидки»

- Закреплять знание цветов. Учить составлять пирамидку на столе, опираясь на основу.

декабрь

1. «Подбери чашку»

- Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.).

2. «Весёлые крышки»

- Закреплять знание цветов и оттенков, развивать мелкую моторику.

январь

1. «Проверь себя»

- Продолжать учить правильно смешивать краски, получая новые оттенки.

2. «Художник 1»

- Закреплять знание оттенков.

февраль

1. «Собери букет»

- Знакомство с колоритом. Учить составлять букеты холодных и тёплых тонов.

2. «Найди домик»

- Закреплять умение находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя.

март

1. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

2. «Подбери чашку»

- Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.).

апрель

1. «Художник 1»

- Закреплять знание оттенков.

2. «Далеко-близко»

- Познакомить детей с перспективой.

май

1. «Проверь себя»

- Закреплять умение правильно смешивать краски, получая новые оттенки.

2. «Собери букет»

- Продолжать знакомство с колоритом. Продолжать учить составлять букеты холодных и тёплых тонов.



^ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ

У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ

месяц

название игры

цель игры

сентябрь

1. «Далеко-близко»

- Продолжать знакомить детей с перспективой.

2. «Проверь себя»

- Закреплять умение правильно смешивать краски, получая новые оттенки.

октябрь

1. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

2. «Подбери чашку»

- Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.).

ноябрь

1. «Найди свой цвет»

- Закреплять знания цветов.

2. «Бутылочки»

Игра – соревнование: упражнять в нахождении крышек определённого цвета на время или в соревновании друг с другом.

декабрь

1. «Далеко-близко»

- Продолжать знакомить детей с перспективой.

2. «Цветовое лото»

- Продолжать знакомство детей с дополнительными тонами спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов.

январь

1. «Собери букет»

- Продолжать знакомство с колоритом. Продолжать учить составлять букеты холодных и тёплых тонов.

2. «Художник»

- Упражнять в смешении красок, учить проверять друг друга.

февраль

1. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

2. «Художник 1»

- Закреплять знание оттенков.

март

1. «Далеко-близко»

- Продолжать знакомить детей с перспективой.

2. «Цветовое лото»

- Закреплять знание дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов.

апрель

1. «Весёлые крышки»

- Побуждать строить высокие постройки определённого цвета, развивать мелкую моторику.

2. «Найди цвет»

- Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра.

май

1. «Художник»

- Закреплять умение смешивать краски, учить проверять друг друга.

2. «Цветовое лото»

- Закреплять знание дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов.