velikol.ru
1

Лексическая тема «Осень»

  1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:

  • Какое время года наступило?

  • Почему ты так думаешь?

  1. Помогите запомнить приметы осени. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени.

  2. Рассмотрите вместе несколько сюжетных картинок об осени и помогите ему придумать предложения по картинке. Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы?

  3. На прогулке помогите ребенку найти листики клена, березы, тополя, осины, рябины. Покажите с каких деревьев они упали, обратите внимание ребенка на разный цвет, на форму листьев.

  4. Выучите стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных листьев.

^ На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена.

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты,

У каштана словно опахала.

Было листьев много-много,

Осенью их мало стало.

6.Упражнение «Прохлопай слова».

Предложить ребенку прохлопать слова, затем назвать сколько хлопков получилось.

Например: дож-ди, кус-ты, ря-би-на, дуб, лу-жи, гро-за, же-лу-ди.

7. Упражнение «Повторим и поиграем». Совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и чтения слогов.

Взрослый называет и предлагает назвать первый звук в каждом из этих слов. слова: улей, арфа, ива, утка, окунь, автобус, ухо, индюк.

^ Лексическая тема «Овощи». Звуки П,Пь, Б,Бь. Буква Б.

  1. Выучите названия овощей. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей ребенок уже знает. Пусть он покажет и назовет их. Предложите рассказать о каждом знакомом овоще п плану:

  • Что это? Какого он цвета?

  • Какой он формы? Каков на ощупь?

  • Каков на вкус?

  1. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один-много». Вы называете овощь в единственном числе и бросаете мяч, он ловит и называет этот же овощ во множественном числе.

Огурец-огурцы, помидор-помидоры

  1. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково». Вы называете овощ и бросате его ребенку. Он ловит и называет овощ ласково.

Лук-лучок, чеснок-чесночок.

  1. Рас скажите ребенку из каких овощей гой товят салаты, щи, борщ.

  2. Выучите с ребенком «огородную считалку»

Чики-чики-чики-чок

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон

Выходи скорее вон.

  1. Предложить ребенку назвать овощи, название которого есть звук Б (бобы, кабачок, баклажан).Обратить внимание как произносится этот звук.

  • Когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете этот гласный или согласный?. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?


^ Лексическая тема «Фрукты». Звуки Б,Бь. Буква Б.

  1. Выучите названия фруктов. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка. Сначала выясните, названия, каких фруктов ребенок уже знает. Пусть он покажет и назовет их. Предложите рассказать о каждом знакомом фрукте по плану:

  • Что это? Какого он цвета?

  • Какой он формы? Каков на ощупь?

  • Каков на вкус?

  1. Поиграйте с ребенком уже знакомые игры «Один -много», «Назови-ласково» с мячом используя названия фруктов.

  2. Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например. желтый, овальный, кислый.(это лимон).

Оранжевый, круглый, ароматный. ( апельсин). Синяя . овальная мягкая, сладкая. (это слива)

  1. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:

  • Какой сок делают из яблок? (яблочный)

  • Какое варенье варят из слив?

  • Какой компот варят из груш?

  • Какой джем готовят из апельсинов?

  • Какое повидло можно приготовят из абрикосов?

  1. Учить детей определять место звуков Б,Бь в словах: Банан, Буква, дуБ, куБ, Бинт, ромБ.

  2. Упражнение «Прохлопай слова».

Предложить ребенку прохлопать слова-названия фруктов, затем назвать сколько хлопков получилось.

Например: гру-ша, ман-да-рин, ба-нан, ки-ви, пер-сик, ли-мон


Лексическая тема «Одежда»

  1. Нарисуйте или наклейте изображения одежды для лета и для осени,

подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки.

  1. Выясните, знает ли ваш ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый, поэтому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду.Помогите вспомнить и назвать одежду, которую он носил летом, осенью.

  2. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы».

Кофта, плащ, пальто, шляпа.

Кепка, косынка, берет, брюки

Юбка, платье, сарафан, платок.

Халат, юбка, кепка, шорты

  1. Поиграйте в игру «Какой? Какая? Какое? Какие?». бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит , какая она.

Кофта из шерсти-

Шарф из шерсти-

Пальто из шерсти-

Рукавички из шерсти-

5.Выучите с ребёнком загадку и нарисуйте отгадку:

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трёх.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошёл. (Рубашка).


Лексическая тема «Посуда». Звуки В,Вь, Ф,Фь. Буква В.

  1. Прочитайте ребенку стихотворение К Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения.

  2. Рассмотрите вместе посуду, а затем составить рассказ о каждом предмете по образцу.

Например. Это кастрюля. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Ее закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, макароны.

3. Поиграйте в игру ««Какой? Какая? Какое? Какие?».

^ Кувшин из стекла-

Чашка из фарфора-

Ведерка из серебра-

Вилки из металла-

Поднос из пластмассы-

Ложка из дерева-

Ножи из стали-

4.Для тог, что бы проверить, может ли ребенок образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поиграйте с ним в игру с мячом «Назови ласково».

