velikol.ru
1 2 3 4



Лексика- домашние задания


Составила: учитель- логопед Корнилова О.А

Осень


1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года на­ступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопро­сы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

— Какое сейчас время года?

Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.


2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выде­лить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

^ Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен­ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие

дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.


3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо?

^ Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью?

Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

^ Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

^ Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь?

Перелетные птицы летят в теплые края.


4. Предложите ребенку разделить названия осенних меся­цев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.


5. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые,бордовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы,

6. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. —^ Березовые листья.

Клён.- Кленовые листья.

Рябина.-Рябиновые листья.


Рассказ по опорным картинкам «Осень»

После лета наступает осень.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.

Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.

Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).

Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.

Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.

^ Тема «Деревья»


1.Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице. Как они изменились весной? Расскажите о строении деревьев. Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья), у дуба- жёлуди ; у хвойных: иголки, шишки.

Деревья бывают с листьями (лиственные) и с иголками(хвойные) Лиственные: берёза, дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна. Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на улице и т.д.)


2.Выучите с ребёнком текст и проведите пальчиковую гимнастику

Ветер по лесу летал Плавные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.


^ 3.Поиграйте в игру «Отгадай листочек» Сорвите с разных деревьев по листочку, пусть дети отгадают, какие это листья

Лист березы — березовый; ... дуба — дубовый; ... тополя — тополиный;

… клена — кленовый; ... липы — липовый.


ДЕРЕВЬЯ

^ Образование существительных

с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом

«Назови ласково»

Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,

лес — лесок,

иголка — иголочка.


ДЕРЕВЬЯ

^ Образование существительных множественного числа

в именительном и родительном падежах «Один — много»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов;

чаща — чащи — чащ.


ДЕРЕВЬЯ

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Одно дерево — два дерева — пять деревьев,

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев


^ Упражнение «Посчитай»

Одно дерево- два дерева- пять деревьев

Одно высокое дерево- два высоких дерева-пять высоких деревьев

Одна ветка — две ветки — пять веток,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.


^ ДЕРЕВЬЯ

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;

... рябины — рябиновый; ... ели — еловая;

... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная;

... сосны — сосновый; ... осины — осиновая;

... клена — кленовый; ... липы — липовая.


ДЕРЕВЬЯ ^ Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

^ Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;

если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.


^ Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

^ ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

— названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;

— понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

— куда улетают птицы, почему;

— части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

— голоса, повадки птиц, их жилье.

Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить


^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

аист — аистенок,

цапля— цапелька.

^ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в

единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 68 лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

^ Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6

8 лет)

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —..., стая уток —...,... грачей —...,

... соловьев — ....

^ Образование множественного числа существительных в именительном и

родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, журавль-журавли-журавлей, гусь-гуси-гусей, ласточка-ласточки-ласточек, утка-утки-уток, соловей-соловьи-соловьев, лебедь-лебеди-лебедей, гнездо-гнезда-гнезд, яйцо-яйца-яиц, птенец-птенцы-птенцов.


^ РАССКАЖИ О ПТИЦЕ ПО ПЛАНУ

1)Кто это

2)какая птица(перелетная, зимующая)

3)Внешний вид(размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва)

4)Чем питается

4)как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов

НАПРИМЕР: Лебедь -перелетная птица.Тело вытянутое,шея длинная,клюв средней величины и красный. Живет на болотах и озерах.Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами,листьями и стеблями растений.


Составить,записать и рассказать рассказ о любой перелетной птице(утка, ласточка,скворец,грач,журавль,аист,цапля,кукушка)


^ Выучи стихотворение

Осень непогодушка, Ветка чуть качается,

Тополь пожелтел, Дождик не кончается,

Вдруг на ветке скворушка С нами милый скворушка

Песенку запел. До весны прощается.


^ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

— назначение основных электроприборов


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

— назначение основных электроприборов в доме;

— почему они так называются;

— как с ними обращаться.

^ Расширение словарного запаса детей:

Названия:телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, лампа. компьютер , обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, плита, фен, вентилятор, микроволновая лечь, морозильник, техника, про­вод, розетка, вилка, электричество;


признаки: цветной, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микровол­новая, теплый, электрический, бытовая;


действия: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пыле­сосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, гото­вить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Телефон — телефончик, пылесос — пылесосик,

торшер — торшерчик, лампа — лампочка, холодильник — холодильничек, утюг — утюжок, магнитофон — магнитофончик, плита — плитка (плиточка).