Например: кастрюля-кастрюлечка, тарелка-тарелочка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, кувшин-кувшинчик, чашка-чашечка и т.д.

5.Вспомните названия посуды, содержащие звук К, и определите место этого звука в словах.

Кувшин, Тарелка, сковорода, чайник т.д.

6.Упражнение «Не зевай». Взрослый читает текст, ребенок запоминает и называет посуду.Развитие речевого слуха.

У нашего Вовки Смородина в чашке

На блюдце тарелка Ну а у Валерки

У нашей Акульки Грибочки в тарелке

Картошка в кастрюльке А теперь не зевай

У нашей Наташки И посуду называй.


^ Лексическая тема «Игрушки». Звуки Г, К..

1.Рассмотреть игрушки в игровом уголке. Пусть ребенок показывает и называет их. Предложите придумать рассказ о каждой из них.

Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он коричневый, большой, меховой. Я буду с ним играть в цирк.

^ Это самосвал. У него есть кабина, кузов, колесо, фары, в кабине есть руль. Кабина красная, кузов желтый, а колеса черные. Я буду в нем возить песок.

2.. Поиграйте в игру ««Какой? Какая? Какое? Какие?».

Мишка из меха какой? (мехавой)

Пирамидка из дерева какая?-

Мяч из резины-

Кукла из соломы-

Кубики из пластмассы-

  1. Выучите с ребенком считалку.

Баки-боки-буки-бан,

Паровозик, барабан,

^ Кит, пластмассовая кошка,

Динозавр, самосвал,

Я его на дачу брал.

Поскорее все считай,

Сосчитай и вылетай

5.Игра «Назови игрушки». Внимательно посмотрите вокруг и назовите сначала игрушки, которые начинаются на звук К, а потом игрушки, которые начинаются на звук Г.

Например: кукла, кубики, конструктор, клоун и т.д.

Гусли, гномик, гусь и т.д.

6.Упражнение « Составь схему».

Закрепить умение детей составлять схему слов. КОТ. КИТ, ДИК, ДОМ.


^ Лексическая тема «Зима». Звуки Ф,В. Буква В.

1.На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Расскажите о приметах зимы, помогите их запомнить, а потом попросите повторить их за вами.

^ Приметы зимы:

Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.

Стало холодно, а на улице мороз.

Дуют сильные ветры, часто бывают метели и снегопады.

^ Люди надевают зимнюю теплую одежду.

Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.

2.Объясните, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, синицы, снегиря. Пусть ребенок показывает и называет птиц, предложите ему составить маленький рассказ по птице по образцу.

Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный хвост.

3. Найдите две-три сюжетных картинки по теме «Зима», наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Подпишите предложения под картинками.

4.Подбор слов со звуками В и Вь. Предложите ребенку назвать слова со звуками В, Вь по темеи сказхать где находится звук в слове..

Например: Сова. Звук В находится в середине слова.

Ворона. Звук В находится в начале слова и т.д.

Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

Называете часть тела какой-то птицы и бросаете мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит чья это часть тела.

Например: Клюв вороны. Ребенок бросает обратно мяч и говорит: Вороний клюв.

Голова совы, гнездо воробья, крылья голубя,


^ Лексическая тема «Домашние животные». Звуки Ф,В. Буква В.

1.Расскажите ребенку о том, что домашними мы называем тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ним ухаживает. Предложите составить небольшой рассказ о животном (о корове, собаке, лошади).

Например: Это кошка. Кошка-домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.

2. Поиграйте в игру «Один-много» по теме «Детеныши животных». Вы бросаете мяч и называете детеныша животного, а он бросает мяч обратно и называет детеныша во множительном числе.

Теленок-телята, козденок –козлята, жеребенок-жеребята, паросенок –паросята, ягненок –ягнята, щенок-щенята, котенок-котята.

3. Поиграйте в игру «Чей, Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете мяч и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух произносит притяжательное прилагательное.

Например: Уши кролика, а ребенок говорит – кроличьи.

Хвост собаки- Голова коровы-

Шкура овцы- Пятачок свиньи –

Рога козы- копыта лошади-

Голова собаки- хвост кошки-

  1. Выучить чешскую народную песенку.

Дай молока, Буренушка,

Хоть капельку-на донышке.

Жду меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молока для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.


^ Лексическая тема «Дикие животные

1.Расскажите ребенку о том, что животные, которые живут на воле. Называются дикими. Они сами строят себе жилища, сами добывают себе еду. Рассмотрите изображения медведя с медвежонком, волка с волчонком, зайца с зайчонком и т.д. Пусть ребенок показывает и называет их, пусть он о каждом составит небольшой рассказ.

Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя маленький.

2.Выясните, знает ли ваш ребенок, как зимуют дикие животные. Напомните ему, как называются их жилища.