^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Телевизор — телевизоры — телевизоров, магнитофон — магнитофоны — магнитофонов, пылесос — пылесосы — пылесосов, люстра — люстры — люстр, телефон — телефоны — телефонов, радио — радио — радио, лампа — лампы — ламп, компьютер — компьютеры — компьютеров, холодильник — холодильники — холодильников, утюг — утюги — утюгов, машина — машины — машин, плита — плиты — плит, техника — техника — много техники, провод — провода — проводов, розетка — розетки — розеток, печь — печи — печей.


^ БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

Согласование существительных с числительными 1,2,5

Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять

цветных телевизоров,

одна хрустальная


^ Бытовые электроприборы

Один цветной телевизор- два цветных телевизора-пять цветных телевизоров

Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры- пять хрустальных люстр

один высокий холодильник — два высоких холодильника —

пять высоких холодильников и т.д.


^ Составить словосочетания со словами:магнитофон, плита(газовая плита), утюг, телефон, стиральная машина, пылесос, компьютер

Словосочетания записать в тетрадь


^ Образование существительных в родительном падеже «Ска­жи со словом "нет"»

Телевизор ---нет (чего?) телевизора;

магнитофон---нет (чего?) магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, лампы, компьютера, обогрева­теля, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микро­волновой печи, плиты, тостера, фена, вентилятора.


^ Упражнение «Закончи предложение»

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер .,. (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ,.. (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

Одежда


1.Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его про­износить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки,свитер, кофта, шуба, платье, футболка, майка, шорты,носки и.т.п. Объясните, что все это — одежда. Научите ре­бенка произносить это слово.


2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали одеж­ды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ре­бенком произношение этих слов.


3.Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой почему тепло одеваются. Какую одежду носят летом, когда на улице тепло.


4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках, в шкафу. Пусть он показывает и называет их.


5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть ка­пюшон и карманы. В ней можно гулять осенью.


6. Прочитайте ребёнку народную сказку «Ру­кавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это сделали, чем закончилась сказка.

Обувь

1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произно­шение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самосто­ятельно.

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, пятка, каблук,подошва, шнурки. Отработайте произно­шение этих слов с ребенком.

3. Рассмотрите изображения предметов обуви на картин­ках. Пусть ребенок показывает и называет их.

4. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:

Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.

5. Научите ребенка отвечать на вопросы:

— Что обувают на ноги?

— Какую обувь ты знаешь?

— Какую обувь носят осенью(зимой)? Почему? Какую обувь носят летом?

6.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка материалы, из которых обувь сделана.

Ботинки из кожи. — кожаные. Сапоги из резины- резиновые

7. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Обувь».

8. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».(Ребёнок закрывает глаза, вы прячете обувь. Чего нет? (нет тапок, ботинок, сапог….)

^ Одежда. Обувь.

Дети должны знать:

- названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя), верхняя одежда, нижнее бельё

- знать и называть детали одежды : рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты

- знать и называть обувь и её детали : носок, каблук, задник, подошва, шнурки.

^ 1)Упражнение «Назови ласково»

Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.

^ 2)Упражнение «Чего много?»

Чего много в магазине ? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.

^ 3)Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п

4)Упражнение «Какой? Какое? Какая?»

Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной

Платье из шёлка- шёлковое

Шуба из меха- меховая

Куртка из кожи – кожаная

Сапоги из резины- резиновые

^ Времена года. Зима


1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое насту­пило. Повторите вместе с ним слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на во­прос:

— Какое сейчас время года?

^ Сейчас зима.

Потренируйте ребенка в произношении слов сугроб, сне­жинка, сосулька, снегопад.

  1. Побеседуйте с ребенком во время прогулки о зиме, пона­блюдайте ее приметы.


3. Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их срав­нить. Предложите повторить за вами:

Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лед гладкий, блестящий, твердый.


4. Предложите ребенку послушать, а затем повторить вслед за вами рассказ о зиме.

• Наступила зима. Кругом лежит снег. На реках лед. На улице мороз. Все вокруг белое.


5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье». Выясните, кто из ее героев понравился и почему.

^ Зимующие птицы

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встре­чаются зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь.

2. Рассмотрите изображения зимующих птиц на картин­ках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите вни­мание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, лапки. Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Пусть ребе­нок учится произносить эти слова.

3. Прочитайте ребенку стихотворение.

КОРМУШКА

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов, и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки крошки —

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

4. Помогите ребенку сделать из подручного материала (на­пример, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку на улицу. Пусть ребёнок насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кор­мушку каждый день.

5. Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: при­летают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложи­те ребенку произнести эти слова.


^ Тема «Зима»

Дети должны знать:

- названия зимних месяцев;

- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

- что последний месяц года-декабрь;

- что зимой бывает веселый праздник- Новый год.


^ Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.


^ Образование существительных множественного числа в ро­дительном надеже «Один — много»

Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа -стуж, холод- холодов, забава — забав.


^ Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).


^ Тема «Зима»


Подбери родственные слова

Снег-снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь...;


Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зи­мующие…


Мороз—морозец; морозить, морозилка, морозный, мороженое;


Лед —ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.


^ Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили.__________________________________________

Дети, санки, катаются.____________________________________________

Снежки, играют, мальчики.________________________________________

Снежинки, падать, легкие, тихо.____________________________________


^ Упражнение «Подбери слова-признаки»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;


зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;


снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.


^ Упражнение «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ....

Земля покрылась белым, пушистым ...

Дети слепили большую снежную ...

Зимой дети любят кататься на ...

^ Зима

1)Пересказать рассказ о зиме

После осени наступила зима. Дни стали короче, а ночи длиннее.

Часто идёт снег. Дует ветер.

На деревьях и на земле лежит снег.

Реки и озёра покрыты льдом.

Люди одевают шубы, тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги и валенки.

Зимующим птицам нечем питаться, поэтому люди делают кормушки и подкармливают птиц.

Многие животные прячутся в норки. Медведь ложится в спячку.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.

Дети рады зиме!

^ Новогодний праздник


1. Побеседуйте с ребенком о приближающемся празднике. Расскажите о том, что это праздник наступления нового года. Выясните, помнит ли ребёнок, кого ждут в этот день с подар­ками все дети. Предложите малышу повторить вслед за вами слова и словосочетания: Новый год, елка, Дед Мороз, Снегу­рочка, праздник, хоровод, подарки.

2. Привлеките малыша к украшению елки. Рассмотрите с ним елочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Отработайте произношение прилагательных легкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный.

3. Прочитайте ребенку стихотворение. Предложите под­сказать недостающие слова.

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес, Добрый... (Дедушка Мороз).


4. Предложите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке по плану. Например:

• Это елочная игрушка — шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.

3. Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Шарик из стекла. — ^ Стеклянный шарик.

Флажок из бумаги. — Бумажный флажок.

Кораблик из картона. — Картонный кораблик.

Игрушка из пластмассы.- Пластмассовая игрушка.

Профессии


1. Расскажите ребенку о профессии папы и мамы: рассказать, кем и где папа или мама работает, в чем заключается эта работа.

2. Предложите ребенку вспомнить названия профессий ра­ботников детского сада, магазина, столовой, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях. Можете провести с ним игру «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты.

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.


3.Пусть ребенок разделит на слоги (произнесёт по частям с отхлопыванием) некоторые названия профессий (по-вар, , ка-пи-тан, во-ди-тель, про-да-вец….).


4. Прочитайте и обсудите стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»

Тема «Профессии»


^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Учитель — учителя — учителей,

врач — врачи — врачей,

продавец — продавцы — продавцов,

пекарь — пекари — пекарей,

фотограф — фотографы — фотографов,

портной — портные — портных,

доярка — доярки — доярок,

почтальон — почтальоны — почтальонов.


^ Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она — художница;

он учитель, а она — ... ;

он писатель, а она — ... ;

он проводник, а она — ... ;

он певец, а она — ... ;

он переводчик, а она — ....

воспитатель-…

^ Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать;

пожарный — тушит пожар;

строитель — строит и ремонтирует дома;

маляр— красит, белит

фотограф — фотографирует;

повар — ...

портной — ...

парикмахер — ...

библиотекарь — ...

врач — ...

писатель — ...

водитель — ...

доярка — ...

птичница — ....

продавец-…

сапожник-…


Тема «Профессии»


^ Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;

врачу — лекарство, белый халат, градусник;

художнику — ...

учителю — ...

портному — ...

маляру — ...

рыболову — ...

продавцу — ...

садовнику — ...

плотнику — ...

доярке — ...

трактористу — ....


^ Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Кто красит стены? (Маляр.)

Кто ухаживает за птицами? (Птичница).

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто играет на рояле? (Пианист.)


Упражнение «Исправь ошибку»

Маляр шьет одежду.__________________________________

Водитель управляет самолетом. ________________________

Парик­махер вяжет кофту.______________________________

Библиотекарь разносит почту.__________________________

Фотограф сочиняет музыку. ___________________________

Доярка шьет одежду._________________________________

^ Тема «Животные холодных стран»

1)Наклеить картинки с изображением этих животных.