Например: у медведя-берлога; у волка-логово; у бобра-хатка;

У ежа – норка; у белки-гнездо в дупле.

Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, можно провести игру с мячом, вы называете животное, а ребенок его жилище или наоборот.

3.Учить с ребенком русскую народную потешку.

^ Сидит белка на тележке, продает она орешки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок,

Кому в лапочку.

4.Игра с мячом «Большие и маленькие». Взрослый бросает мяч ребенку и называет дикое животное. Ребенок ловит и называет детеныша животного.

Волк-волчата, волчонок; лиса-лисенок, лисята; медведь-медвежонок, медвежата; заяц-зайчата, зайчонок и т.д.

5.Упражнеие «Напиши букву». Предложить написать букву, с которого начинается название животного. Взрослый называет животного, а ребенок пишит букву.

Например: Волк, барсук. Теперь предложите написать последнюю букву в название животного. Лиса, белка и т.д.


^ Лексическая тема «Мебель»

  1. Рассмотрите мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о мебели, о ее назначении. Сначала расскажите об одном из предметов, а потом пусть он расскажет вам.

  2. Например: Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.

  3. Предложите ребенку ответить на вопросы:

  • Где хранят одежду?

  • Где люди обедают?

  • На чем ты сидишь?

  • Где хранят книги?

  • Где спит человек?

Следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

  1. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов возьмите любую игрушку и поместите его на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка? (на столе ). Потом поставьте под стул, за стол, перед, около. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги.

  2. Игра «Подскажи словечко»

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без……. (ножки)

На шкафу корзина с перцем

И открыты обе ………. (дверцы)

На буфете ежик с волком,

Ну а сам буфет без…….(полки)

  1. Игра с мячом «Назови ласково». Взрослый называет предмет мебели и бросает мяч ребенку, он возвращает мяч и называет этот же предмет ласково.

Синий диван-синенький диванчик; мягкий пуфик, легкий стул, тяжелый шкаф, круглый стол, новая табуретка,старая кровать, новое кресло.


^ Лексическая тема «Транспорт». Звук Ы, Буква Ы.

1.Понаблюдайте с ребенком за транспортом на улице. Выясните, знает ли он названия транспорта, известно ли ему, что транспорт бывает грузовым и пассажирским.

2.Рассмотрите с ребенком картинки с изображением дорожного, железнодорожного, водного, подземного, воздушного транспорта.

Предложите подумать, почему транспорт называется дорожным? Воздушным? т.д.

3.Продолжаем работу по теме «Транспорт». Вместе с ребёнком найдите картинки с изображением дорожного транспорта (автобус, троллейбус, машина), железнодорожного транспорта (поезд, трамвай), воздушного транспорта (самолёт, вертолёт), водного транспорта (теплоход, катер, баржа),подземного транспорта (метро). Наклейте картинки в тетрадь по видам, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки.

4.Понаблюдайте с ребёнком за грузовым транспортом на улице. Покажите ему грузовик, фургон,цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Отработайте с ребёнком произношение этих слов, разделите их на слоги. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.

5.Упражнение «Ехали медведи..». Развитие речевого слуха.

Предложите послушать отрывок из сказки и запомнить названия транспорта.

Ехали медведи А за ними раки

На велосипеде на хромой собаке

А за ними кот волки на кобыле.

Задом наперед Львы в автомобиле

А за ним комарики зайчики в трамвайчике.

На воздушном шарике. Жаба на метле.

6.Игра с мячом «Один-много». Взрослый бросает мяч называет машину.Ребенок ловит мяч, называет много таких же машин и возвращает мяч обратно.

Автобус-автобусы; трамвай, самосвал, корабль, самокат, самолет и т.д.

7.Упражнение «Прочитай». Предложите ребенку прочитать слово: ДЫМ ; сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Перечислите их по порядку; выложите схему этого слова.




Лексическая тема «Профессии на транспорте». Звук Ы-И, Буква Ы.

1.Найдите вместе с ребёнком картинки, на которых изображены шофёр, лётчик, машинист, водитель троллейбуса, капитан, вагоновожатый.

Наклейте картинки в тетрадь, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки, а также прочитает все слова, состоящие из знакомых букв.

2.Помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Например:

Лётчик управляет самолётом. Машинист ведёт поезд. И т.п.

3.Помогите ребёнку разделить на слоги названия профессий: ма-ши-нист, кон-дук-тор, лет-чие, пи-лот, про-вод-ник и т.д.

4.Выучите с ребёнком загадку. Нарисуйте отгадку.

Он в любую непогоду

И в любое время года

Крутит руль и жмёт педали,

Чтобы вы не опоздали

На работу, в детский сад.

Подвести всегда вас рад. (Шофёр)

  1. Упражнение «Сосчитай».

Два капитана-пять капитанов

Два кондуктора-пять..

Два машиниста-пять..

Два пилота-пять…

Два водителя-пять.. и т.д.

  1. Разгадывание ребуса