Знать и называть животных: белый медведь, песец, морж, тюлень, северный олень, пингвин (птица), морской котик

Они живут на Севере, где очень холодно, много снега и льда. Поэтому у них очень толстая кожа и слой жира под кожей, густая шерсть (медведь, песец) которые защищают их от мороза.

^ 2)Упражнение «Назови детенышей»

У моржа- моржата,

У медведя________________

У оленя___________________

У тюленя__________________

У пингвина_________________


^ 3)Упражнение «Один- много»

Морж- много(кого?) моржей

Медведь- много (кого?)_______________

Олень- много________________________

Тюлень- много_______________________

Пингвин- много______________________

Песец- много________________________


^ 4) Сосчитай животных до 5

Один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей

Один медведь___________________________________________

Один олень____________________________________________

Один тюлень___________________________________________

Один пингвин__________________________________________

Один песец____________________________________________

^ Тема «Животные жарких стран»

1)Наклеить картинки с изображением животных

Знать и называть животных: лев, тигр, кенгуру, крокодил, обезьяна, бегемот, леопард, жираф, слон, верблюд, зебра

^ 2)Назови ласково

Обезьяна- обезьянка лев- левушка

Слон- ____________ бегемот___________

леопард__________ крокодил_________ жираф____________


3)Упражнение «Один- много»

Слон- много (кого?) слонов верблюд- много___________

Лев- много_________________ бегемот- много_____________

Тигр- много________________ леопард- много_____________

Крокодил- много____________ жираф- много______________

Обезьяна- много____________ кенгуру- много_____________


^ 4)Упражнение « Назови детенышей»

Слон- детеныши слоненок (слонята)

Тигр____________________________

Лев_____________________________

Кенгуру_________________________

Верблюд________________________


^ 5)Упражнение «Сосчитай животных»

Слон- 1 слон, 2 слона, 3 слона, 4 слона, 5 слонов

Также с другими животными ( кенгуру не изменяется )


6)Упражнение «Мой», «Моя»

Слон- он мой, бегемот- он мой,крокодил- он мой, лев- он мой и.т.д

Зебра- она моя, обезьяна- она моя…


^ 7) Упражнение «Чей», «Чья», «Чьи»

У льва- грива (чья?) львиная, шерсть (чья?) львиная, лапы (чьи?) львиные

У верблюда____________________________________________________

У обезьяны____________________________________________________

У леопарда____________________________________________________

У тигра_______________________________________________________

У слона_______________________________________________________


^ 1)Пересказ рассказа о верблюде

Это верблюд. Верблюды живут в пустынях Африки и Азии.

Верблюды питаются растениями, которые растут в пустыне: полынью, верблюжьей колючкой. Верблюд за 1 раз может выпить очень много воды (до 100 литров), но потом может долго обходиться без воды.

Верблюд- это высокое животное. На спине у верблюда горб ( 1 или 2). У верблюда длинные ноги, вытянутая шея. Тело покрыто верблюжьей шерстью. У верблюдов рождаются верблюжата ( 1 или 2). Верблюдица кормит их молоком

Верблюда называют «корабль пустыни», т.к. верблюды помогают перевозить людей и разные товары через пустыню. Из верблюжьей шерсти вяжут тёплые варежки и носки.


^ 1)Пересказ рассказа о жирафе

Это жираф. Жирафы живут в Африке. Они питаются листьями и цветками деревьев и кустов.

Жираф- самое высокое животное. У жирафа длинная шея с небольшой головой и длинные ноги. На голове у жирафа небольшие уши и маленькие рожки.

Тело жирафа покрыто жёлтой шерстью с коричневыми пятнами.

У жирафихи рождается 1 детёныш. Мама кормит его молоком.

^ ТЕМА «СЕМЬЯ»


1.Уточните понятия: семья, родители, мама, папа, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат. Вспомните с ребёнком как зовут членов вашей семьи.

Рассмотрите семейные фотографии, обсудите их. Ответьте на вопросы:

- Кто ты маме? (сын, дочь)

- Кто ты бабушке?

- Кто старше: мама или бабушка (папа или дедушка)

2.Подберите прилагательные к словам: мама (какая?)….., папа (какой?)….., бабушка (какая?), дедушка (какой?)

^ 3.Закончите предложения:

У каждого малыша есть……(мама). Каждый человек любит свою …..(маму). На свете очень трудно жить без …..(мамы). Я люблю гулять со своей ….. (мамой). Я горжусь своей…..(мамой). На праздник 8 марта мы дарим цветы…..(маме).


следующая страница >>